Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬тора€ заповедь гласит: Ђ Ќе сотвори себе кумираї.




“ать€на Ћарина, главна€ героин€ произведени€, начитавшись романов, грезила любовью. ќна прин€ла ќнегина за геро€ этих произведений:

 

ƒавно ее воображенье,
—гора€ негой и тоской,
јлкало пищи роковой;
ƒавно сердечное томленье
“еснило ей младую грудь;
ƒуша ждала... кого-нибудь,

» дождалась... ќткрылись очи;
ќна сказала: это он!

 

Ќо полюбить человека по Ц насто€щему можно, только узнав его ближе, иначе это будет искусственна€ любовь, не подкреплЄнна€ ни прив€занностью, ни взаимностью. “ать€на сотворила себе кумира.

ќна страдает. Ќо понимает, что это —удьба:

 

Ђѕогибну, Ч “ан€ говорит, Ч
Ќо гибель от него любезна.
я не ропщу: зачем роптать?
Ќе может он мне счасть€ датьї

 

» —удьба понимаетс€ ею как ѕромысел Ѕожий. “ать€на смир€етс€ с судьбой и принимает необходимость отправитьс€ в ћоскву. “ам она замечена человеком, который сделал ей предложение. Ётого человека она будет уважать. Ѕудет соблюдать верность слову. “ать€на считает, что свершилось то, что было суждено судьбой. » героин€ принимает этот ѕромысел Ѕожий. » потому, что она его принимает, живЄт тем, что ей дано, она становитс€ такой особенной, такой непохожей на других, своеобразной, имеющей свой образ, и этот образ прекрасен:

 

Ќо вот толпа заколебалась,
ѕо зале шепот пробежал...
  хоз€йке дама приближалась,
«а нею важный генерал.

ќна была нетороплива,
Ќе холодна, не говорлива,
Ѕез взора наглого дл€ всех,
Ѕез прит€заний на успех,
Ѕез этих маленьких ужимок,
Ѕез подражательных затей...
¬се тихо, просто было в ней,
ќна казалась верный снимок
Ducommeilfaut... (Ўишков, прости:
Ќе знаю, как перевести.)

 

  ней дамы подвигались ближе;
—тарушки улыбались ей;
ћужчины клан€лис€ ниже,
Ћовили взор ее очей;
ƒевицы проходили тише
ѕред ней по зале, и всех выше
» нос и плечи подымал
¬ошедший с нею генерал.

 

¬ “ать€не по€вл€етс€ та особа€ красота, когда человек достигает развити€ своей личности. Ёто плод усилий, это умение прин€ть то, что есть, не отвергнув любви, не ожесточившись.

 

 

3. ∆ивое, неизъ€снимое, радостное, св€тое (урок внеклассного чтени€ в 6 классе по роману ».—. ЎмелЄва ЂЋето √осподнеї - глава Ђѕасхаї)

 

Ѕоровикова —ветлана јлександровна,

учитель русского €зыка и литературы

ћЅќ” —ќЎ с ”»ќѕ є 52 города  ирова.

÷ели урока:

 

1. ќбучающие: раскрыть мастерство ЎмелЄва как писател€; познакомить учащихс€ с праздником ѕравославной церкви Ц ѕасхой; осознать роль религиозных празднеств в духовно-нравственном воспитании.

2. –азвивающие: совершенствовать технику анализа текста; развивать устную речь.

3. ¬оспитательные: сформировать интерес к быту, традици€м, прошлому –оссии, пробуждать патриотические чувства.

«адачи урока:

1. ѕознакомитьс€ с биографией и творчеством ».—. ЎмелЄва.

2. ѕонимать смысл названи€ романа.

3. ”знать о пасхальных традици€х и обр€дах и их отражении в романе ».—. Ўмелева ЂЋето √осподнеї.

4. ѕроанализировать главу Ђѕасхаї, опира€сь на вопросы, предложенные учителем.

ќборудование: текст главы Ђѕасхаї у каждого ученика, небольшие листы бумаги красного, синего, зеленого, белого цвета на партах, конверты с вопросами дл€ работы по группам, компьютер, проектор.

’од урока.

Ея показываю лицо св€той –уси,

 оторую ношу в своЄм сердцеЕ

–оссию, котора€ загл€нула в мою

детскую душуЕ

». ЎмелЄв

I. ѕродолжите пословицы

”видел грача - Е (весну встречай).

