Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тенденция смены индустриального типа культуры.




XX век был веком утверждения и расцвета общества индустриального типа. Для него характерны:

- крупное механизированное производство;

- частная собственность и бизнес – основные условия функционирования общества;

- подчинение живого труда капиталу;

- массовое, стандартизированное производство;

- ориентация на новшества, преодоление традиций;

- эстетизация техники (футуризм);

- существование «универсального» образа жизни;

- подчинение индивидуализма общественным нормам;

- господство буржуазных ценностей: богатство (законное), власть, профессионализм, успех. Главные фигуры индустриального общества – политик и банкир.

К концу XX века все эти параметры в развитых промышленных странах достигли своего максимального развития, а с появлением новых факторов (роботизации техники, создания глобальной информационной системы, поиска новых источников энергии) наметилась тенденция перехода к новому типу общества – постиндустриальному (З.Бжезинский, Э.Тоффлер, А. Печчеи, Д.Фейблман, Е.Масуда). Сутью нового общества становится освобождение интеллектуального и творческого потенциала человека от влияния технологической, экономической или политической систем.

Тенденциями развития постиндустриального общества и постиндустриальной культуры являются:

- развитие новых высоких технологий и новых источников энергии;

- освобождение человека от физического труда;

- многообразие в сфере производства, отказ от массового производства;

- децентрализация и рассредоточение производства (удаление его от места жизни человека);

- минимизация промышленных объектов и материально-вещественной продукции;

- отказ от урбанизации;

- ослабевание классовых различий;

- смена производственных сфер сферами интеллектуального труда;

- отказ от универсального образа жизни: свобода образовательных, политических, профессиональных, религиозных, этических, сексуальных предпочтений;

- отказ от массовых технологий образования;

- интерес к малым культурам и их развитие;

- смена типа производства и хранения культуры: от книжной культуры («Гуттенберговской») к экранной, основанной на развитии глобальной информационной системы; ее черты - общедоступность, экстерриториальность, компактность, отсутствие проблемы языка и времени, свобода выбора;

- новая система ценностей: знания, информация, свобода. Главная фигура постиндустриального общества – эксперт.

Тенденция формирования постиндустриального общества является, безусловно, лишь одним из сценариев возможного развития, однако, следует подчеркнуть, что в любом случае, человечество связывает дальнейшие перспективы с научно-техническим развитием.

Техногенная цивилизация.

XX век – век создания техногенной цивилизации, которая открывает перед человеком неограниченные возможности общественного развития. В этом же кроется и главная опасность для существования человека.

Человек, с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом, оказался частью, деталью социальной и технологической машины общества XX века. «Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке» (К.Ясперс). Современное общество исключает уникальность человеческого «Я», т.к. образцом процесса познания становится инженерное мышление с его стандартами и технологиями. Целью общественного развития становится наращивание материального богатства на основе обновления техники.

Выдающиеся мыслители и гуманисты XX века с тревогой говорили о процессе деградации культуры: «…на определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет его духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества…» (А.Швейцер).

В результате в культуре XX века возникло противоречие двух установок: сциентистской (от лат. – знание, наука) и антисциентистской. Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. «Наука – чума XX века», утверждают критики науки. Разрыв в способе понимания мира оказался столь велик, что возникла ситуация, когда «…на одном полюсе – художественная интеллигенция, на другом – ученые, и как наиболее яркие представители этой группы – физики. Их разделяет стена непонимания…» (Ч.П.Сноу).

Новым явлением века стало и сомнение в необратимости и ценности научного прогресса. Ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, проблема ядерных и химических отходов, катастрофические последствия промышленного воздействия на природу, - все это оборачивается чувством бессилия перед неуправляемыми силами научно-технического прогресса, которое отразилось в пессимистической философии экзистенциализма, где существование человека носит трагедийный и безвыходный характер.

Особенно остро рассматривается эта тема во второй половине XX века, став темой научной фантастики и кинематографа (произведения С.Лема, Р.Бредбери, Р.Айнлайна фильмы - «Терминатор», «Матрица» и др.).

Процесс утраты человеком ощущения собственной уникальности отразился в возникновении новых типов культуры – массовой и тоталитарной.

Массовая культура.

До XX века традиционно выделялись два уровня культурной дифференциации: первый - фольклорная, народная, не письменная, анонимная культура и второй - «высокая», «элитарная», профессиональная, письменная, «классическая» культура. В XX веке развился и занял господствующее положение новый тип культуры – массовая культура.

Термин «масскульт» принадлежит американскому ученому Д.Макдональду. Его первоначальное значение было: «пародия на высокую культуру». Однако, очень скоро этот термин получил более широкое значение и стал обозначать совершенно новое, самостоятельное и очень широкое явление XX века.

Как явление массовая культура зародилась в Новое время. Условиями ее формирования были следующие процессы:

- индустриализация;

- урбанизация;

- трансформация сословных обществ в национальные;

- демократизация;

- становление всеобщей грамотности;

- развитие технических средств тиражирования и трансляции информации.

