Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Часть вторая. Внутренняя история 5 страница




Одновременно с Жалованной грамотой было издано Ремесленное положение, определившее юридическое положение цехов. Последние по-прежнему считались необходимым условием для развития промыслов, что высказала имп. Екатерина в своем Наказе. "Бесспорно, - читаем в нем, - что для заведения мастерства цехи полезны, а бывают они вредны, когда число работающих определено, ибо сие самое препятствует размножению рукоделий. Во многих городах в Европе они сделаны свободными в том, что не ограничено число, а могут вписываться в оные по произволению, и примечено, что то служило в обогащение тех городов. В малолюдных городах полезны быть могут цехи, дабы иметь искусных людей в мастерствах". В том же направлении высказались и депутатские наказы. Так, петербургский наказ просил императрицу "повелеть все ремесленникам сделать обстоятельную перепись, учредить порядочные цехи и на оные их расписать с определением старшины каждому, також особых привилегий и правил". Кроме того, наказ ходатайствовал о запрещении ремесленникам, не записанным в цехи, "производить работу ремесла своего". По Ремесленному положению каждое ремесло образовывало особый цех или управу, и только в том городе, в котором не имелось, по крайней мере, пяти ремесленников одного ремесла, несколько ремесел могли образовать один цех. Поступать в цех мог каждый городской обыватель по представлении своей работы особой комиссии из мастеров и по признании ее со стороны последней удовлетворительной, причем он обязывался внести определенную сумму денег в цеховую кассу. Однако для некоторых лиц поступление в цех не было обязательно, чем екатерининские цехи отличались от петровских, имевших строго монопольный характер. Так, по положению "дневное пропитание работника управа никому запретить не могла"; точно так же казенные и помещичьи ремесленники имели право работать на продажу без всякой записи в цех. Последние, как и в петровское время, состояли из учеников, подмастерьев и мастеров. Ученики принимались в цех не иначе, как в присутствии двух свидетелей и с записью условий приема в особую книгу, причем на срок от трех и до пяти лет. Отношения учеников и хозяев были определены положением, а именно: первые должны были быть послушны, прилежны, верны и почтительны относительно вторых; вторые обязывались обходиться с первыми кротко, справедливо и человеколюбиво. Впрочем, хозяева пользовались правом наказывать своих учеников, хотя осуществлять это право не могли без причины, напр., в пьяном виде "в злости" и "в глупости". По окончании учения ученик получал письменное удостоверение в знании ремесла, что давало ему право на степень подмастерья. Отношения между последними и мастерами также устанавливались путем договора, причем размер платы мастерам определялся на ремесленном сходе на весь год. По окончании 3-летнего срока пребывания в подмастерьях и по достижении 24 лет, а также по исполнении так называемого "управного урока", свидетельствующего о знании ремесла, подмастерье производился в мастера и становился полноправным членом цеха. Последний по Ремесленному положению являлся юридическим лицом, символом чего была печать, а также ремесленный значок. В качестве юридического лица цех обладал собственностью, а именно: казной, источником которой были взносы при вступлении в цех, штрафы, налагавшиеся на членов цеха, и сборы, устанавливавшиеся ремесленным сходом, в силу права самообложения. Органами цеха были: управа и ремесленный сход. На сходе могли принимать участие только мастера, и он созывался три раза в год. Функциями его являлись: 1) избрание членов управы и 2) заведование приходом и расходом цеха, в силу чего сход имел право вотировать разные сборы, обязательные для членов цеха. Что касается до управы, то она состояла из старшины и двух его товарищей, избиравшихся сходом на год. Функции управы были судебные и административные. В качестве судебного учреждения управа разбирала все "ссоры и споры, не превосходящие 25 руб., касательно ремесла или доверия по ремеслу или поведения ремесленников в рассуждении ремесла". В качестве административного учреждения управа была обязана "стараться о благоуспешном состоянии ремесла, о приращении искусства в ремесле, о добром порядке и согласии ремесленников"; она, наконец, непосредственно заведовала казнью, но без согласия схода не могла расходовать ее, вела книги и созывала сход. Управа была связана отчетностью по управлению делами цеха перед сходом.

