Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля




Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля
Проблема материи Проблема души Проблема человека
▫ Материя - субстрат. Без ма­терии нет бытия, но и сама материя не существует само­стоятельно. До принятия оп­ределенной формы материя находится в состоянии небы­тия. Эта первая материя ли­шена жизни, энергии, цело­стности, всяких свойств, вся­кой определенности. Материя еще не есть действительность, а только возможность. Дей­ствительностью она становит­ся лишь в связи с формой. ▫ Материя — это потенция, ограниченная формой; потен­ция (субстрат) есть пассив­ное начало, форма — актив­ное. ▫ Всякая вещь есть единство «материи» и «формы». ▫ Движение - обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей. ▫ Виды причин: материаль­ная (субстрат), формальная (образующая «сущность», вещь), производящая (раскры­вающая цель движения). ▫ Высшей формой всего су­щего является Бог, имеющий бытие вне мира. ▫ Душа - носитель со­знания и одновременно ведает функциями орга­низма. ▫ Три уровня души: - «растительная душа», отвечает за функции пи­тания и размножения; - «чувственная (живот­ная) душа», отвечает за функции питания, раз­множения, ощущения и желания; - «разумная душа», ох­ватывает все вышепере­численные функции и ведает еще функциями познания и мышления. ▫ Душа смерти. Одушевление материи (гилозоизм) — «неле­пость и противоречие». ▫ Человек рождает­ся политическим су­ществом и стремит­ся к «совместному сожительству». ▫ Человек есть по­литическое животное (выводя политич­ность человека из его природы, а не наоборот — природу человека из его дея­тельности в обще­стве, — Аристотель делает ошибку). ▫ Проявление поли­тической сущности человека есть образо­вание семьи, госу­дарства.

 

Период эллинистической и римской философии

Эллинистическая и римская философия (III в. до н. э. — VI в. н. э.)
Платонова Академия Спевсипп (409-339 до н.э.) Ксенократ (395—314 до н. э.) Аркесилай (315-240 до н. э.) Карнеад (214-129 до н. э.)   Перипатетическая школа Аристотель (384—322 до н. э.) Теофраст (370-285 до н. э.) Евдем Родосский Андроник Родосский Александр Афродизийский
     
Эпикурейская школа Эпикур (341-270 до н. э.) Тит Лукрецкий Кар (95-55 до н. э.)   Стоическая школа Зенон из Китии (336-264 до н. э.) Луций Анней Сенека (ок. IV до н. э. — 65 н. э.) Марк Аврелий (121-180)
     
Скептицизм Пиррон из Элиды(360-270 до н. э.) Секст Эмпирик (II-III в. н. э.)   Эклектизм Панэций (185-110 до н. э.) Антиох из Аскалона (умер в 68 г. до н. э.) Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) Марк Теренций Варрон (116-27 до н.э.)
       
   
 


Мистицизм

 

 

 

Неопифагореизм Аполлоний Тианский (вторая половина I в- н. э.) Модерат из Гадеса (I в. н. э.)   Философия Филона Александрийского Филон Александ­рийский (20—54)   Неоплатонизм Аммоний Саккос (175—242) Плотин (205-270) Прокл (410-485)  

 

Эпикурейская школа

ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА - материалистическая философская школа Древней Греции, основана Эпикуром. Прошла три этапа развития: 1) школа Эпикура в эллинистическую эпоху (IV—III вв. до н.э.); 2) греко-римский эпикуреизм (II—I вв. до н.э.); 3) эпикуреизм периода Римской империи (I—VI вв. до н.э.).
Общая характеристика философии Эпикура (341—270 до н.э.)
▫ Эпикур делит философию на три части: учение о природе (физика), уче­ние о познании (логика, или каноника), учение о достижении человеком счастья (этика). Им написано около 300 сочинений. ▫ Важнейший элемент материалистического учения Эпикура - принцип со­хранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения. Вселенная бесконечна и существует вечно. ▫ Основные элементы мироздания: атомы и пустота. Они вечны и бесконеч­ны. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожимы; их свойства: форма, ве­личина, вес. Атомы находятся в постоянном движении. Все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты. Материальный мир — единственная и первичная реальность. ▫ Исходный пункт познания — объективная реальность', истина — в совпаде­нии мысли с этой реальностью, данной через посредство наших чувств. По­знание — сложный процесс, предполагающий память, внимание, сравнение и образование общих понятий. В своей канонике Эпикур исходит из познава­емости мира и, признавая единичные ощущения единственным источником познания (сенсуализм), нисколько не умаляет значения общих понятий для познания. ▫ Этика Эпикура построена на натуралистической и индивидуалистической основе. Человек — чувственное существо, и чувства являются критериями морали. Высшее благо — блаженство, наслаждение, которое понимается как отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия). Нормой жизни должны стать разумное ограничение (жела­ний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость. ▫ Учение об обществе. Общество — совокупность индивидов; каждый инди­вид должен совершать поступки, не идущие вразрез с общественными инте­ресами, ибо добродетели находятся в неразрывной связи с приятной жизнью.

