Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„асть втора€. ¬нутренн€€ истори€ 4 страница




–азрозненность и очень часто, как мы видели, несогласованность законодательных актов, касающихс€ духовенства, естественно, вызвали потребность в их кодификации и, таким образом, в определении юридического положени€ духовенства. ”довлетворить такую потребность, конечно, всего лучше могли законодательные комиссии, составл€вшие проекты нового ”ложени€.  ак это ни странно, однако, в трудах ≈лизаветинской комиссии мы совсем не встречаем даже намека на определение прав и об€занностей духовенства, хот€ юридическое положение остальных сословий в них более или менее подробно определено*(226). Ќапротив, ≈катерининска€ комисси€, несмотр€ на отсутствие в ней депутатов от духовенств, обратила внимание на это сословие. ѕравда, Ќаказ императрицы говорит о духовенстве только вскользь, причем, очевидно, имеет в виду причислить его к среднему роду людей, т.е. к городским обывател€м, как это видно из 381 ст. ("—верх того, к среднему роду людей причислить следует всех тех, кои выходить будут, не быв двор€нами, изо всех нами и предками нашими учрежденных училищ и воспитательных домов, какого бы те училища звани€ ни были, духовные или светские")*(227). Ќо зато городские наказы зан€лись немало и положением духовенства, ходатайству€ о разных правах в его пользу. Ќекоторые из них, напр., углицкий наказ, €вл€ютс€, в сущности, не чем иным, как наказами духовенства (см. первую "часть" углицкого наказа)*(228). Ќаконец, и наказ —инода посв€тил немало места определению юридического положени€ духовных лиц и их "выгодностей", т.е. прав. ¬виду этого комисси€ была вынуждена обратить внимание на лиц духовного звани€ и в проекте законов о правах среднего рода государственных жителей уделила членам белого духовенства немало места. ѕоследних она отнесла в разр€д мещан и причислила к "упражн€ющимс€ в науках и службах", дав им целый р€д прав. ќднако проект вызвал протест со стороны —инода, на рассмотрение которого он был представлен в 1769 г. ћотивы протеста были четырех родов: 1) "положение комиссии относитс€ не до всего вообще духовенства, но до одной его части", 2) "изображенные в главе права одному белому или нижнему духовенству присво€ютс€, а духовенству высшему никаких прав не положено", 3) "белое духовенство причисл€етс€ к среднему роду людей" и 4) в проекте ничего не сказано об "особливых" правах малороссийского духовенства. ¬виду всего этого —инод пришел к следующему "рассуждению": 1) "чтобы при рассуждении о роде и правах духовенства положению быть обо всем вообще духовенстве, а не об одной его части, ибо существо духовенства во всех есть едино, поелику всех духовных звание состоит в св€щеннодействии и учительстве, и нижнее духовенство с высшим столь есть соединено, что одно без другого существенно быть не может. 2) ѕонеже в духовенстве иные суть правительствующие, €ко то: митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, а другие правительствуемые, €ко то: иеромонахи, св€щенники, протодь€коны, дь€коны, иподь€коны и церковнослужители, то посему и следует духовенство вместо того, чтоб одну его часть именовать белым, разделить на высшее и низшее, дабы под именем первого заключались лица правительствующие, под именем второго - правительствуемые. » как нижнему, названному белым, духовенству права от комиссии назначены, то справедливо требуетс€, чтоб и высшему положены были. 3) „тоб все вообще духовенство не причисл€емо было к среднему роду людей, но в особливом роде положено б было, а в каком, в сравнении других родов, степени - сие единственно зависит от милосердной воли ее имп. величества, ибо все духовные по званию своему суть пастыри и учители вс€кого рода людей. » потому должны они пользоватьс€ особливым почтением и уважением к их сану от мир€н вс€кого рода, в рассуждении чего как греческими православными цар€ми почтены духовные между благородными, так и государственными указани€ми. 4)  ак духовенство малороссийское особливыми пользуетс€ правами и выгодами, то и остаетс€ рассмотреть, как всего малороссийского, так и всего вообще духовенства права и выгоды и положить оное в закон"*(229). ¬есьма возможно, что вследствие этого протеста со стороны —инода ∆алованна€ грамота городам 1785 г. уже не трактует членов белого духовенства как особый разр€д городского сослови€, и в число именитых граждан - категории "городовых обывателей", имеющей по своим составным элементам некоторое сходство с разр€дом "упражн€ющихс€ в науках и службах" проекта - белое духовенство не внесено. ѕравда, духовные лица имели возможность войти (и многие из них наверное вошли) в разр€д "насто€щих городовых обывателей", но в таком случае они считались мещанами только в качестве владельцев недвижимого имущества в пределах городской черты, а не в качестве членов белого духовенства*(230).