Кроме названных должностей, существовала еще общецеховая должность ремесленного головы (одного на весь город), избиравшегося всеми цехами и утверждавшегося магистратом. В состав его юрисдикции входили споры между цехами, а также между должностными лицами и членами одного цеха. Затем он "предлагал о нуждах и недостатках" цехов думе и, наконец, ему были подчинены ("почтительны и послушны") все цеховые должностные лица.

В положении торгово-промышленного класса после смерти Екатерины II произошло сравнительно мало изменений. Так, в 1807 г. (1 янв.) были уничтожены именитые граждане*(248), и взамен их учреждено первостатейное купечество, члены которого вносились в особую "бархатную" книгу. Последняя делилась на две части, причем в первую часть вносились непрерывные колена, а во вторую - боковые колена тех родов, дед, отец и внук которых "без явной укоризны занимали места в высшей гильдии". Таким образом, в состав первостатейного купечества могли входить только купцы первой гильдии, притом христианского вероисповедания. В области городского самоуправления они пользовались правом быть избираемыми только на "почетнейшие места". Затем обладали "почестью" приезжать к императорскому двору и носить шпаги. Проект дополнительного закона о состояниях, составленный комитетом 6 дек. 1826 г., разделил все "гражданство", т.е. городских обывателей, на четыре разряда: граждан чиновных, именитых, почетных и мещан. Права первых трех разрядов приобретались выслугой (на военной и гражданской службе), получением известного ордена, "отличием" в науках и художествах, а также в торговле и промышленности. Купцы по проекту не составляли особого разряда, так как каждый "гражданин" (в том числе и мещане) мог записываться в гильдии и заниматься торговлей*(249). Однако, как известно, этот проект не получил законодательной санкции. 10 апреля 1832 г. первостатейное купечество было уничтожено и заменено сословием почетных граждан (потомственных и личных), существующих и по сие время. Мотивом названной реформы послужило желание правительства "новыми отличиями более привязать городских обывателей к состоянию их, от процветания коего зависят успехи торговли и промышленности"*(250).

