XX век был веком утверждения и расцвета общества индустриального типа. Для него характерны:
- крупное механизированное производство;
- частная собственность и бизнес – основные условия функционирования общества;
- подчинение живого труда капиталу;
- массовое, стандартизированное производство;
- ориентация на новшества, преодоление традиций;
- эстетизация техники (футуризм);
- существование «универсального» образа жизни;
- подчинение индивидуализма общественным нормам;
- господство буржуазных ценностей: богатство (законное), власть, профессионализм, успех. Главные фигуры индустриального общества – политик и банкир.
К концу XX века все эти параметры в развитых промышленных странах достигли своего максимального развития, а с появлением новых факторов (роботизации техники, создания глобальной информационной системы, поиска новых источников энергии) наметилась тенденция перехода к новому типу общества – постиндустриальному (З.Бжезинский, Э.Тоффлер, А. Печчеи, Д.Фейблман, Е.Масуда). Сутью нового общества становится освобождение интеллектуального и творческого потенциала человека от влияния технологической, экономической или политической систем.
Тенденциями развития постиндустриального общества и постиндустриальной культуры являются:
- развитие новых высоких технологий и новых источников энергии;
- освобождение человека от физического труда;
- многообразие в сфере производства, отказ от массового производства;
- децентрализация и рассредоточение производства (удаление его от места жизни человека);
- минимизация промышленных объектов и материально-вещественной продукции;
- отказ от урбанизации;
- ослабевание классовых различий;
- смена производственных сфер сферами интеллектуального труда;
- отказ от универсального образа жизни: свобода образовательных, политических, профессиональных, религиозных, этических, сексуальных предпочтений;
- отказ от массовых технологий образования;
- интерес к малым культурам и их развитие;
- смена типа производства и хранения культуры: от книжной культуры («Гуттенберговской») к экранной, основанной на развитии глобальной информационной системы; ее черты - общедоступность, экстерриториальность, компактность, отсутствие проблемы языка и времени, свобода выбора;
- новая система ценностей: знания, информация, свобода. Главная фигура постиндустриального общества – эксперт.
Тенденция формирования постиндустриального общества является, безусловно, лишь одним из сценариев возможного развития, однако, следует подчеркнуть, что в любом случае, человечество связывает дальнейшие перспективы с научно-техническим развитием.
Техногенная цивилизация.
XX век – век создания техногенной цивилизации, которая открывает перед человеком неограниченные возможности общественного развития. В этом же кроется и главная опасность для существования человека.
Человек, с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом, оказался частью, деталью социальной и технологической машины общества XX века. «Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке» (К.Ясперс). Современное общество исключает уникальность человеческого «Я», т.к. образцом процесса познания становится инженерное мышление с его стандартами и технологиями. Целью общественного развития становится наращивание материального богатства на основе обновления техники.
Выдающиеся мыслители и гуманисты XX века с тревогой говорили о процессе деградации культуры: «…на определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет его духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества…» (А.Швейцер).
В результате в культуре XX века возникло противоречие двух установок: сциентистской (от лат. – знание, наука) и антисциентистской. Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. «Наука – чума XX века», утверждают критики науки. Разрыв в способе понимания мира оказался столь велик, что возникла ситуация, когда «…на одном полюсе – художественная интеллигенция, на другом – ученые, и как наиболее яркие представители этой группы – физики. Их разделяет стена непонимания…» (Ч.П.Сноу).
Новым явлением века стало и сомнение в необратимости и ценности научного прогресса. Ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, проблема ядерных и химических отходов, катастрофические последствия промышленного воздействия на природу, - все это оборачивается чувством бессилия перед неуправляемыми силами научно-технического прогресса, которое отразилось в пессимистической философии экзистенциализма, где существование человека носит трагедийный и безвыходный характер.
Особенно остро рассматривается эта тема во второй половине XX века, став темой научной фантастики и кинематографа (произведения С.Лема, Р.Бредбери, Р.Айнлайна фильмы - «Терминатор», «Матрица» и др.).
Процесс утраты человеком ощущения собственной уникальности отразился в возникновении новых типов культуры – массовой и тоталитарной.
Массовая культура.
До XX века традиционно выделялись два уровня культурной дифференциации: первый - фольклорная, народная, не письменная, анонимная культура и второй - «высокая», «элитарная», профессиональная, письменная, «классическая» культура. В XX веке развился и занял господствующее положение новый тип культуры – массовая культура.
Термин «масскульт» принадлежит американскому ученому Д.Макдональду. Его первоначальное значение было: «пародия на высокую культуру». Однако, очень скоро этот термин получил более широкое значение и стал обозначать совершенно новое, самостоятельное и очень широкое явление XX века.
Как явление массовая культура зародилась в Новое время. Условиями ее формирования были следующие процессы:
- индустриализация;
- урбанизация;
- трансформация сословных обществ в национальные;
- демократизация;
- становление всеобщей грамотности;
- развитие технических средств тиражирования и трансляции информации.