¬опросом об урегулировании юридического положени€ последнего зан€лс€ и комитет 6 декабр€ 1826 г. ѕо крайней мере, в составленном им проекте дополнительного закона о состо€ни€х мы находим и отдел о духовенстве. Ќо он состоит всего из двух статей, подтверждающих права и преимущества, "дарованные духовенству разными постановлени€ми" и в отличие от отделов, посв€щенных другим сослови€м, крайне лаконичен*(231).

–еформы 60-х годов коснулись и лиц духовного звани€, совершенно видоизменив их юридическую физиономию. ÷елым р€дом законодательных актов (в особенности законами 1867 и 1869 гг.) сословный характер духовенства был уничтожен путем отмены наследственности звани€ и церковных мест, а также замкнутости как относительно вступлени€ в сословие, так и выхода из него.

ѕереходим к рассмотрению прав и об€занностей духовенства по законодательству изучаемой эпохи. —амо собой разумеетс€, что основной об€занностью духовенства было стремление к достижению тех религиозно-нравственных целей, ради которых оно и имело свой смысл существовани€. »наче говор€, лица духовного звани€ должны были быть, выража€сь словами вышеприведенного документа —инода, "пастыр€ми и учител€ми вс€кого рода людей". Ќо дл€ успешного осуществлени€ этой "пастырской и учительской" об€занности члены духовенства должны были сами получить образование. » действительно, начина€ с ѕетра I правительство возлагает на духовенство, так же, как и на двор€нство, повинность учитьс€. ÷елый р€д петровских указов (напр., 1708 и 1710 гг.) признает образование дл€ духовенства об€зательным, предписыва€ отдавать в солдаты "поповых, дь€коновых, дь€чковых, ѕономаревых и даже сторожевых и просворниных детей, если они не похот€т учитьс€ в школах". ћонастырский приказ, в ведении которого находились школы до учреждени€ —инода, был об€зан "учеников духовных, которые от учени€ отстали, сыскивать и отсылать в школы с наказанием". ƒуховный регламент (о епископах. ѕ. 9-10) пошел еще далее и предписал, когда архиерейских школ "довольное число покажетс€", назначать на церковные должности только лиц, окончивших в них курс, "а если епископ, - прибавл€ет регламент, - неученого во оных школах человека поставит в св€щенники или монашеский степень, минув ученого, то подлежит наказанию, €ковое определено будет в ƒуховном коллегиуме" (т.е. в —иноде). “очно так же и указ 1722 г. снова повтор€ет, чтобы из неученых "никого не посв€щать и в причет церковный отнюдь произвождени€ не чинить". "ќное, - говорит далее указ, - архиере€м иметь во всегдашней пам€ти со всеконечным исполнением под немалым за то самих архиереев штрафованием". Ќаконец, указ 1723 г. предписывает набирать детей духовенства в школы "неволею". ѕетровские узаконени€ посто€нно подтверждались и впоследствии. “ак, в 1797 г. —инод предписал "при произведении в сан св€щенства воспитанных семинаристов предпочитать неученым, хот€ бы прихожане и просьбами о них насто€ли". «атем указами 26 июн€ 1808 г. и 27 авг. 1814 г. было приказано зачисл€ть в духовно-училищное ведомство всех детей духовенства с 6-8 лет. —вобода от об€зательного обучени€ была дарована духовенству только в 1849 г. —реди прав и привилегий духовенства весьма важной считалась свобода от личных податей и повинностей. ќднако эту льготу духовенство получило не сразу. “ак, при ѕетре оно платило целый р€д сборов, напр., табельные или окладные сборы, повс€годные поборы, канцел€рские, запросные, оброчные (напр., сборы с мельниц, с бань, с пчельников, с рыбных ловель) и др. сборы*(232). Ѕольшинство из них было уничтожено с введением подушной подати. ¬прочем, оброчные сборы просуществовали во всю первую половину XVIII ст. и были отменены только при ≈катерине II. ѕри введении подушной подати правительство первоначально предполагало освободить от нее только св€щеннослужителей, детей же их и церковнослужителей положить в подушный оклад, но такое намерение встретило энергичный протест со стороны —инода. Ѕлагодар€ ему дети действительно служащих св€щенников и дь€конов были также освобождены от уплаты подушных денег, но церковнослужители этой льготы не получили*(233). –екрутскую повинность св€щеннослужители, конечно, не отправл€ли, но взамен ее должны были платить особый сбор на драгунских лошадей, уничтоженный в 1725 г. „то же касаетс€ до их детей и церковнослужителей, то они отправл€ли эту повинность лично, негодные же к ней платили так называемый козловский оклад, уничтоженный в 1724 г. “очно так же члены духовного сослови€ вначале не были освобождены от постойной повинности. ќна была сн€та с них в 1724 г., потому что, говорилось в указе, "во врем€ отправлени€ правила к св€щеннослужению таковому постою быть не прилично". ’от€ этот указ неоднократно подтверждалс€ и впоследствии, однако на практике не всегда приводилс€ в исполнение, о чем и свидетельствует —инод в своем наказе, поданном в законодательную комиссию 1767 г. "’от€ по прежним указам, - читаем здесь, - в домах св€щенно- и церковнослужителей постоев ставить не велено, однако, как ныне по представлени€м из епархий усмотрено, в некоторых местах оные постоем от€гощаютс€". Ќаконец, духовенство было об€зано некоторыми полицейскими повинност€ми, напр., ходить на караулы к рогаткам, €вл€тьс€ на пожары, дежурить на съезжих дворах и в домах офицеров дл€ посылок к колодникам и дл€ работ. ќт некоторых из них, напр., от дежурства на съезжих дворах и в домах офицеров, духовенство было освобождено в 1736 г. ("дабы в церковной службе остановки не было"). ќт остальных же оно получило свободу только в 1742 г. ќднако, как видно из наказа —инода, и эта свобода не всегда соблюдалась на практике, почему в 1821 г. состо€лс€ подтвердительный указ об освобождении духовенства от посто€, платежа вс€ких сборов и отправлени€ разных полицейских повинностей.