Переходим к обзору прав и обязанностей членов торгово-промышленного класса. Основным правом последних было заниматься торговлей и промышленностью, что стало с изданием Жалованных грамот 1785 г. привилегией одних купцов и мещан, так как дворяне и в особенности крестьяне могли торговать только своими деревенскими продуктами*(251); право же дворян записываться в гильдии, как мы видели, продолжалось недолго. Купцы ревниво охраняли свои права в этом отношении и в своих наказах, поданных в законодательную комиссию 1767 г., требовали даже уничтожения торговли деревенскими продуктами со стороны дворян и крестьян, видя в ней нарушение своих интересов. "Купцам, - читаем в великолуцком наказе, - своего права не продавать и кредитов никому не давать, в отпуски с товарами не посылать и в лавки не сажать". "Благоучрежденный порядок во всех государствах, - гласит московский наказ, - узаконивает, чтоб всякий чин и звание известный промысел свой производил, в который бы другие чины не мешались; в уважение сего здешнее купечество всенижайше просит, чтоб им в купеческих их промыслах и торгах ни от кого никакого подрыва и помешательства не происходило". "Только купечеству, - заявляет архангельский наказ, - единственно пользоваться торгами, мануфактурами и фабриками с полной выключкой от сего права всех прочих чинов в государстве под конфискацией". Почти те же стремления мы встречаем и в проекте Елизаветинской комиссии, при обсуждении которого, как известно, присутствовали и купеческие депутаты. "Никому из разночинцев, - читаем в проекте, - без позволения купечества, и кто в оное не записан, никаких торгов и промыслов, лавок и амбаров не иметь". На той же точке зрения стояла и частная комиссия о государственных родах, составившая в 1767-1768 гг. свой проект о среднего рода государственных жителях, постановивший, что "торги, мастерства и по оным подряды по мещанским упражнениям никому принадлежать не могут, кроме мещан". Торговые права купцов по Жалованной грамоте были различны и зависели от принадлежности к той или другой гильдии, как об этом было уже сказано выше. Кроме того, именитым гражданам и купцам двух первых гильдий разрешалось заводить фабрики, заводы и морские и речные суда; купцы же 3-й гильдии и посадские имели право только на заведение станов, трактиров, бань и постоялых дворов. Затем, члены торгово-промышленного класса пользовались известными льготами в области уголовного права. Так, Жалованная грамота городам 1785 г. освободила от телесного наказания купцов двух первых гильдий и именитых граждан*(252). Далее, купцы, владевшие фабриками, пользовались правом приобретать к ним населенные имения на так называемом посессионном праве и, таким образом, эксплуатировать труд крепостных (посессионных) крестьян. Впрочем, это право было уничтожено Екатериной II. Вообще члены торгово-промышленного класса пользовались правом на владение недвижимой собственностью. Еще наказы хлопотали о даровании горожанам прав на владение сенными покосами, выгонами, лесными угодьями и пахотными землями вблизи городов. Однако комиссия о государственных родах в своем проекте постановила только, что мещане "имеют право владеть городскими и загородными домами и ими пользоваться", забыв о других видах недвижимого имущества, на что указывали наказы. Напротив, Жалованная грамота в этом вопросе стала на точку зрения наказов, разрешив горожанам "ненарушимо иметь и пользоваться мирно и вечно", "как внутри города, так и вне оного", землями, садами, полями, пастбищами, лугами, реками, рыбными ловлями, лесами, рощами, кустарниками, пустопорожними землями и мельницами. Всем этим недвижимым имуществом горожане владели как члены городской общины, которой, в сущности говоря, и принадлежало право собственности на них. Но и сами по себе члены торгово-промышленного класса могли владеть домами, лавками, амбарами, фабриками и заводами, а именитые граждане - еще загородными дворами, т.е. дачами и садами. В 1801 году купцы и мещане получили право приобретать ненаселенные имения, а в 1822 г. и дома в деревнях. С издания манифеста 1775 г. купцы были освобождены от подушной подати и рекрутской повинности, взамен чего, по указу 1776 года и по Жалованной грамоте городам, обязаны были платить особый процент с объявленного ими капитала и по 500 рублей за рекрута. Эта льгота не распространялась на ремесленников и на "посадских", которые с этого времени, будучи отделены от купцов в юридическом отношении, образовали мещанское сословие в современном смысле этого слова. Наконец, купцам принадлежали некоторые почетные права, так, купцы 1-й гильдии имели право ездить в каретах, запряженных парой, купцы 2-й гильдии - в колясках парой и купцы 3-й гильдии - в экипажах в одну лошадь. По проекту нового Уложения Елизаветинской комиссии гости и купцы 1-й гильдии получили право носить шпаги, но законодательной санкции это право не получило*(253).

Заканчивая изложение прав, принадлежавших членам торгово-промышленного класса, мы считаем необходимым сказать еще несколько слов об охране законом купеческой чести и достоинства. Об этом очень много хлопотали наказы, жалуясь на постоянное поругание купеческой чести. Вот что читаем, например, в вологодском наказе по этому поводу: "бесчестье положено править посадским людям самое малое, почему не токмо имеющие офицерские чины, но и самые подлые люди посадских людей, по бессовестью своему, явно всякими ругательными и бранными словами поносят и бранят с таковым еще выговором, что де не диковинка и лучшему за побои и бесчестье заплатить, и с того купцы претерпевают себе великий стыд, а другие и побои напрасно приемлют". На "презрение" от высших сословий жалуется и кронштадтский наказ, свидетельствуя, что купцам нередко приходится сносить разные "поносительные" слова, вроде следующих: "пошел, мужик, покуда не бит, ведь тебя и убить, так сорок алтын бесчестья заплатить". Жалованная грамота приняла во внимание эти жалобы и запретила "мещанам учинять бесчестье; а кто учинит мещанину бесчестье словом или письмом, то повинен платить, сколько обиженный как казне, так и городу платит тот год; за единый же удар рукой без иного орудия обидчик обиженному повинен платить вдвое".