Только в XX веке все эти процессы получили полное развитие, результатом чего явилось возникновение нового широкого слоя людей – жителей городов, работающих на производстве, получивших политические права и образование и нуждающихся в заполнении своего досуга. Однако, в силу множества причин, существующая «высокая» культура не соответствует их запросам, т.к. требует особого уровня подготовки для восприятия, но и народная культура также не может их удовлетворить. В результате формируется общедоступная, но профессиональная и достаточно качественная массовая культура, которая, в отличие от «высокой», не требует от потребителя «духовной работы» или «нравственного очищения». Ее характерные черты:
- обращение к огромной аудитории;
- противостояние «высокой», фундаментальной культуре;
- ориентированность на среднюю норму (смысловую, языковую, выразительную…);
- цель существования - развлечение;
- условие существования – коммерческий успех;
- предоставление широкой возможности выбора.
Однако, массовая культура очень скоро перестала пониматься как только художественная сфера и стала означать унифицированный стиль жизни человека XX века. Среди ее основных направлений и проявлений можно выделить следующие:
- индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки, технологии коллективного воспитания и образования, внедрение в сознание стандартизированных норм и установок);
- массовая общеобразовательная школа, основывающаяся на типовых программах и стандартизирующая основы научных, философских и религиозных представлений;
- средства массовой информации;
- система национальной или государственной идеологии и пропаганды;
- массовая социальная мифология (упрощение сложной системы ценностной ориентации человека);
- организация и стимулирование массового потребительского спроса (реклама, мода и др., формирующие стандарты «престижных» интересов и потребностей);
- индустрия формирования имиджа и «улучшение» физических данных в соответствии с модой (массовое физкультурное движение, индустрия услуг в спортивной сфере, средства изменения внешности и др.);
- индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая, «бульварная» литература, развлекательные жанры кино, эстрада, рок- и поп-музыка, «разговорные» жанры эстрады, шоу-индустрия, профессиональный спорт).
Адаптированная к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, использующая средства технического тиражирования и ее «доставки на дом» посредством электронных СМИ, массовая культура достигает эффекта психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительным однообразием производственной повседневности.
Немецкий теолог Р. Гвардини (1885-1968) не без основания полагал, что в центре техногенного общества оказывается «человек массы». Масса же - это множество людей, каждый из которых сам по себе способен к развитию, но в условиях индустриального общества они подчинены структуре и закону, функционирующим по образцу машины. Информационные системы, единая система образования стандартизируют повседневную жизнь и штампуют «людей массы».
В анализе кризиса западной культуры большую роль сыграли концепции испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, который видел ее спасение в сохранении духовных ценностей элитарной культуры, противодействии массовой, обывательской псевдокультуре.
Тоталитарная культура.
Новым явлением XX века стало возникновение нового типа культуры - тоталитарного.
Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 20 – 50-е гг. (СССР, Италия, Германия, Китай, Северная Корея, Вьетнам, страны Восточной Европы и др.).
Отличительные черты тоталитарной культуры:
- жесткая управляемость сверху;
- политическая и идеологическая заданность;
- опора на массовый, аффектированный энтузиазм народа;
- подчеркнутая преданность (зачастую вынужденная и показная) правящему режиму и его вождям;
- клишированность форм и апелляция к простейшим архетипам сознания;
- псевдодемократизм, выражающийся в поэтизации безликого «простого человека» из народа и безудержной апологетике самих народных масс как воплощения вековой мудрости и правоты;
- милитаризация всех сфер культуры (морали, науки, искусства);
- стремление к «сияющему будущему», подкрепляемое величественными аналогиями в героическом прошлом.
Главная цель тоталитарной культуры в любом ее варианте – консолидация и сплочение нации вокруг деспотического и жесткого режима.
Тоталитарная культура держится на пропаганде партийной идеологии, военизированном «порядке», апологии «силы», преувеличении роли «гос.тайны» и охране ее от многочисленных внутренних и внешних «врагов», поддерживании напряженной атмосферы «осажденной крепости» и «шпиономании», нетерпимости к любой «инаковости» и насаждении «эталонного примера для массового подражания» в труде или борьбе с врагами.
Тоталитарная культура консервативна и архаична, т.к. обращается к упрощенным мифологическим архетипам. Ее любимые образцы – атлет, борец, вооруженный воин, величественный вождь, мать-героиня, семейная идиллия, ликующие и воодушевленные массы, объединенные в торжественном шествии, военном или спортивном параде, в боевом строю или трудовом порыве. Все это представлялось с пафосом, показной «правдивостью», зрелищностью и доступностью для самого малограмотного члена общества.
Фактически тоталитарная культура заменяла реальность идеологическим проектом светлого будущего. Ее основная функция – «перековка» человека из «старого» в «нового». Во всех этих преобразованиях культуре отводилась роль «служанки режима». В результате творческая интеллигенция делилась на «благонадежных» и «изгоев», «отщепенцев» (декадентов, формалистов, диссидентов и др.). «Верх» и «низ» в культуре менялись местами: народные массы «поучали» и «просвещали» деятелей культуры, последние смиренно «учились» у народа.
Следствие этого – выбор художественной культурой весьма ограниченных средств для самовыражения: или громоздкий и пафосный неоклассицизм, или псевдонародный и пропагандистский соцреализм.
Возникновение в XX веке двух моделей культуры – массовой и тоталитарной – свидетельствует о значительных сдвигах в развитии общества. Оба типа культуры исключают индивидуальность, творческую самостоятельность человека. В этом их сходство. Основные отличия двух культурных моделей следующие:
- массовая культура основана на коммерции, а тоталитарная – на идеологии;
- цель массовой культуры – развлечение, а тоталитарной – воспитание;
- возможность выбора в массовой культуре и его отсутствие в тоталитарной.