Ѕольшое значение придавало духовенство тем привилеги€м в области судопроизводства, которое оно стало получать еще со времени ѕетра I. “ак, с учреждением —инода и по его инициативе было предписано (указ 15 марта 1722 г.) по оговорам (кроме т€жких государственных дел) духовных лиц судить в —иноде, "доколе не дойдут до гражданского суда", и не брать их ни в коллегии, ни в другие судебные учреждени€, причем каждый "челобитчик в злоде€нии", напр., "в брани, бою, краже, в обидах и бесчести€х и т.п.", об€зан был вчин€ть иск на членов духовенства только в —иноде. „то касаетс€ до гражданских дел ("исковые и т€жебные" дела), то они должны были рассматриватьс€, "еже где определено всем", т.е. в светских судах. Ёти начала в несколько модифицированной форме были подтверждаемы и впоследствии. “ак, указом 1785 г. правительство запретило судить духовных лиц в светских судах (кроме т€жких государственных дел) без сношени€ с епархиальным начальством. ѕо мелким уголовным делам (бой, брань, кража и т.п.) духовенство подлежало светскому суду только в том случае, если ответчик был не духовным лицом, но разбирательство таких дел об€зательно должно было происходить в присутствии особых депутатов от духовенства, "чтобы духовные получали непродолжительную и достойную сатисфакцию". ѕо гражданским и по всем остальным уголовным делам духовные судились в светских судах, но также в присутствии духовных депутатов, которые с 1791 г. назначались по двое в каждый город и по одному на 10-15 сельских приходов из св€щеннослужителей хорошего поведени€. ”казами 1810 и 1812 гг. подробно разработаны узаконени€ прежнего времени о духовных депутатах, без участи€ которых (за исключением случаев, не терп€щих отлагательства) нельз€ было рассматривать дела о лицах духовного звани€ в светских судах. Ќаконец, в 1823 г. права этих депутатов были значительно расширены предоставлением им права голоса в суде наравне с прочими судь€ми.

