Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Схоластика (общая характеристика)




СХОЛАСТИКА - религиозно-философские учения западно-европей­ского Средневековья и Нового времени, которые в противополож­ность мистике видели путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве
Общая характеристика схоластики
▫ Этап схоластики продолжает проблематику патристики, являясь ее разви­тием. В развитии различаются три периода: 1) период ранней схоластики (с IX—XII вв.); 2) период зрелости (XIII в.); 3) период упадка (XIV-V вв.). ▫ Теоретическими источниками схоластики были: прежде всего патристика, -особенно Августин и византийская теология; античная философия, прежде всего сочинения и идеи Платона, представителей платонизма и неоплатонизма. ▫ Схоластика в лице ее представителей: Эриугены (810—877), Ансельма Кентерберийского (1033-1109), Абеляра (1079—1142), Альберта Больштедтского (1193—1280), Фомы Аквинского (1225-1274) и многих других сохранила ин­терес к поднятым патристикой вопросам (проблеме сущности Бога, тайне спасения и т.д.). Однако на первый план выходят вопросы отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. Последний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решал­ся с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности). В IX-XII вв. большинство схоластов были «реалистами»; крупнейшим из них в IX в. был Иоанн Скот (Эриугена). ▫ По учению Эриугены, между философией и религией нет противоречия. Критерий правильного толкования Священного писания - разум. Все, что в мире кажется вещественным, в действительности является проявлением ду­ховной природы. Природа — последовательность ступеней явления Бога. Не­постижимый и невыразимый никаким понятием и словом, Бог как бы изли­вается вовне. ▫ В целом схоластика ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки — философии.

 

Номинализм и реализм

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления — номинализм и реализм. В основе этих направлений лежит проблема, связанная с христианским догма­том о троичной сущности Бога (Троицы, Тринитарности) и доказа­тельствами бытия Бога. В философии эта проблема конкретизировалась в вопросе об отношениях общего к единичному, в вопросе об «универ­салиях», т.е. о природе общих родов или понятий (universalia, или genera, — общие роды).
     
Реализм   Номинализм
Учение, согласно которому под­линной реальностью обладают только общие понятия (универса­лии), а не отдельные вещи, суще­ствующие в эмпирическом мире (реализм сближается с учением Платона о «чистых идеях», вопло­щением которых являются реаль­ные вещи). Универсалии существу­ют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном ра­зуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо сущность есть общее понятие, ко­торое существует реально. Значит, если есть мысли о Боге, то и в реальности есть Бог. Представители: Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225-1274), Альберт Вели­кий (1033-1109) и др.   Учение, согласно которому общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо от­дельных вещей. Реально существу­ют лишь вещи (номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» — определяемые материальные вещи). Общие понятия образуются умом человека посредством абстрагирова­ния отдельных вещей и явлений. Универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чув­ственным опытом. Применительно к догмату о Троице номинализм ис­ходит из того, что если есть толь­ко «единичное», то Троица либо со­стоит из трех отдельных лиц, либо речь идет о трех разных названиях одного реально существующего лица (ересь). Представители: Росцелин из Компьени (1050-1125); Дунс Скот (1265-1308), Уильям Оккам (ок. 1285-1349) и др.

 

 

Философия Фомы Аквинского

ФОМА АКВИНСКИЙ (Томмазо Д'Аквино (1225-1274)) - доминиканский монах. Крупный теологический философ, систематизатор схоластики. Автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников», комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля
Общая характеристика философии Фомы Аквинского
▫ Цель учения Фомы — показать, что вера и разум не только отличаются друг от друга, но вместе с тем и образуют единство, гармонически согласуются между собой. Предметом философии являются «истины разума», предметом теологии — «истины откровения». Конечным объектом и источником истины является Бог. Значит, и нет противоречия между откровением и разумом, тео­логией и философией. ▫ Природа и естественный миропорядок — подножие и подготовка «царства благодати». Мир не вечен, а создан Богом «из ничего». Бог есть чистая, лишен­ная материи форма, чистая актуальность. Он — действующая и конечная при­чина мира. Материи как неопределенной и пассивной потенции придает дей­ствительное бытие форма. Идея (форма) вещи троична: существует в Боже­ственном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Душа — субстанциональная форма, превращающая первичную материю в человеческое тело. ▫ В вопросе о природе универсалий Фома занял позицию умеренного реализма. «Общее» существует вполне реально и не в уме, но и не виде «идей» Платона. «Общее» — в Боге. Бог есть общая полнота бытия — «общее в чистом виде». Проблема тринитарности тем самым решена. «Общее» — это бытие, созданное Богом. Другого «общего» кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять через Бога) нет. Эти рассуждения надолго сняли остроту противоборства номиналистов и реалистов. Пять доказательств существования Бога: 1) все движется, следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; 2) все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего — Бог; 3) все вещи мира случайны; случайное зависит от необходимого; должно, следовательно, существовать абсолютно совершенное существо — Бог; 4) вещи обнаруживают различные степени совершенства, должно поэтому существоовать абсолютно совершенное существо — Бог; 5) целесообразность природы необъяснима естественными причинами, сле­довательно, необходимо принять сверхприродное разумное существо, упо­рядочивающее мир, — Бога. ▫ Государственная власть происходит от Бога. Власть государя должна быть подчинена духовной власти. Во главе ее на небе — Бог, а на земле — Папа Римский. ▫ В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявле­но официальной идеологией католицизма.

 

Теологическая философия

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - ведущее философское направление, распространенное в Европе в V—XVI вв., которое признавало Бога как высшее существующее начало, а весь окружающий мир в качестве его творения. Представители: Тертуллиан Карфагенский (160—220), Августин Блажен­ный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225—1274), Ансельм Кентерберийский (1033—1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Уильям Оккам (ок. 1285-1349) и др.
Характерные черты теологической философии
▫ Теоцентризм (происходит смещение оси философского исследования с Космоса, Природы на божественное начало — Бога; основным предметом философских исследований является Бог как высшая реальность, главная причина всего сущего). ▫ Мир познается через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога. Единственный способ познания Бога и всего сущего -толкование Библии. ▫ В основе лежат догмы - положения (учения), принимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования и практической проверки, а лишь на основе религиозной веры. Это догмат о творении (всего Богом), догмат откровения (Бога о самом себе — в Библии), догмат о спасении мира и человечества посредством воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего чело­вечества и т.д. ▫ Человек — творение Бога, т. е. подчеркивается божественная сущность чело­века. Провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божествен­ного предопределения. Последнее является источником двух противополож­ных царств: божьего и земного. Проводится идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении, т. е. в рамках христианской морали. ▫ Проблема добра и зла решается оптимистически. В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог Добрый, то добро в итоге одержит победу над злом, за которым стоит дьявол (сатана) — падший ангел, восставший против Бога. ▫ Основные черты: - рефлексивность (осознание и осмысление собственных догм, идей и т.п.); традиционность; - креационизм (учение о сотворении мира Богом из ничего); провиденциализм (понимание истории как проявления воли Бога); теодицея (учение, согласовывающее идею «разумного» божественного уп­равления миром с наличием мирового зла); эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека); догматизм; - оторванность от реального мира; назидательность и т.п.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5346 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.