Философия Нового времени охватывает период XVI-XVIII вв. Этот период характеризуется дифференциацией естественно-научного знания, становлением естественных наук и отделением их от философии. В центре внимания новой философии: 1) проблема обобщения и систематизации естественно-научного знания; 2) проблема выработки общенаучных методов познания. |
Основные приоритеты в философии Нового времени |
▫ Центром философских исследований является теория познания. Основной задачей последней является разработка методов истинного знания для всех наук. Отсюда определяется и основная задача философии — открыть законы мышления (разума), действующие во всех науках (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц и др.). Возникает идея «чистого разума» (свободного от заблуждений), который действенен во всех науках и способен проникать в суть вещей и явлений. ▫ Следующей задачей философии является поиск основного (главного) метода познания, который позволяет постичь абсолютную истину. Основой такого метода считают чувственный опыт, выдвигая и обосновывая при этом идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк), или разум (интеллект), дающий логическое дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к чувственному опыту (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц). |
Специфика философии Нового времени |
▫ Секуляризация науки, т. е. освобождение от церковного влияния. ▫ Полный приоритет разума. Признается только один авторитет — авторитет разума (Т. Гоббс). ▫ Полный приоритет научного знания, способного обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон). ▫ Вера в практически действенную мощь научного знания в освоении и подчинении человеком природы при условии применения при этом эффективных методов научного познания (эмпирический метод Ф. Бэкона; метод «чистого» разума Р. Декарта, способный действовать во всех науках, и т. п.). |
8.3. Проблема метода: эмпиризм и рационализм
Основной задачей в философии Нового времени является поиск главного метода, который применим ко всем наукам, ибо знаний (научных фактов, гипотез, теорий и т.п.) много, а всеобщего метода, с помощью которого можно проверить истинность знаний, нет. Исходя из этой задачи философы XVII-XVIII вв. были заняты поиском истинного метода науки, нахождением тех основополагающих принципов Разума (ума), с которых начинается построение истинного философского и конкретно-научного знания. В процессе поиска главного метода познания произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» — опыт) и рационализма («рацио» — ум). | |
Эмпиризм | Рационализм |
▫ В основу познания кладет опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте («чувствах»)» — таков девиз эмпириков-сенсуалистов («сенсус» — ощущение). ▫ Единственный источник знания — это опыт. В разуме человека нет никаких врожденных идей, представлений и знаний. Поэтому содержание всех знаний человека в конечном счете сводится к опыту. ▫ Чувственные данные проверяются экспериментом. Соответственно, познание (знание) идет от частного, опытного знания к обобщениям и выдвижению гипотез, теорий. Это и есть индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом он представляет собой истинный метод философии и всех наук (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.). ▫ Эмпиризм - учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. | ▫ В основу познания кладет разум, ибо последний способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте. ▫ Сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания. В разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основе ощущений, а до ощущений. ▫ Основа истинного метода заложена в самом уме. Мышление основано на интуиции и дедукции. Используя дедукцию как метод, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Это и есть рационалистическо-дедуктивный метод — единственно истинный метод философии и всех наук (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц и др.). ▫ `Рационализм - учение, утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий. |