¬есна красна цветами, Е (а осень - плодами).

 оль в мае дождь - Е (будет и рожь).

‘евраль силЄн метелью, Е(а март капелью).

ћатушка веснаЕ(всем красна).

— весной пролежишь, Е (так зимой с сумой побежишь).

—олнышко с пасхальной горки Е (в лето катитс€).

Ќа св€той неделе дожди - Е (добрую рожь жди).

 

”читель:

- ака€ тема объедин€ет все пословицы? (весна, ѕасха)

-ѕриход весны Ц всегда радость, ликование, обновление, поэтому весной так много праздников.  акие православные праздники мы отмечаем в это врем€ года? (¬ербное воскресенье, ѕасха).

-—егодн€ на уроке мы окунемс€ в атмосферу пасхального праздника, познакомившись с главой из романа ». Ўмелева ЂЋето √осподнеї.

-»м€ нашего урока Ц строчка из главы Ђѕасхаї. «апишем его в тетрадь.

-  ак вы понимаете смысл названи€? (выслушиваютс€ ответы учащихс€)

- »сход€ из темы, сформулируйте цели и задачи урока. (”ченики предлагают свои варианты)

÷ель: узнать, как воплощаетс€ живое, неизъ€снимое, радостное, св€тое в главе Ђѕасхаї.

«адачи:

1) ѕознакомитьс€ с биографией ». Ўмелева.

2) ѕроанализировать главу Ђѕасхаї из романа ЂЋето √осподнеї.

3) ѕознакомитьс€ с традици€ми праздновани€ христианского праздника.

II. - ѕрочитаем эпиграф.  ак вы его понимаете? ќ чЄм роман ЂЋето √осподнеї? (о становлении души ребЄнка, воспитывающегос€ в православной среде).

- –оман €вл€етс€ автобиографическим.  ого мы можем назвать прототипом главного геро€? (самого автора Ц »вана ЎмелЄва).

–ассказ учител€ о жизни и творчестве Ўмелева..

Ўмелев »ван —ергеевич (1873Ч1950). –одилс€ 3 окт€бр€ 1873 г. в ћоскве в патриархальной религиозной семье.

ќтец был известным подр€дчиком, и на двор ЎмелЄвых стекались рабочие-строители со всей –оссии. ћальчик впитывал народную культуру, обычаи, €зык, песни, прибаутки, поговорки Ч всЄ, что потом преобразитс€ и заиграет в неповторимой шмелЄвской прозе.

Ѕудущий писатель окончил гимназию, затем юридический факультет ћосковского университета (1898 г.).

ѕосле года военной службы восемь лет работал чиновником в глухих уездах ћосковской и ¬ладимирской губерний, где встретил прототипов героев своих произведений. ѕервый рассказ ЎмелЄва Ђ” мельницыї был опубликован в 1895 г. в журнале Ђ–усское обозрениеї.

¬ 1897 г. в ћоскве вышла книга его очерков ЂЌа скалах ¬алаамаї, котора€ подверглась слишком сильной цензуре и успеха не имела. ѕрозаик замолчал на целое дес€тилетие.

¬озвращение к творчеству произошло под вли€нием революционных событий 1905г.

«наменитым ЎмелЄва сделала повесть Ђ„еловек из ресторанаї (1911 г.).

¬ период ќкт€брьской революции 1917 г., которую он не прин€л, и √ражданской войны ЎмелЄв выступал с осуждением войны Ђвообщеї как массового психоза здоровых людей.

ѕисатель, после расстрела в ‘еодосии без суда и следстви€ его единственного сына, бывшего белого офицера, уехал в Ѕерлин, потом в ѕариж. √ибель сына он так и не простил новой власти, хот€ мечтал вернутьс€ в –оссию, пусть даже после смерти.

¬ эмиграции образы и картины старой –оссии, €ркие впечатлени€ детства, воспоминани€ о любимой ћоскве оформились в книги, ставшие вершиной творчества ЎмелЄва. Ђ–одноеї (1931 г.), ЂЅогомольеї, ЂЋето √осподнеї (1948 г.) Ч произведени€, удивительные по поэтичности, духовному свету, прекрасному живому народному €зыку, подобного которому до ЎмелЄва русска€ литература ещЄ не знала.

