Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема познания в философии Ф. Бэкона




Проблема познания в философии Ф. Бэкона
 
▫ Объект познания для Ф. Бэкона — природа, задача познания — исследова­ние природы, цель познания - господство человека над силами природы. ▫ Ф. Бэкон разработал учение о познавательных способностях и методах по­знания. ▫ Процесс познания осуществляется в два этапа: 1) осведомление чувств, 2) суждение разума. Однако чувства не все замечают, а иногда и обманывают нас. Разум же, во-первых, быстро отрывается отданных чувств и, во-вторых, многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Ф. Бэкон называет «идолами». «Призраки» («идолы»), которые препятствуют человеку получить истинное знание, делятся на врожденные заблуждения людей («призраки рода» и «призраки пещеры») и приобретенные заблуждения («призраки рынка» и «призраки театра»). • «Призраки рода» — заблуждения, обусловленные общей для всех людей природой. • «Призраки пещеры» — заблуждения, которые присущи не всему человечес­кому роду, а только отдельной личности. • «Призраки рынка» - заблуждения, возникающие вследствии неточного, неправильного употребления слов. • «Призраки театра» - заблуждения, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями. Знание этих заблуждений помогает избежать ошибок. ▫ Науке присущи два метода исследования: метод догматический и метод эмпирический. ▫ К первому относятся «путь паука» — получение знаний из «чистого разума», т.е. рационалистическим путем, и «путь муравья» — получение знаний исклю­чительно посредством опыта. Оба эти пути несовершенны. К эмпирическому методу относится «путь пчелы». Следуя по этому пути, необходимо собрать все факты, обобщить их и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность. ▫ Истинный путь познания — эмпиризм. Данный путь основывается на ин­дукции (сборе и обобщении фактов, накоплении опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явле­ний разумом.

 

Система классификации наук Ф. Бэкона

 

 
 


Система классификации наук

 

 
Основные способности познания  

 

ПАМЯТЬ   ВООБРАЖЕНИЕ     РАССУДОК  
         
ИСТОРИЯ   ПОЭЗИЯ   ФИЛОСОФИЯ  
         
Гражданская   Драматическая   Учение о природе  
         
Естественная Повествовательная Физика абстрактов  
    Физика конкретов  
повествовательная Параболическая (басни) Математика  
индуктивная          
        Учение о человеке
         
        Учение о Боге

 

Философия Т. Гоббса

 

ТОМАС ГОББС (1588-1679) - ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Основные работы: «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «Левиафан» (1651)  
 
Общая характеристика философии Т. Гоббса  
▫ Ф. Бэкон — родоначальник английского материализма, Т. Гоббс — продолжа­тель и систематизатор бэконовского материализма, которому придал закончен­ную механистическую форму. Другая отличительная черта философии Т. Гоб­бса - ее социальная направленность, ибо проблема общества и государства, по его мнению, - главная в философии. ▫ Материализм Т. Гоббса основывается на следующих положениях: первона­чальное, основное есть материя или тело; материя не создается и не исчезает; движение тел происходит по механическим законам; дух, разум, мышление имеют своих носителей - телесные вещи; мыслит материя, телесный орга­низм, а не какая-то отличная от него субстанция. ▫ Познание осуществляется посредством «идей» (чувственных представлений). Источник идей — чувственные восприятия внешнего мира. Идеи перерабаты­ваются умом посредством сравнения, сочетания и разделения идей. Отсюда по­знание осуществляется главным образом благодаря чувственному восприятию (эмпиризм). В познании возможно одновременное использование как индук­ции, так и дедукции. ▫ О Теория общества и государства представлена в работе «Левиафан» («Чудови­ще»), где обосновывается идея, согласно которой в основе возникновении государства лежал общественный (совместный) договор. Государству, по мне­нию Т. Гоббса, предшествовало «естественное состояние» людей, которое ха­рактеризуется отсутствием собственности. Государство возникает тогда, когда на месте естественного права действует закон (веление разума или правовой разум). Государственная власть есть абсолютная власть, подчинение которой Должно быть безусловным. Лучшая форма - абсолютная монархия. ▫ Человек создал государство. Отсюда у Т. Гоббса сопоставление государства с человеком: душа государства — верховная власть, его суставы — судебные и исполнительные органы, нервы — награды и наказания, память — советники, Разум — справедливость и законы, здоровье — гражданский мир, болезнь — смута, смерть — гражданская война.  

 

Философия Джона Локка

ДЖОН ЛОКК (1632-1704) развил многие философские идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса, и прежде всего сенсуалистичес­кую теорию познания. Основное сочинение: «Опыт о человеческом разуме» (1690)
 
Общая характеристика философии Джона Локка
▫ Дж. Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма (sensus — чувство, ощущение) - происхождение всех знаний из чувственного восприя­тия внешнего мира. ▫ В уме человека нет никаких врожденных идей. Поэтому, по мнению Дж. Лок­ка, познание человека есть прежде всего чувственное познание; оно берет свое начало из ощущения. Отсюда единственным источником всех идей является опыт. Опыт распадается у Дж. Локка на внешний и внутренний. Объект первого — внешний мир, объект второго — деятельность самой души. Первый служит осно­вой чувственного познания, ощущения, второй - рефлективного познания. Из этих двух источников мы черпаем все наши идеи. ▫ В основе знания лежат простые идеи. Так, посредством идей ощущения чело­век воспринимает качества вещей. Эти идеи Дж. Локк делит на идеи первичных качеств и на идеи вторичных качеств. Первичные качества присущи самим предметам (плотность, протяженность, фигура, движение, число). Вторичные качества не присущи самим предметам (цвет, свет, запах, вкус, звук). Простые идеи — это материал для знания, но не само знание. Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования из простых идей образуются сложные и об­щие идеи (модусы, субстанции и отношения). По степени значимости для зна­ния идеи делятся на ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. ▫ В отношении достоверности существует два вида знания: бесспорное (досто­верное) и вероятное (мнение). По степени точности Дж. Локк различает три вида достоверного знания: созерцательное (непосредственное, или интуитив­ное), демонстративное (доказательное, или доказывающее) и чувственное, т. е. достигаемое посредством чувств. ▫ В понимании материи Дж. Локк впервые выдвинул идею о государстве, построенном на основе разделения властей на законодательную, исполнитель­ную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2946 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.