—о времени ≈катерины II духовенство постепенно получает такую льготу в области уголовного права, как освобождение от телесных наказаний. ≈катерина, исход€ из того воззрени€, что вследствие существовани€ телесных наказаний "св€щеннослужители тер€ли должное по характеру своему от общества почтение, пастве же их подавалс€ немалый соблазн и причина к презрению", освободила от них св€щенников и дь€конов (указы 1767 и 1771 гг.). Ќо эта свобода ограничивалась только пределами одного духовного ведомства, светские же суды по-прежнему имели право наказывать св€щеннослужителей телесно. ¬виду этого, вскоре после вступлени€ на престол имп. ѕавла, —инод ходатайствовал перед ним об освобождении духовенства от телесного наказани€ и в светских судах, "ибо чинимое ему наказание ввиду тех самых прихожан, кои получали от него спасительные тайны, располагает народные мысли к презрению св€щенного сана". √осударь исполнил желание —инода и освободил лиц духовного звани€ от наказани€ на теле. Ќо эта льгота не получила тогда практического осуществлени€ ввиду того своеобразного толковани€ ∆алованной грамоты двор€нству в отношении телесного наказани€ со стороны ѕавла I, о котором мы говорили уже раньше. ѕоэтому одним из первых узаконений јлександра I был известный указ 22 ма€ 1801 г., освободивший св€щеннослужителей от телесного наказани€, ввиду желани€ государ€ "дать пример уважени€ к св€щенному сану в народе" и ввиду "укоренени€ в нем самом чувства уважени€ к себе и ужаса к пороку". ¬ 1808 г. были изъ€ты от телесного наказани€ жены и вдовы св€щеннослужителей, а в 1811 г. - монахи. Ќаконец, в 1835 г. эта льгота была распространена на детей св€щеннослужителей. „то же касаетс€ до церковнослужителей, то они подвергались телесному наказанию вплоть до отмены его в 1863 г.

√овор€ о привилеги€х духовенства, необходимо упом€нуть также и о праве на бесчестие, т.е. на получение особого штрафа за оскорбление, узаконенного еще ”ложением 1649 г. –азмер его зависел от ступени на иерархической лестнице, занимаемой лицом духовного звани€. ”величением этого размера особенно интересовались городские наказы, поданные в законодательную комиссию 1767 г. “ак, углицкий наказ, указыва€ на то, что вследствие небольшого размера бесчести€ "многие партикул€рные люди" называют св€щеннослужителей "разными бесчестными и ругательными св€щенному чину звани€ми, а прочие бран€т и бьют", ходатайствует "пополнить о том узаконением с прибавлением числа за бесчестие и особливо за бой и увечье такой суммой и отмщением, которые бы св€щенному чину соответствовать могли"*(234). ѕроект законов о правах среднего рода жителей хот€ и не упом€нул о бесчестии, но в ст. 5 постановил, что "св€щеннослужители должны пользоватьс€ особливым почтением и уважением к их сану от мир€н, и за учиненную им обиду излишнее налагаетс€ наказание". ≈два ли, однако, постановление столь неопределенного характера могло удовлетворить духовенство, тем более что и сам —инод в своем наказе ходатайствовал о том, чтобы "о бесчестии архиереев и прочих духовных властей, а особливо о бое и увечьи протопопов и попов и прочих церковнослужителей и их жен и детей учинить надлежащее законоположение". ƒействительно, 15 апрел€ 1769 г. —енат издал указ о нечинении духовенству обид и притеснений. ¬ нем, установив факт оскорблений духовных лиц - побо€ми и телесными наказани€ми со стороны некоторых помещиков, —енат высказалс€ за необходимость исследовани€ таких дел и "чинени€ виновным наказани€ без упущени€".

Ќаконец, духовенству принадлежали и некоторые почетные права. “ак, уже проект законов о правах среднего рода жителей предоставил св€щеннослужител€м право ездить в каретах. ѕри имп. ѕавле I духовенство получило право получать награды и отличи€, а именно: крест дл€ ношени€ на цепи на шее, камилавку или скуфью и митру. “огда же государь предписал достойных св€щеннослужителей представл€ть к наградам орденами*(235).