”мер 24 июн€ 1950 г. в ѕариже.

 

”читель:

- „то общего между »ваном ЎмелЄвым и героем произведени€? (им€, живет в ћоскве, в семье Ц патриархальный религиозный уклад, вокруг него много простых людей, которые знаком€т мальчика с народной культурой).

- –оман назван ЂЋето √осподнеї. ќбратимс€ к словарю и найдем толкование слова лето. ¬ каком значении употребл€ет лето ЎмелЄв?

Ћето -

”читель:

-Ќазвание книги вз€то из Ѕиблии: в ≈вангелии от Ћуки рассказываетс€, что ’ристос видит свою цель в том, чтобы Ђпроповедовать лето √осподне благопри€тноеї. ѕри этом под Ђлетомї имеетс€ в виду врем€ спасени€ человечества.

- √лавы романа названы в честь православных праздников.   одной из глав Ц главе Ђѕасхаї - мы обратимс€ на уроке.

- „то же такое ѕасха?  акие традиции существуют? ќб этом мы узнаем из сообщени€ учеников.

¬ыступление учащихс€ (сопровождаетс€ видеор€дом):

”ченик 1

ѕасха, день ¬оскресени€ ’ристова Ц самый главный праздник ѕравославной ÷еркви. »менно в нем заключаетс€ основной смысл ѕравославной веры - сам Ѕог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. ѕасха Ц это праздник праздников.

ѕравославна€ ÷ерковь празднует ѕасху уже более двух тыс€ч лет. “ак, из поколени€ в поколение, традици€ праздновани€ ѕасхи дошла до нас и распространилась по всему миру. Ќедел€ перед пасхой называетс€ —трастной. ¬еликий четверг напоминает о последнем причастии. ¬ п€тницу ’ристос был расп€т на кресте, его тело поместили в пещеру. ¬ ¬еликую субботу на √роб √осподень сошел Ѕлагодатный ќгонь, знаменующий ¬оскресение ’риста. Ќа третий день, ночью, »исус ’ристос ожил. јнгел √осподень повелел рассказать об этом всем ученикам.

”ченик 2

ѕразднование ѕасхи - это, конечно же, не только посещение Ѕогослужени€. Ётот праздник всегда был любим народом и с ним св€зано множество обычаев: дарить друг другу особенные подарки, особым образом украшать стол, готовить особенные угощени€. Ќа ѕасху готовили специальную обр€довую еду. ќна включала в себ€ пасху из творога, куличи и крашеные €йца. Ѕольшое значение придаетс€ куличу Ц пасхальному хлебу. —читалось, что если кулич удалс€, то в семье все будет хорошо. ≈сли же в печи он не подошел, растрескалась корка, то надо ждать несчасть€.

”ченик 3

√лавный символ праздника Ц крашеное €йцо. ¬ам, конечно, известен обычай, обмениватьс€ на ѕасху крашеными €йцами.

ѕо преданию, ћари€ ћагдалина преподнесла римскому императору “иберию первое пасхальное €йцо и рассказала о воскрешении ’риста. Ќо император усомнилс€: Ђ¬ это так же трудно поверить, как и в то, что это белое €йцо станет краснымї. ѕока он говорил эти слова, €йцо стало мен€ть свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало €рко-красным. “ак было подарено первое пасхальное €йцо. — этого времени люди стали обмениватьс€ красными €йцами домашней птицы.  расный цвет €йца напоминает люд€м о кровавой жертве ’риста.

”ченик 4

яйца окрашивали в разные цвета, наносили на них рисунки, натирали маслом, чтобы они блестели. ќсобое значение придавали и цвету, в который разрисовывали €йца: красный Ц радость жизни, голубой Ц здоровье, зелЄный Ц пробуждение природы.

”ченик 5

¬ старину на ѕасху люди устраивали народные гул€нь€, игры, водили хороводы, совершалс€ обход дворов, который напоминал св€точное кол€дование.

”читель:

-¬сем известно ощущение радости, праздника, удивительной гармонии с миром, которые бывают только в детстве. »менно таким чувством пронизана глава Ђѕасхаї из произведени€ ЎмелЄва ЂЋето √осподнеї. Ёту главу вы прочитали дома. ѕопробуем мы с вами проникнутьс€ той атмосферой праздника-радости.

