Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Учение Дж. Беркли об идеях




  Учение субъективного идеализма
    основной принцип  
  «Существовать — значит быть воспринимаемым»
Духовное бытие (сознание)
«Идеи»     «Души»
«Идеи», воспринимаемые челове­ком, — субъективные качества -пассивны и совершенно не зависят от человека     «Души» деятельны, активны, об­ладают способностью воспринимать «идеи»
 
Все «идеи» существуют только в душе (как мысли, ощущения)  
▫ «Идеи» — не копии вещей ▫ «Идея» сходна только с «идеей» Все наши «идеи» являются либо ощущениями, либо воздействи­ями разума на ощущения ▫ «Идеи» извне — ощущения «Идеи» изнутри - мысли          
    Бог «вкладыва­ет» в сознание субъектов со­держание ощу­щений, возни­кающих у. них при созерцании мира и отдель­ных вещей
Вещи всегда существуют как сумма «идей» в уме Бога   Объективный идеализм

 

Философия Д. Юма

ДЭВИД ЮМ (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы но­воевропейского агностицизма; предшественник позитивизма. Основное сочинение: «Трактат о человеческой природе» (1739)
 
Общая характеристика философии Д. Юма
▫ В центре теории познания Д. Юма — проблема соотношения элементов чувственного опыта (восприятий - perceptions). Первичными восприятиями он считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — впечат­ления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). На основе внешнего и внутреннего опыта возникают простые идеи, т. е. образы памяти и вообра­жения, основанные на прошлом опыте. Проблемой зависимости простых идей от внешних впечатлений Д. Юм заменил проблему отношения бытия и духа, которую считал теоретически неразрешимой. ▫ Действительность - это поток «впечатлений». Причины, порождающие в нас эти «впечатления», принципиально непознаваемы. Мы не можем также знать, существует ли внешний мир. Человек не в силах выйти за пределы своих ощущений и понять что-либо вне себя. Нам доступны лишь ощущения, упорядочивать и систематизировать которые призвана наука. Что стоит за нашими ощущениями, по мнению Д. Юма, - неизвестно. ▫ Предметы, по мнению Д. Юма, есть совокупность восприятий ума (у Дж. Беркли — «совокупность ощущений»). Ум людей активен и имеет способ­ность «рассматривать» явления мира через призму причинно-следственных связей. Однако, хотя наш ум формирует причинно-следственные связи, в реальности их нет и они нам неизвестны. Все вышеизложенное и составляет суть агностицизма Д. Юма. ▫ В онтологии (учении о бытии) он отрицает существование категории суб­станции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств. В космологии Д. Юм критикует все космологические теории. Психическую жизнь Д. Юм сводит к непрерывной смене представлений, или перцепций. В этике, или учении о морали, он развивает теорию утилитаризма, усматри­вая в полезности критерий нравственных поступков. Д. Юм отвергает всякое богословие, а также философское учение о Боге. В социологии он противник буржуазных договорных концепций происхожде­ния государства и считает, что общество возникло от разрастания семей, а политическая власть — позднее, из института военных вождей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 473 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.