Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕостмодернистские тенденции.




Ќачина€ с 80-х годов XX века, основным направлением современной философии, науки и искусства становитс€ постмодернизм (т.е.все, что после модернизма). “ермин Ђпостмодернї употребил одним из первых –.ѕанвиц в начале XX века дл€ обозначени€ кризисных €влений в европейской культуре. ¬ конце 40-х годов ј.“ойнби обозначил этим термином культуру ≈вропы после Ќового времени.

ќсновными принципами постмодернизма €вл€ютс€ следующие:

- соответствие ценност€м постиндустриального общества: главный принцип - свобода и информаци€;

- отказ от признани€ существовани€ объективной реальности: есть лишь множество субъективных интерпретаций;

- признание любого феномена культуры текстом, не отображающим реальность, а твор€щим новую;

- отсутствие единых смыслов даже в масштабе отдельного слова (существует слово и его истори€, а не его смысл);

- отказ от существовани€ истины и ее поисков (отказ от пон€тий Ѕог, душа, разум, я и др.);

- отказ от целеполагани€;

- разрушение единого стил€ культуры;

- отказ от авторитетов любого ранга (государство, законодательный разум, национальна€ иде€, нормы поведени€, великие имена прошлого и др.);

- отказ от серьезности (игра, ирони€).

Ѕазовыми пон€ти€ми, лежащими в основе постмодерна, €вл€ютс€: симул€кр, открыта€ форма, парафизика, деконструкци€, случай, игра, поверхностьЕ

ќтказ от поисков новых ценностей приводит к тому, что основным методом постмодернизма становитс€ цитирование, культурна€ опосредованность: интерпретаци€, коллаж, попурри, пароди€, римейк, ремикс и др.

’’ век занимает исключительное место в истории человечества. √лавной тенденцией, наиболее €рко характеризующей исторический процесс в XX столетии, €вл€етс€ посто€нное движение к объединению, интернационализации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. ћощный рост пласта массовой культуры был вызван прежде всего техногенными процессами в обществе, унификацией, стандартизацией условий труда и быта, достаточно быстрым ростом народонаселени€ и некоторыми другими факторами.

—егодн€ можно выделить несколько мегатенденций в современной западноевропейской культуре, определ€ющих не только ее нынешний облик, но и возможные пути ее развити€, трансформации уже за пределами XX в. “ак, не вызывает сомнени€, что сегодн€ все более утверждаетс€ понимание исторической ограниченности европоцентризма. ¬есьма €вным остаетс€ наличие пол€рных точек зрени€ (пессимистической и оптимистической) на будущее западноевропейской цивилизации, которые основаны на вполне реальных противоречивых по своей сути социокультурных процессах. Ќаконец, нельз€ отрицать и еще одну мегатенденцию, выражающуюс€ в посто€нном по€влении и формировании нар€ду с традиционным образом культуры нового образа, св€занного с глобальными общечеловеческими иде€ми. —егодн€ все более выдвигаютс€ на передний план общепланетарные категории нар€ду с этическими, что €вл€етс€ основой возникновени€ нового типа культуры.

 

’’I век дал резкое увеличение числа потребителей профанированных культурных ценностей.  ак жива€ музыка потер€ла на виниле, так же винил продолжает тер€ть при мр3. ¬место "“реть€ковки" - репродукции, вместо путешествий - обои рабочего стола. ¬место хорошего кино дес€ть раз, теперь предпочитают каждый раз новое, похуже, но на своем личном экране. —овременный культурный ширпотреб понизил порог чувствительности юзера от жизни. —мерть, кровь и секс - ничто уже не сотр€сет его аутичный мирок. ќбрывки чужих мыслеформ о смысле жизни, отстойник рекламы потребительской корзины, взаимоисключающие желани€ быть как все и чем-то непременно выдел€тьс€ премило соседствуют в головах наших современников, превраща€ их из героев и действующих лиц собственной жизни в наблюдателей чужих невсамомделешных страстей. ≈сли мир есть число, то информатизаци€ предлагает только единицу и ноль.

¬ информационализированном культурном пространстве человек ощущает себ€ или нулем, или уж сразу самодостаточной единицей. ћожно легко затесатьс€ со своим наспех сл€панным творческим продуктом между других нулей и единичек, тем самым, пополн€€ р€ды непрофессионалов, претендующих на слово культуре. “ак ли это страшно? Ќе знаю. ¬едь с другой стороны, профессионалы от какой-либо музы возможны, но помогает ли узкий профессионализм в понимании запросов общества? “ак или иначе, профессиональный непрофессионализм культурных флагманов можно выделить как еще одну особенность современности. –емесленник, штампующий хорошо и дешево эстетические символы общества по€вл€етс€ как бы случайно, синтезиру€ свой продукт на стыке, например, медицины и прозы, программировани€ и поэзии, и т.п.

“акого рода процессы происход€т повсеместно, но с разной степенью отставани€ от культурного "центра" планеты, который и раньше пространственно смещалс€, а теперь вообще переместилс€ в виртуальную эгрегориональную область. √лобализаци€ как смешение и взаимопроникновение всего во все - еще одна черта текущего культурного феномена. Ќаперекор глобализации еще в прошлом веке подн€лась волна этники, как некий реверанс уход€щим безвозвратно традиционным ценност€м и отношени€м. —интетика этого культурного сло€ была видна и раньше, а теперь, в св€зи с естественным вымиранием не затронутых цивилизацией носителей, этника стала просто течением в глобальном культурном океане. ћы получили очередное бездушное, но оригинальное мр3.

√лобализаци€ потому и глобализаци€, что затрагивает все сферы человеческого мировоспри€ти€, не обошла она и пространство духовно-религиозных ценностей. —акральные смыслы прошлого частично утер€ны, а все, что осталось, вынесено на всеобщее обозрение и равноправно включено в современный культурный каталог. –анее враждовавшие религии представлены на одной книжной полке, национальность больше не тождественна вероисповеданию, так же как место жительства давно не тождественно национальности. –елигии прошлых веков сравниваютс€ друг с другом, ритуалы упрощаютс€ или отмен€ютс€, и современному человеку предлагаетс€ самому искать истину и смысл жизни, перелопачива€ груды чужого опыта, если он не желает сосать соску духовного пофигизма.

ѕродолжающа€с€ тенденци€ обмирщени€ земного существовани€ породило новую культурную тенденцию - эзотеризацию и мифологизацию личного опыта. ѕри наводнении информационного пространства последовател€ми различных религий, сект, отдельных гуру и пастырей пространство духовного поиска все более перемещаетс€ внутрь, недоверчиво сужа€сь вовне. ќбщность человеческих архетипов дает пищу дл€ размышлени€ ищущим, оставл€€ в полном недоумении жвачных, не скуп€щихс€ раскошелитьс€ на истину и удовольствие в одном флаконе от солидной фирмы. ѕрошлый век изобиловал эйфорическими манифестаци€ми всеобщей божественной любви и гармонии с помощью вспомогательных средств и без оных, только лишь использу€ свойства психических реакций организма. ¬ наше врем€ втора€ тенденци€ более про€влена, но, как и перва€, она не сможет удовлетворить настойчивых искателей смыслов.

 ультура нового века - культура общемирового демократичного мозаичного социума при внутренней одинокости и кристаллизации каждого. ’олодное, но €ркое ментальное осознание заменит теплую и темную чувственность.

—хемы и стрелки смен€ют картины.

¬нешн€€ утилитарность все меньше будет отражать внутренние процессы.

ћатрица как символ, сон или пробуждение как цель.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1407 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1264 - | 1246 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.