Пользуясь известными правами, купцы и мещане в то же время несли и известные повинности, как денежные, так и натуральные. К числу этих последних относились разные обязательные службы у казенных сборов, например, у продажи питей, казенной соли, гербовой бумаги и др., полицейская служба, т.е. избрание из своей среды низших полицейских органов и следующие повинности: постойная, подводная, почтовая, фуражная и рекрутская, а также и подушная подать (последние две до 1775 г.). Тяжесть этих повинностей была очень велика и невыгодно отражалась на материальном положении купечества. Об этом мы знаем благодаря наказам, поданным в законодательную комиссию в 1767 году. Так, в наказе главного магистрата читаем: "купцам от выбора к кабацким, соляным и прочим службам происходит несносное отягощение и, можно сказать, совсем разорение и в торгах помешательство, а в коммерции подрыв; в купецких делах управляться им уже и время не дозволяет, и через то недовольно своей коммерции, но и капитала своего лишаются". Из архангельского наказа*(254) мы знаем, что из 342 годных к службе купцов 141 служили, что, конечно, отражалось самым неблагоприятным образом на материальном благосостоянии архангельского купечества. Много данных о непосильной тяжести повинностей, ложившихся на купцов, приведено на основании архивных документов проф. Кизеветтером в его исследовании о посадской общине в России в XVIII ст. С изданием Жалованной грамоты большинство указанных повинностей было уничтожено.

 

§ 4. Крестьяне*(255)

 

В рассматриваемую эпоху крестьяне делились на несколько разрядов. Так, были крестьяне черносошные, жившие как на своих землях, так и на чужих на условиях половничества, однодворцы, экономические крестьяне, дворцовые, посессионные и, наконец, крепостные.

А. Государственные черносошные крестьяне*(256), являясь потомками черносошных Московского государства, в изучаемую эпоху находились только на севере России (в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Вятской, Пермской и Казанской губ.) и в Сибири, где, вследствие отдаленности от центра государства, успели сохранить свою независимость. В 1763 году их было до 600 тысяч душ мужского пола. Среди них, как теперь точно установлено в науке, господствовало общинное землевладение, но без переделов, как в остальной России, причем одновременно с общинами-деревнями существовали и общины-волости, пользовавшиеся общинными выгонами, лесами и рыбными ловлями, а иногда и пахотными и сенокосными землями. "Которые наши земли пахотные и сенокосные, - читаем, например, в наказе Ленской волости Яренского уезда, поданном в комиссию 1767 года, - находятся в смежности Наволоцкой волости крестьян с землями ж, тем быть, как издревле, в общем владении". Однако общинное землевладение не исключало частной собственности, объектом которой являлись пашни и части покосов, так называемые повытки, по отношению к которым крестьяне пользовались правом распоряжения, т.е. могли их продавать, отдавать в приданое, закладывать и т.п. Результатом такого порядка вещей было большое имущественное неравенство среди крестьян и появление так называемых "деревенских владельцев" из купцов, приказных служителей и духовенства, в качестве собственников крестьянских участков*(257). Об этом свидетельствует, например, архангельский губернатор Головцын в своем заявлении от 1767 года. "Купцы, - гласит заявление, - имеют в уездах за собой во владении немалое число государственных черносошных земель", так что "мысли их купеческие больше деревенским обрядам, нежели к распространению коммерции, подвижны бывают"; многие из них, "оставя город, живут по деревням своим и, покинув купецкую торговлю, упражняются в земледельчестве". На подобное положение дел обратила внимание еще межевая инструкция 1754 года, воспретив продажу крестьянских участков всем лицам, не положенным в подушный оклад, и предписав отобрать обратно земли у "деревенских владельцев". Точно так же и межевая инструкция 1766 года запретила продажу крестьянских участков как посторонним лицам, так и между крестьянами, лишив последних вообще права распоряжения своими землями ("крестьянам имеющихся за ними недвижимых имений никому, как посторонним, так и между собою, не продавать, и не закладывать, и в иски, также по векселям и за долги не отдавать"). Однако эти две меры явно радикального характера не были приведены в исполнение, по всей вероятности, вследствие своего радикализма. Тогда, желая уничтожить имущественное неравенство, правительство указом 1781 года ввело переделы, предписав "между крестьянами земли и все угодья смешав, разделить порядочно на тяглы по душам и по имуществу, а с того уже быть как раскладкам подушного платежа, так всем службам и работам". Переделы, равно как и раскладка податей и повинностей, сделались функцией "мира", причем правительство требовало только, чтоб "общее мирское уравнение делалось всегда правильно, без малейшего друг друга отягощения". Одновременно с этим правительство подтвердило постановления межевых инструкций о воспрещении крестьянам распоряжаться своими землями и об отобрании у деревенских владельцев крестьянских земель*(258). Однако на практике многое осталось по-прежнему, и переделы далеко не повсюду были осуществлены, в силу чего явилась необходимость в новом распоряжении правительства в 1829 году об обязательном введении переделов среди крестьян Архангельской губ*(259).