Только в XX веке все эти процессы получили полное развитие, результатом чего явилось возникновение нового широкого слоя людей – жителей городов, работающих на производстве, получивших политические права и образование и нуждающихся в заполнении своего досуга. Однако, в силу множества причин, существующая «высокая» культура не соответствует их запросам, т.к. требует особого уровня подготовки для восприятия, но и народная культура также не может их удовлетворить. В результате формируется общедоступная, но профессиональная и достаточно качественная массовая культура, которая, в отличие от «высокой», не требует от потребителя «духовной работы» или «нравственного очищения». Ее характерные черты:

- обращение к огромной аудитории;

- противостояние «высокой», фундаментальной культуре;

- ориентированность на среднюю норму (смысловую, языковую, выразительную…);

- цель существования - развлечение;

- условие существования – коммерческий успех;

- предоставление широкой возможности выбора.

Однако, массовая культура очень скоро перестала пониматься как только художественная сфера и стала означать унифицированный стиль жизни человека XX века. Среди ее основных направлений и проявлений можно выделить следующие:

- индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки, технологии коллективного воспитания и образования, внедрение в сознание стандартизированных норм и установок);

- массовая общеобразовательная школа, основывающаяся на типовых программах и стандартизирующая основы научных, философских и религиозных представлений;

- средства массовой информации;

- система национальной или государственной идеологии и пропаганды;

- массовая социальная мифология (упрощение сложной системы ценностной ориентации человека);

- организация и стимулирование массового потребительского спроса (реклама, мода и др., формирующие стандарты «престижных» интересов и потребностей);

- индустрия формирования имиджа и «улучшение» физических данных в соответствии с модой (массовое физкультурное движение, индустрия услуг в спортивной сфере, средства изменения внешности и др.);

- индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая, «бульварная» литература, развлекательные жанры кино, эстрада, рок- и поп-музыка, «разговорные» жанры эстрады, шоу-индустрия, профессиональный спорт).

Адаптированная к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, использующая средства технического тиражирования и ее «доставки на дом» посредством электронных СМИ, массовая культура достигает эффекта психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительным однообразием производственной повседневности.

Немецкий теолог Р. Гвардини (1885-1968) не без основания полагал, что в центре техногенного общества оказывается «человек массы». Масса же - это множество людей, каждый из которых сам по себе способен к развитию, но в условиях индустриального общества они подчинены структуре и закону, функционирующим по образцу машины. Информационные системы, единая система образования стандартизируют повседневную жизнь и штампуют «людей массы».

В анализе кризиса западной культуры большую роль сыграли концепции испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, который видел ее спасение в сохранении духовных ценностей элитарной культуры, противодействии массовой, обывательской псевдокультуре.

Тоталитарная культура.

Новым явлением XX века стало возникновение нового типа культуры - тоталитарного.

Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 20 – 50-е гг. (СССР, Италия, Германия, Китай, Северная Корея, Вьетнам, страны Восточной Европы и др.).

Отличительные черты тоталитарной культуры:

- жесткая управляемость сверху;

- политическая и идеологическая заданность;

- опора на массовый, аффектированный энтузиазм народа;

- подчеркнутая преданность (зачастую вынужденная и показная) правящему режиму и его вождям;

- клишированность форм и апелляция к простейшим архетипам сознания;

- псевдодемократизм, выражающийся в поэтизации безликого «простого человека» из народа и безудержной апологетике самих народных масс как воплощения вековой мудрости и правоты;

- милитаризация всех сфер культуры (морали, науки, искусства);

- стремление к «сияющему будущему», подкрепляемое величественными аналогиями в героическом прошлом.

Главная цель тоталитарной культуры в любом ее варианте – консолидация и сплочение нации вокруг деспотического и жесткого режима.

Тоталитарная культура держится на пропаганде партийной идеологии, военизированном «порядке», апологии «силы», преувеличении роли «гос.тайны» и охране ее от многочисленных внутренних и внешних «врагов», поддерживании напряженной атмосферы «осажденной крепости» и «шпиономании», нетерпимости к любой «инаковости» и насаждении «эталонного примера для массового подражания» в труде или борьбе с врагами.

Тоталитарная культура консервативна и архаична, т.к. обращается к упрощенным мифологическим архетипам. Ее любимые образцы – атлет, борец, вооруженный воин, величественный вождь, мать-героиня, семейная идиллия, ликующие и воодушевленные массы, объединенные в торжественном шествии, военном или спортивном параде, в боевом строю или трудовом порыве. Все это представлялось с пафосом, показной «правдивостью», зрелищностью и доступностью для самого малограмотного члена общества.

Фактически тоталитарная культура заменяла реальность идеологическим проектом светлого будущего. Ее основная функция – «перековка» человека из «старого» в «нового». Во всех этих преобразованиях культуре отводилась роль «служанки режима». В результате творческая интеллигенция делилась на «благонадежных» и «изгоев», «отщепенцев» (декадентов, формалистов, диссидентов и др.). «Верх» и «низ» в культуре менялись местами: народные массы «поучали» и «просвещали» деятелей культуры, последние смиренно «учились» у народа.

Следствие этого – выбор художественной культурой весьма ограниченных средств для самовыражения: или громоздкий и пафосный неоклассицизм, или псевдонародный и пропагандистский соцреализм.

Возникновение в XX веке двух моделей культуры – массовой и тоталитарной – свидетельствует о значительных сдвигах в развитии общества. Оба типа культуры исключают индивидуальность, творческую самостоятельность человека. В этом их сходство. Основные отличия двух культурных моделей следующие:

- массовая культура основана на коммерции, а тоталитарная – на идеологии;

- цель массовой культуры – развлечение, а тоталитарной – воспитание;

- возможность выбора в массовой культуре и его отсутствие в тоталитарной.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 803 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2253 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.