 

Стоицизм

СТОИЦИЗМ — школа древнегреческой философии, получившая на­звание от портика в Афинах, где она была основана Зеноном из Китио-на около 300 г. до н.э. Прошла три этапа развития: 1) Древняя Стоя (III—II вв. до н.э.; Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики); 2) Средняя Стоя (II—I вв. до н. э.; Ланэций, Лосидоний); 3) Поздняя Стоя (римский стоицизм — Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет, Гиерокл-стоик, Марк Аврелий)
  Общая характеристика философии стоиков
▫ Стоики делили философию на три части: логику, физику и этику. Филосо­фия — «упражнение в мудрости»; мудрость— «знание божественных и челове­ческих дел». ▫ В основе множества тел лежит единая субстанция, материя (сущность). В мире, едином самом по себе, есть два начала всего: активное и пассивное. Пассивным является бескачественная сущность — материя, а активным — находящийся в ней Логос, или Бог. Саморазвитие мира происходит цикличес­ки; каждый цикл кончается превращением всего в огонь «воспламенением»; в начале каждого нового цикла «творческий огонь», он же Бог-Логос, порож­дает из себя четыре первоосновы: огонь, воду, воздух и землю, а из них все тела в мире. ▫ Душа человека, часть мировой разумной души, дыхания, телесна и прони­цает все тело, а со смертью отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств. ▫ Логическую часть философии стоики делили на риторику и диалектику. Материал диалектики — понятия, а цель — познание методов доказательств. ▫ Этический идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий себе» (автаркия), т. е. не зависящий от внешних обстоя­тельств. Конечная цель человека - счастье - определяется как жизнь согласно Природе, Логосу. Только такая жизнь добродетельна. ▫ Общество возникло по природе, а не на основании договора (как у Эпику­ра). «Две вещи дала человеку природа... Это разум и общество». ▫ Из тезисов о существовании единого космоса выводилось утверждение Стои о равенстве всех людей по природе независимо от национальности, пола, социального положения.

 

Скептицизм

СКЕПТИЦИЗМ — направление в древнегреческой философии, осно­ванное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н.э. В развитии скептицизма различают три периода: 1) ранний скептицизм (Пиррон, ок. 360—270 до н.э.); 2) скептицизм, развивающийся в платоновской Академии при Аркесилае и Карнеаде; 3) поздний скептицизм (Энесидем из Кноса, Агриппа, Секст Эмпирик)
Общая характеристика философии Пиррона
▫ Философ, утверждал Пиррон, — тот, кто стремится к счастью. Счастье состоит в невозможности и отсутствии страданий. ▫ Кто желает достигнуть счастья, должен ответить на три вопроса: 1) Из чего состоят вещи? 2) Как мы должны относиться к этим вещам? 3) Какую выгоду получим мы от этого нашего к ним отношения? На первый вопрос мы, по Пиррону, не можем дать никакого ответа: всякая вещь «есть это не в большей степени, чем то». Ни о чем нельзя сказать, что оно поистине существует, и никакой способ не может быть признан истинным или ложным. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суж­дение. ▫ Отсюда ответ на второй вопрос: единственное достойное философа отно­шение к вещам может состоять только в воздержании от суждений. Это воз­держание не значит, что не существует ничего достоверного: безусловно, достоверным являются, по Пиррону, наши чувственные восприятия (субъек­тивно-идеалистическая тенденция скептицизма). ▫ Этими положениями определяется ответ Пиррона на третий вопрос: выго­дой, проистекающей из воздержания от всяких суждений об истинной сущ­ности, будет невозмутимость или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую степень возможного блаженства. ▫ Воздержание от суждений не означает полной практической бездеятельно­сти: кто живет, тот должен действовать. Но философ-скептик не приписыва­ет своему образу мыслей и своим действиям значения безусловной истины. Он сомневается в существовании внешнего мира и в возможности его позна­ния. Для него сомнение — всеобщий принцип и метод познания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 861 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2214 - | 2157 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.