Ќо, име€ известные привилегии, духовенство в то же врем€ было и ограничено в некоторых правах, осуществление которых считалось несовместным с духовным званием. “ак, еще при ѕетре I были подтверждены прежние запрещени€ духовенству заниматьс€ торговлей и промыслами*(236), вступать в откупа и подр€ды и в некоторые другие об€зательства, курить вино и т.п. Ќо зато при ѕетре духовенство могло пользоватьс€ доходами со своих домов, напр., отдавать их внаем, что прежде было запрещено. Ёти ограничени€ неоднократно подтверждались и впоследствии. ¬ 1743 г. было даже предписано "изврещи сана св€щеннического вовсе" вс€кое духовное лицо, изобличенное в роли "наемника, а не пастыр€". Ќаказ —инода также ходатайствует о том, чтобы духовенству было запрещено "ни в какие мирские дела, также за кого-либо в опекуны, паче же в стр€пчество входить и в поручительство и подр€ды об€зыватьс€". “очно так же духовенство было лишено права владеть населенными имени€ми и крепостными людьми. ќднако на практике последнее ограничение соблюдалось далеко не всегда, и духовные лица приобретали себе крепостных, только записыва€ их на чужое им€, но фактически распор€жа€сь ими как своей собственностью. ¬прочем, на основании указов 1744 г. духовенство, как и остальные сослови€, могло закрепл€ть за собой незаконнорожденных детей, прин€тых к себе на воспитание. ќ крепостном праве дл€ духовенства ходатайствовал —инод в своем наказе, прос€ правительство "в покупке св€щеннослужител€м дл€ послужени€ мужеска и женска пола людей дать позволение, наложа пропорцию, чтоб лишних иметь не могли". ќднако ≈катерина II не исполнила этого желани€ и даже, как известно, при ней состо€лось освобождение кресть€н духовных вотчин, т.е. поселенных на земл€х, принадлежавших архиерейским домам, монастыр€м, соборам и церкв€м. ¬ 1804 г. лица духовного звани€, наравне с членами остальных сословий, получили право приобретать ненаселенные имени€, чем еще раз было подчеркнуто, что крепостное право считалось правительством исключительно двор€нской привилегией.

 

І 3.  упцы и мещане*(237)

 