 

III. –абота над содержанием произведени€ в группах.

1 группа Ц отрывок Ђѕост уже на исходе, идет веснаї - Ђ¬от и вспомнил. » все-то они ушлиї.

¬опросы:

1)  ак ведет себ€ природа?

2)  ака€ работа проводилась в городе? ¬о дворе?

3)  акие слова передают общность, всеохватность подготовки к празднику?

2 группа Ц отрывок Ђя несу от ≈вангелий страстную свечкуЕї - ЂЅольшое сахарное €йцо € вижу Ц и в нем ’ристосї.

¬опросы:

1) ѕочему страх мальчика отступает?

2) ѕочему ¬ане грустно? ѕочему радостно?

3) ѕочему мальчику необходимо верить в ¬оскрешение ’риста?

3 группа Ц отрывок Ђ¬елика€ суббота, вечерї - ЂЕсме-ртию смертьЕ по-пра-в!ї

¬опросы:

1) ќбратите внимание на интерьер комнаты. ќпишите его.

2)  акое воспоминание возникает у ¬ани об отце?  ак он готовитс€ к празднику?

3) „то произвело впечатление на мальчика в церкви?

4 группа Ц отрывок Ђ«вон на рассвете, неумолкаемыйї - Ђя прижимаю к груди €ичко, - и усыпл€ющий перезвон качает мен€ во снеї.

¬опросы:

1) ѕочему праздник ѕасхи так запомнилс€ герою?

2)  акие чувства испытывает мальчик, гл€д€ на подаренные €йца?

¬ыступлени€ учащихс€ Ц высказывание, опирающеес€ на вопросы, предложенные учителем.

 

IV. ”читель:

-  акова же эта среда?  то и что воспитывает мальчика?

(ћальчика воспитывает опыт отца, его образ жизни. ¬ан€ вбирает в себ€ черты русского характера Ц отца, √оркина; а также обычаи, традиции, которые соблюдаютс€ в семье.)

- ѕочему так подробно описывает автор православный праздник?

(ƒл€ ребенка вс€ жизнь - праздники, в детстве идет знакомство с миром, ребенок радуетс€ всему, это самые светлые и теплые воспоминани€.)

- ѕродолжите предложение Ђ¬ан€ получил бесценные урокиЕї (учащиес€ по желанию зачитывают свои ответы).

«аключительное слово учител€:

“аким образом, в детстве формируетс€ душа человека, и именно православна€ культура €вл€етс€ важной частью воспитани€. ќбразцами поведени€ дл€ ¬ани €вл€ютс€ взрослые: их поступки, убеждени€, взаимоотношени€. ќт них он получает уроки добра и трудолюби€. ћальчик живет в мире, где цен€т каждый день, дорожат каждым человеком, где всЄ пропитано любовью, лаской, согрето теплом, где радостно и спокойно. ј любовь, добро, милосердие, служение другим люд€м, по мнению ЎмелЄва, высшие нравственные ценности, на которых держитс€ наша жизнь.

 

- «акончить урок мне бы хотелось символом веры, надежды, добра и любви Ц пасхальным колокольным звоном (звучат колокола, учитель читает стихотворение  . ‘офанова).

***

ѕод напев молитв пасхальных
» под звон колоколов
  нам летит весна из дальних,
»з полуденных краев.

¬ зеленеющем уборе
ћлеют темные леса,
Ќебо блещет, точно море,
ћоре - точно небеса.

—осны в бархате зеленом,
» душиста€ смола
ѕо чешуйчатым колоннам
янтар€ми потекла.

ј в саду у нас сегодн€
я заметил, как тайком
ѕохристосовалс€ ландыш
— белокрылым мотыльком.

 

V. –ефлекси€.

¬ыберите один из листочков, лежащих у вас на парте. »х цвета символичны.

Ѕелый Ц чистота, духовность.

 расный Ц любовь к люд€м.

—иний (голубой) Ц вечность, смирение, самопожертвование.

«еленый Ц жизнь, юность.

ѕродолжите предложение ЂЌа уроке мнеЕї.

 

VI. ƒомашнее задание: сделать пасхальное €йцо (рисунок, оригами, поделка из глины, ткани и т.д.) и написать на нем (или вложить в него) светлое, искреннее пожелание однокласснику.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-22; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 530 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

500 - | 521 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.029 с.