Среди черносошных крестьян, как результат безоземеления, возникшего вследствие права распоряжения крестьянскими участками, образовался особый общественный класс, получивший название половников*(260). К категории последних причислялись крестьяне, лишившиеся своих участков и поселившиеся на землях "деревенских владельцев" (у некоторых было от 20 до 70 и более половников) или в духовных вотчинах. Отношения их между собой были договорные. "Владельцы" платили за половников подати, ссужали их семенами, а иногда оказывали им вспомоществование при первом обзаведении. Взамен этого половники отдавали владельцам половину своего урожая (отсюда и название: "половник") и исполняли на них разные работы, например, косили и убирали сено, рубили лес, доставляли дрова, занимались постройкой разных строений, пасли скот, служили в доме и т.п. Половники пользовались правом перехода от одного владельца к другому, но только в пределах одного уезда и по уплате владельцу "пожилых денег". Положение рассматриваемого класса было крайне тяжелое, о чем свидетельствуют его наказы, а также вышеупомянутое заявление губернатора Головцына. По словам последнего, "купцы над половниками во всем власть свою распространяют, и как мужеск, так и женск пол на них купцов всякую работу исправляют, отчего для своего пропитания лишаются удобного к посеву, также и к сенокосу и к жатве времени", что, конечно, в высшей степени вредно отражается на их материальном благосостоянии. По словам наказов, владельцы половников неоднократно "безвинно бьют, стегают без указанного суда и увечат занапрасно самоуправством своим"; также "который половник против прихоти владельца, хотя мало в чем не услужит, того в рекруты и отдает, не рассуждая и не сожалея, очередь ли ему или нет". Ввиду такого положения вещей правительство указом 1827 г. решило до известной степени урегулировать отношения между половниками и владельцами, предписав им заключать между собой договоры сроком от шести до 20 лет с обязательством предупреждать друг друга за год о своем намерении прекращать договорные отношения.

Б. Другим разрядом крестьян являлись однодворцы*(261). Они были потомками московских служилых людей, поселенных на окраине (преимущественно южной) государства с целью защиты последнего от набегов татар и других инородцев. Приравнение их к крестьянам совершилось при Петре, главным образом, двумя мерами: введением подушной подати, уплата которой была также возложена и на однодворцев, и установлением четырехгривенного сбора, получившего впоследствии название оброчной подати. Указ 4 апреля 1723 г., вводя этот сбор, прямо мотивирует необходимость его тем фактом, что и "прочие крестьяне", сверх подушных денег, "платят - дворцовые во дворец, синодального ведения в Синод, помещиковы своим помещикам". А год спустя в полковничьей инструкции 26 июня 1724 г. однодворцы уже прямо названы крестьянами ("понеже на однодворцев... и на других им подобных государственных крестьян"). В 1713 году Петр учредил из них так называемую "ландмилицию", разделенную на полки (пешие и конные), пополнявшиеся набором однодворческих молодых людей от 15 до 30 лет, причем треть новобранцев поступала в регулярное войско, а остальные в нерегулярное. С 1764 года наборы стали производиться через каждые пять лет, а срок службы в ландмилиции был определен в 15 лет. В 1783 году Екатерина II уничтожила ландмилицию, и с того времени однодворцы в отношении рекрутской повинности были сравнены с остальными крестьянами. Изучаемый разряд крестьян не знал общинного землевладения, владея землей на так называемом четвертном праве*(262). До 1727 года однодворцы имели право распоряжаться своими участками, но в этом году правительство воспретило им продажу земель, что подтвердила и межевая инструкция 1766 г.*(263) Однако, по свидетельству наказов, продажа продолжалась на практике, вследствие чего огромное количество однодворческих земель перешло в руки членов других сословий. Вот что читаем по этому поводу в воронежском наказе: "дворяне и других разных чинов люди, бывшие воеводы, секретари, подьячие и приказные служители, и находящиеся в воинских командах штаб- и обер-офицеры, презрев именные запретительные указы, у нас, у однодворцев, жен наших и детей из земель немалое число четвертей на свои и посторонние имена покупили, именуя тех однодворцев, у которых покупку чинили, помещиками". То же самое, по словам тамбовского наказа, делали и купцы. Результат получился аналогичный с тем, что мы видели у черносошных крестьян, а именно: малоземелие и обезземеление, в силу чего немало однодворцев должно было поступать в батраки к собственникам их прежних земель. Наказы ходатайствуют перед императрицей об отобрании последних и об установлении пределов в целях "уравнительного содержания" земли, "отчего всякий может быть безобиден и в платежах состоятелен". На ту же точку зрения стал и курский директор экономии, приславший в комиссию 1767 года свое "мнение". "Настоит немалая надобность, - писал он, - чтоб между рода сего людьми (т.е. однодворцами) последовало во владении земель уравнение, наподобие прочих всех государственных крестьян, делящих земли в дачах селений своих, в каждом особо, поровну, т.е. по числу в тех селениях положенных душ". Однако правительство не исполнило желания наказов, в силу чего на практике во многих местах поселения однодворцев последние сами перешли к общинному землевладению с переделами. По закону 19 февраля 1868 г. однодворцы перестали существовать как особый разряд крестьян и вошли в "общий состав сельских обывателей"*(264).