ѕервый законодательный пам€тник, определивший юридическое положение членов торгово-промышленного класса, был –егламент главному магистрату, изданный ѕетром I 16 €нвар€ 1721 г. Ќа основании его торгово-промышленный класс получил название граждан, разделенных на два разр€да: регул€рных и нерегул€рных. –егул€рные, в свою очередь, делились на две гильдии, причем в состав первой входили: банкиры, купцы, ведшие большую торговлю, доктора, аптекари, шкипера, живописцы и др.; в состав второй - мелочные торговцы и ремесленники. ¬прочем, уже инструкцией московскому магистрату 1724 г. было предписано "разобрать купечество на три части, которые имеют называтьс€ гильди€ми". Ёто предписание неоднократно подтверждалось впоследствии до манифеста 17 марта 1775 г. включительно. –емесленники делились на цехи или цунфты, причем каждое ремесло составл€ло особый цех*(238), во главе которого сто€ли альдерманы, избиравшиес€ членами цеха из своей среды на цеховых собрани€х. ¬ состав цеха входили мастера, подмастерь€ и ученики, причем последние об€зательно должны были обучатьс€ ремеслу в течение семи лет, а затем, по выдержании экзамена, получали письменное удостоверение в знании ремесла. —тановились ли они затем подмастерь€ми или непосредственно получали степень мастера - неизвестно. Ќужно думать, что веро€тнее первое предположение. ћастера считались полноправными членами цеха и избирали альдерманов, управл€вших делами последнего.  аждое произведение известного мастера должно было иметь как его печать, так и альдермана, в противном случае оно не могло поступить в продажу. “аким образом, наблюдение за доброкачественностью вещей, поступающих в продажу, и уничтожение их вследствие негодности €вл€лось одной из функций альдерманов. ƒругими функци€ми последних были: 1) ведение цеховой книги, куда записывались все лица, поступающие в цех (такими могли быть как русские подданные, так и иностранцы, причем из русских - лица всех сословий, кроме двор€н и крепостных кресть€н, раз последние не имели отпускных писем от помещиков), и 2) раскладка и сбор государственных податей и повинностей. ѕоступление в цех было об€зательно дл€ ремесленников, работающих на продажу, так как, с точки зрени€ людей той эпохи, цехи считались необходимым условием дл€ процветани€ ремесленной промышленности. ”же в предложении —алтыкова ѕетру (о чем было говорено выше) мы встречаемс€ с советом предписать "мастерам" и промышленникам, по примеру «ападной ≈вропы, записыватьс€ в цехи. "≈жели же, - говорит —алтыков, - кто похочет в ученики какого ни есть мастерства или промысла, и ему записыватьс€ в книги и быть в том мастерстве или промысле, в учениках семь лет, а через семь лет учеников свидетельствовать мастерам и выдавать грамоту"*(239).  ак известно, совет —алтыкова был прин€т и осуществлен на практике указом 1722 г. ќдинаково с —алтыковым смотрел на цехи и известный ѕосошков, вид€ в них причину того, что на «ападе мастера "добры и похвальны", и совету€ "учинить такой же твердый гражданский союз" (т.е. цехи) в –оссии*(240). —амо правительство в этом вопросе придерживалось той же точки зрени€, как то видно из мнени€ —ената, высказанного им в 1760 г., а именно: "коль долго ни один цех в надлежащую силу и состо€ние приведен не будет, до тех пор вс€кое о развитии ремесел прилагаемое старание было бы тщетно, и великие иждивени€ употребл€лись бы напрасно"*(241).  ак увидим ниже, та же точка зрени€ продолжала господствовать и в царствование ≈катерины II. — другой стороны, как свидетельствует проф.  изеветтер, имевший в своем распор€жении огромную массу архивного материала, в глазах правительства существование цехов должно было, прежде всего, обеспечить наличность ремесленников, которых можно было бы в каждый данный момент призвать к отправлению казенных работ. Ётот взгл€д на цеховые союзы как на об€зательных поставщиков правительству казенных мастеров также сыграл весьма важную роль в деле введени€ цехов в –оссии. Ќедаром от поступающих в цехи требовалась подписка в том, что "они будут во вс€кой готовности, ежели, когда потребуютс€ дл€ отправлени€ казенных работ".

ќбе гильдии пользовались известным самоуправлением, хот€ –егламент главному магистрату не говорит об этом ничего, а инструкци€ городовым магистратам 1724 г. упоминает о самоуправлении довольно глухо. Ќо мы знаем, что кажда€ гильди€ избирала несколько старшин, из которых один €вл€лс€ гильдейским старостой, а остальные его товарищами. ‘ункции их определ€лись довольно не€сно, а именно: "попечение и старание иметь обо всем, что до пользы граждан касаетс€". √ильдии имели свои гильдейские сходы, пользовавшиес€ правом устанавливать разные гильдейские сборы на нужды гильдий и расходовать их по гильдейским приговорам*(242).

„то касаетс€ до нерегул€рных граждан, то таковыми считались так называемые "подлые" люди, т.е. чернорабочие и находившиес€ в наймах. √лавное различие названных разр€дов друг от друга состо€ло в том, что регул€рные граждане участвовали в городском самоуправлении путем избрани€ членов магистратов, в то врем€ как нерегул€рные этим правом не пользовались. “аким образом, сословный дух времени вполне сказалс€ в рассмотренной организации торгово-промышленного класса, который теперь стал совершенно обособленным сословием, ничего общего не имеющим с двор€нством, с одной стороны, и с кресть€нством, с другой.

Ќа таком же сословном начале был организован торгово-промышленный класс и по проекту ≈лизаветинской комиссии. ёридическое положение его определ€лось по особому "праву купеческому", сообразно с которым он раздел€лс€ на четыре разр€да, а именно: 1) потомков московских гостей и купцов, плативших в течение четырех лет по 30 000 руб. пошлин ежегодно (этот разр€д пользовалс€ следующими правами: на владение населенными имени€ми, прежде пожалованными, т.е. до издани€ проекта, на ношение шпаг и на первенство "во вс€ких заседани€х и советах мирских"), 2) купцов 1-й гильдии ("знатное", "богатое" купечество), 3) купцов 2-й гильдии ("средственное" купечество) и 4) купцов 3-й гильдии ("маломочное" купечество). ¬о главе каждого разр€да сто€л выборный старшина с двум€ товарищами.

