Глобализация.
XX век представлял собой постоянный процесс сближения и унификации различных культурных миров.
Население Земли XX века можно разделить на 3 основные группы:
1) сохранившиеся архаические культуры собирателей и охотников, которые составляли не более 3 % населения Земли (малые народы Севера, Амазонии, Океании и др.);
2) большая часть населения (две трети)– это представители традиционной, аграрной культуры (страны Азии, Африки, Южной Америки);
3) одна треть населения представляла собой индустриальное общество, развивающееся под влиянием научно-технического прогресса (страны Европы и Северной Америки, некоторые страны Азии).
Главной тенденцией XX века стало определяющее влияние промышленно-развитой части мировой культуры на все остальные. Различие в экономических, политических и культурных укладах разных стран и народов постепенно сглаживалось под влиянием промышленно развитых европейской и американской культур.
Научно-техническая революция не только необычайно увеличила хозяйственный потенциал человеческого общества, но и связала воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаимопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур. Тенденция к сближению цивилизаций Запада, Востока и Юга пробивалась через драматические военно-политические катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, бесчисленные региональные конфликты, блоковое противостояние), жесточайшие экономические кризисы и т.д. И лишь с середины XX в. сближение стало необратимой реальностью. Вторая половина века ознаменована ускорением процесса интернационализации, что, в частности, проявилось в таких событиях, как крушение колониальной системы, окончание «холодной войны», а затем и разрушение системы блокового противостояния. Параллельно развивается обратная тенденция – тенденция антиглобализма.
Соотношение тенденций космополитизма и культурной самобытности.
Динамика развития мировой культуры в XX в. – создание культуры «планетарного» мира, с единым информационным и технологическим пространством. Но именно в XX веке, когда распространение универсального образа жизни и универсальных культурных ценностей стало небывало сильным, впервые встала проблема культурной самобытности (этнической, культурной, языковой). Практически параллельно в мире идут процессы культурной унификации и национально-культурного самосознания.
Примерами могут служить процессы, происходящие в объединенной Западной Европе, где унифицированые правовые, экономические, политические ценности и нормы ведут к появлению единой общеевропейской культуры. К примеру, большинство крупных культурных проектов в Европе, в областях архитектуры или кинематографа, осуществляются усилиями многих стран. Но даже в Европе борьба за сохранение национального культурного облика стоит остро: так, Франция болезненно следит за чистотой собственного языка, сопротивляясь проникновению в него англицизмов. Пример тому – проведение во Франции Национального диктанта, в котором принимают участие все желающие и который превращается поистине в общенациональное событие.
В масштабе всего мира это тенденция более трагична, т.к. западный образец культуры, обладающий множеством достоинств, зачастую вступает в противоречие с национальным особенностями, и это вызывает либо воинственное противостояние, либо медленное размывание национальной культуры.
Тенденция экологизации сознания.
Впервые в XX веке в мировоззрении человека произошел отход от антропоцентризма: пришло осознание, что человек – неотъемлемая часть природы, часть планетной биосистемы. Возникла наука экология, изучающая связи между живыми существами и окружающей средой. Хищническое отношение человека к природе привело к тому, что проблемы экологии в первую очередь понимаются как защита окружающей среды от действий самого человека.
Новыми явлениями, не существовавшими до XX века, стало воздействие научных изобретений на природу и здоровье самого человека. Наиболее ярким примером может служить проблема клонирования, решать которую придется человечеству в XXI веке. Кроме того, многие не существовавшие до XX в. болезни, являются результатом человеческой деятельности: лучевая болезнь, коровье бешенство, возможно, СПИД. Не выявленными являются воздействия на человека, а главное – на его генофонд, многих современных технических средств, без которых человек уже не может представить существование: электромагнитное и микроволновое излучение бытовых приборов и сотовых телефонов, ультразвуковое воздействие средств медицинской диагностики и т.д.
Все это ставит перед человеком проблему нового осознания самого себя и своей природы. В связи с этим все большее значение приобретают восточные религиозные учения и практики, говорящие о единстве человека и природы.