В. Третьим разрядом являлись экономические крестьяне, бывшие прежде крестьянами духовных вотчин*(265), т.е. принадлежавших архиерейским домам, монастырям, соборам и церквям. Уже в 1701 г. правительство, учредив Монастырский приказ, передало в его ведение управление названными вотчинами, равно как и сбор с них доходов, часть которых должна была идти на церковные, а часть на государственные нужды*(266). Разрешив столь радикально вопрос о секуляризации церковных имуществ, Петр I мотивировал необходимость его не желанием разорения монастырей, но "ради лучшего исполнения монашеского обещания". "Нынешние монахи, - гласил указ 30 декабря 1701 г., - не только не питают нищих от трудов своих, но сами чужие труды поедают"; кроме того, "начальники впали в роскошь, и из-за вотчин происходят ссоры, убийства и обиды многие". Однако новый порядок вещей крайне не нравился духовенству, почему одним из первых актов Св. Синода было представление доклада государю о необходимости подчинения вотчин ему, "ибо от гражданских правителей вотчины пришли в скудость и нищету"*(267). Петр согласился с точкой зрения Синода, и в 1720 году управление духовными землями перешло в его ведение.

Число крестьян, прикрепленных к духовным вотчинам, равнялось по третьей ревизии 991 700, причем часть их была на барщине, часть на оброке. Барщина выражалась в различных земледельческих работах, в косьбе сена, в постройке домов, в постановке подвод, в ловле рыбы и т.п. Оброк платился или деньгами, или натурой, т.е. хлебом, сеном, дровами, ягодами, грибами, яйцами, маслом и т.п. Повинности названных крестьян были очень тяжелы, что неоднократно возбуждало среди них волнения, подавлявшиеся военной силой. Вообще, положение церковных крестьян как в материальном, так и в моральном отношении было печально, тем более что они, в сущности, являлись такими же крепостными, как и помещичьи крестьяне. До нас дошло немало жалоб крестьян на свое духовное начальство, из которых видно, как это последнее жестоко расправлялось с ними в случае каких-либо провинностей с их стороны, а нередко и без всякой причины. "Архимандрит (такой-то), - читаем в одной жалобе, - завсегда мужеский пол в цепи сажает, мучит и плетьми бьет безвинно". "Управитель (такой-то), - читаем в другой, - держит нас в цепях и железах недель по пяти и больше и, держав, бьет плетьми, палками, пинками, смертными побои и, бив паки, бросив в тюрьму, мучит голодною и студеною смертью". "Архимандрит (такой-то), - гласит третья жалоба, - повелел нас всякими муками мучить, немилостиво плетьми бил, в студеные чуланы садил и многих крестьян бил, давая ударов ста по три и по пяти сот плетьми" и т.д. Немало терпели крестьяне и от управителей и приказчиков, назначавшихся духовными властями для непосредственного управления и суда над ними. Правда, управители снабжались особыми инструкциями, ограничивавшими их власть (например, они могли наказывать крестьян не иначе, как в присутствии старост и выборных, а также с записью, за что такой-то наказан, причем, разбирая дела, касающиеся "брани, боя, займов между собой и прочих тому подобных", должны были применять Уложение 1649 года и указы). Но на практике в большинстве случаев инструкции не соблюдались, и ничем не сдерживаемый произвол управителей отражался крайне тягостно на положении крестьян, побуждая их к периодически повторяющимся волнениям, из которых некоторые принимали характер настоящих бунтов. Если же крестьяне обращались с жалобой на своих властей, то таковые оставлялись без последствий. Об этом свидетельствует указ Петра III 26 марта 1762 г.