—ословный дух времени сказалс€ и на стремлени€х городских наказов, поданных в комиссию 1767 г. ¬се наказы требуют, чтобы "купеческое право" было только дл€ купцов, причем поступление в разр€д последних зависело бы исключительно от согласи€ магистратов, а выход из купечества был бы строго воспрещен.

— той же сословной точки зрени€ смотрела на этот класс и имп. ≈катерина II в своем Ќаказе (глава XVI). "—редний род людей или мещан, - писала она, - суть те, которые обитают в городах и, не быв двор€не, ни хлебопашцы, упражн€ютс€ в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах". " ак все основание сему среднему роду людей будет иметь в предмете добронравие и трудолюбие, то, напротив того, нарушение сих правил будет служить к исключению из оного"*(243). Ќужно заметить, что это определение "среднего рода людей" скорее относилось к западноевропейской буржуазии, чем к русским купцам и мещанам, однако, несмотр€ на это, попало в ∆алованную грамоту городам 1785 г.*(244) ≈ще раньше оно было буквально воспроизведено в проекте, составленном частной комиссией о государственных родах в 1767-1768 гг., причем "средний род людей" был разделен на три разр€да или "части", а именно: 1) на "упражн€ющихс€ в науках и службах" (белое духовенство, ученые, "выслужившиес€", приказные служители и художники), 2) на "торгующих" (купцы, заводчики, фабриканты и содержатели морских и речных судов) и 3) на "упражн€ющихс€ в разных, приличных мещанству, работах" (ремесленники, мещане и вольноотпущенные).  ак известно, этот проект не получил законодательной санкции, и до издани€ ∆алованной грамоты мы встречаемс€ только с одним законодательным пам€тником, определившим юридическое положение торгово-промышленного класса, а именно, с манифестом 1775 г. о разделении купечества на гильдии. ѕо манифесту все лица, не обладающие капиталом свыше 500 р., были отнесены к категории мещан; лица же, обладающие капиталом от 500 до 1000 р., составл€ли третью гильдию, от 1000 до 10 000 руб. - вторую и, наконец, от 10 000 и свыше - первую.  ажда€ гильди€ избирала старшину, старосту и его товарища сроком на один год дл€ заведовани€ гильдейскими делами, причем старшины и старосты 3-й и 2-й гильдий подчин€лись старшине 1-й гильдии. ¬ таком же подчиненном положении к нему находилс€ и староста со своим товарищем 1-й гильдии*(245).