*(268) "Уже с давнего времени, - читаем в нем, - к нашему неудовольствию и к общему соблазну, примечено, что приходящие в Синод за своих властей или епархиальных архиереев челобитчики, по долговременной сперва здесь волоките, обыкновенно без всякого решения к тем же архиереям отсылаются на рассмотрение, на которых была жалоба, и потому в Синоде или не исполняется существительная его должность, или же и того хуже, делается одна токмо потачка епархиальным начальникам, так что в сем пункте Синод походит больше на опекуна знатного духовенства, нежели на строгого наблюдателя истины и защитника бедных и неповинных". Ввиду всего сказанного указ предписал изъять управление крестьянами из духовного ведомства и передать его в ведение коллегии экономии с обязательством со стороны последней выдавать на церковные нужды часть доходов, получаемых с духовных вотчин. "Что же касается до последних, то часть их была отдана крестьянам (та, которую они пахали на духовных властей), часть предназначена к отдаче в аренду. Однако со вступлением на престол Екатерины II духовные вотчины опять перешли в руки духовенства, причем последнее получило предписание "с крестьянами поступать благоумеренно и никакими излишними сборами и ненужными или только к одному увеселению властей служащими работами и строениями не изнурять". Восстановив старый порядок вещей, императрица, однако, на этом не остановилась и 29 ноября 1762 г. организовала особую комиссию о церковных имениях из 8 лиц: трех духовных и пяти светских, поручив ей, во-1-х, привести в известность доходы, получаемые церковью с недвижимой собственности и с поселенных на ней крестьян, и, во-2-х, выработать проект управления духовными вотчинами*(269). Пока комиссия занималась над порученным ей делом, императрица указом 1763 г. передала в ведение коллегии экономии половину всех духовных вотчин, оставив остальную половину в ведении духовенства "в его полное правление на его собственное довольство и экономию для содержания домов и монастырей". Однако оставление за духовенством половины его недвижимой собственности вызвало крайнее недовольство крестьян, проявившееся в сильных волнениях, что побудило императрицу окончательно секуляризовать церковные имущества, за что и высказалась в своем докладе комиссия о церковных имениях*(270). 26 февр. 1764 г. появился знаменитый указ, завершивший собой процесс секуляризации церковных земель, начатый еще в эпоху Московского государства при Иванах III и IV*(271). Согласно указу, все духовные вотчины "со всеми казенными в них наличностями" перешли в исключительное "ведение и управление" коллегии экономии. Исключение составили небольшое количество земель, городских домов и подворий, оставленных за церковью. Одновременно с этим маловотчинные монастыри были упразднены (таких оказалось 418), а все остальные получили по особым штатам содержание от казны, на что ежегодно ассигновывалась сумма в 500 тысяч с лишком рублей*(272). Что касается до крестьян, то, перейдя в ведение коллегии экономии, они получили право собственности на земли и сенокосы, "какие на дома архиерейские и монастыри пахали и косили, исключая только тех, кои более 20 верст от их поселений отстоят и, за дальностью, к пахоте и сенокосу им неподручны". Коллегия экономии должна была управлять крестьянами через посредство экономических правлений (их было четыре) и особых должностных лиц - казначеев, зависимых от правлений. Впрочем, в 1786 г. коллегия экономии была упраздена*(273), и экономические крестьяне во всем были сравнены с государственными.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 320 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2219 - | 2181 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.