„то касаетс€ до ∆алованной грамоты городам, то хот€ она и повтор€ет определение "среднего рода людей", принадлежащее Ќаказу (в главе XVI), но в то же врем€ отличаетс€ резким дуализмом, проход€щим через все ее определени€ и выражающимс€ в соединении постановлений относительно торгово-промышленного класса, из которых грамота создает особое сословие, с одной стороны, с постановлени€ми об организации городского управлени€ как управлени€ общественного, всесословного, с другой стороны. ¬виду этого дуализма постановлени€ грамоты далеко не отличаютс€ €сностью и категоричностью, а, напротив, скорее страдают недосказанностью и нередко противоречивостью. “ак, грамота признает городских обывателей или мещан особым сословием, что €вствует из многих статей грамоты*(246), и, между прочим, из статьи 83, по которой "мещанские дети получают мещанское состо€ние наследственное". «атем далее следует подразделение мещан на шесть разр€дов, а именно: на "насто€щих городских обывателей", на купцов, записанных в три гильдии (купцы первой гильдии могли торговать оптом и рознично как в –оссии, так и за границей, купцы второй гильдии могли торговать только в –оссии, купцы третьей гильдии могли торговать только в городе и уезде, где записаны), на цеховых ремесленников, на иногородних и иностранных купцов, производивших торговлю в известном городе, на "именитых граждан" и на посадских. “аким образом, "средний род людей" или мещане состо€т из шести разр€дов, из которых каждому из них присущи особые права и об€занности, кроме еще общих прав и об€занностей, присущих всем разр€дам, как составным элементам единого целого, т.е. мещанского сослови€ вообще. »наче говор€, сословное начало, завещанное еще петровским законодательством, проводитс€ вполне последовательно, и мещанство трактуетс€ законодательством только с одной этой сословной точки зрени€. » вдруг оказываетс€, что в один из разр€дов мещанского сослови€, заметим, кстати, передающегос€ наследственно от отца к сыну, вход€т "все, кои в городе дом или иное строение, или место, или землю имеют", т.е. члены и других сословий, напр., двор€нства, духовенства и т.д. (эти лица вход€т в состав первого разр€да, т.е. "насто€щих городских обывателей"). ћало того, эти члены других сословий внос€тс€ в одну из мещанских книг, несут известные повинности и пользуютс€ известными правами, в числе которых есть право, дарованное только двор€нам, по выражению грамоты, "ради сохранени€ их достоинства", а именно, право освобождени€ от личных податей и служб по городскому управлению. Ќаконец, в другом месте грамоты (ст. 77) пон€тие "городского обывател€" еще более расшир€етс€, так как под него подвод€тс€ также и "все те, кои в том городе или старожилы, или родились, или поселились, или в оклад записаны и по тому городу нос€т службу или т€гости". “акое смешение начал старого сословного и нового всесословного встречаетс€ в грамоте не раз, причем €вл€етс€ ничем не примиренным и ни с чем не согласованным*(247). ћы уже сказали, что грамота делит "средний род людей" или мещан на шесть разр€дов. ѕервый составл€ют "насто€щие городские обыватели", т.е. лица, обладающие в пределах города каким-либо недвижимым имуществом. ¬ состав второго вход€т купцы, т.е. "те, кои какого бы кто ни был рода, поколени€, семьи, состо€ни€, торговли, промысла, рукодели€ или ремесла, объ€вили за собою установленные капиталы". —ообразно с величиной последних, купечество делитс€ на три гильдии: в первую вход€т лица, объ€вившие капитал в размере от 10 до 50 тыс€ч рублей, во вторую - от 5 до 10 тыс€ч и в третью - от одной и до п€ти тыс€ч.  упцы 1-й гильдии пользуютс€ правом торговать оптом и рознично как в –оссии, так и за границей, купцы 2-й гильдии - только в –оссии, купцы 3-й гильдии - только в городе и уезде, где записаны. “ретий разр€д составл€ют цеховые ремесленники, о которых мы скажем ниже. „етвертый - иностранные и иногородние гости. ѕ€тый - именитые граждане, состав которых довольно смешанный, а именно: а) "те, кои, проход€ по пор€дку службу городскую и получив уже название степенных, вторично, по выборе, отправили с похвалою службу"; б) "ученые, кои могут предъ€вить академические или университетские аттестаты или письменные свидетельства о своем знании или искусстве и кои по испытани€м российских главных училищ таковыми признаны"; в) "художники трех художеств, именно: архитекторы, живописцы, скульпторы и музыкосочинители, кои суть члены академические или имеют удосто€ни€ академические о своем знании или искусстве и по испытани€м российских главных училищ таковыми признаны"; г) вс€кого звани€ и состо€ни€ капиталисты, кои объ€в€т за собой капитала от 50 тыс€ч рублей и более"; д) "банкиры, перевод€щие деньги, кои дл€ сего звани€ объ€в€т за собой капитала от 100 до 200 тыс€ч рублей"; е) "те, кои торгуют оптом и не имеют лавок"; ж) "кораблехоз€ева, отправл€ющие за море собственные корабли". “аким образом, именитые граждане представл€ли из себ€ аристократию ума и капитала города. Ќаконец, шестой разр€д составл€ли посадские, т.е. "те из старожилов или поселившихс€, или родившихс€ в городе, кои не внесены в других част€х городовой обывательской книги и корм€тс€ в том городе промыслом, рукоделием или работою", иначе говор€, мещане в тесном смысле этого слова. ¬се названные разр€ды вносились в так называемую "городовую обывательскую книгу", делившуюс€ на шесть частей соответственно числу разр€дов.  нига составл€лась городовым "депутатским собранием", состо€вшим из городского головы и определенного количества старост и депутатов, избираемых городским обществом на три года.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 356 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

2092 - | 1869 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.