Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


V. Анализ стихов поэтов-символистов. Выступления учеников




1. В. Брюсов. «Сонет о поэте»

Традиционная тема русской литературы о назначении поэта и поэзии поднимается Валерием Брюсовым него «Сонете о поэте». В нем поэт как бы продолжает размышления Пушкина на эту тему, прозвучавшие в сонете «Поэту». Но в отличие от Пушкина, для которого поэт — это царь, обладающий свободным умом и совершающий своим творчеством «благородный» подвиг, брюсовсквй поэт — поэт особой судьбы, он одинок, он старается постигнуть истину, его ждет особая судьба.

Для того, чтобы понять и почувствовать думы Брюсова о назначении поэта, необходимо познакомиться с содержанием этого сонета.

Сонет о поэте

Как силы светлого и грозного огня,

Как пламя, бьющее в холодный небосвод,

И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живет,

Зачатие и смерть в себе самом храня.

 

Хотя б никто не знал, не слышал про меня,

Я знаю, я поэт! Но что во мне поет,

Что голосом мечты меня зовет вперед,

То властно над душой, весь мир мне заслоня,

 

О бездна! Я тобой отгорожен ото всех!

Живу среди людей, но непонятно им,

Как мало я делю их горести и смех,

 

Как горько чувствую себя среды них чужим

И как могу, за мглой моих безмолвных дней,

Видений целый мир хранить в душе своей.

 

Если сравнивать сонеты двух русских поэтов, то становится очевидным, что Брюсов в своем произведении мысль о величии поэта и его творчества передает иными художественными средствами и символами, нежели Пушкин. Поэт-символист прибегает к сравнению, антитезе, различным символам и т. д.

Брюсов сравнивает дух поэта с силой огня, с пламенем, которое бьет «в холодный небосвод». Он прибегает к антитезе: «Хотя б никто не знал, не слышал про меня, / Я знаю, я поэт!» Эта антитеза доминирует в сонете, как бы продолжая утверждение Пушкина, что поэт «сам свой высший суд».

Сонет Брюсова полон противоречивых образов: «и жизнь, и гибель», «зачатие и смерть», «горести и смех»... Эти образы наводят на размышление, показывают настроение лирического героя.

В отличие от Пушкина, который написал сонет-утверждение («Поэт!.. Ты царь: живи один»), сонет Брюсова представляет собой размышление автора. Если Пушкин горд за высокое звание поэта, то Брюсов достаточно эмоционально, с нескрываемой грустью размышляет о назначении поэта, говорит о его одиночестве. «Живу среди людей, но непонятно им, / Как мало я делю их горести и смех, / Как горько чувствую себя среды них чужим...»

Сонет-размышление всегда подразумевает присутствие в нем риторических вопросов, есть они и у Брюсова: «Что голосом мечты меня зовет вперед...», «И как могу, за мглой моих безмолвных дней, // Видений целый мир таить в душе своей». Встречаются в сонете и восклицания: «Я знаю, я поэт!», «О бездна!».

Если начало сонета Брюсова несет в себе жизнеутверждающие эмоции, то далее появляется сомнение: «но что во мне поет...» И выясняется, что это «бездна». Именно ею поэт «отгорожен ото всех!» Не случайно Брюсов использовал в сонете образ бездны. Этот образ не только подчеркивает важность размышлений и говорит о связи поэтических традиций времен Пушкина и Брюсова, еще этот образ очень символичен. Ведь бездна представляет собой символ пропасти и пучины, поиск истины, труд творца и особую судьбу лирического героя.

 

2. К. Бальмонт. «Хвала сонету»

Творческий путь Константина Бальмонта начался в конце ХIХ века; когда вышли в свет два его сборника «Под северным небом» и «В безбрежности». В эти сборники вошли сонеты поэта. В 1917 году вышел сборник Бальмонта «Сонеты солнца, меда и луны», в который вошли виртуозные по форме стихи. Этот сборник включил в себя более двухсот сонетов.

К. Бальмонт достаточно разнообразил тематику этого жанра. Наряду с сонетами, главными темами которых являются тема любви и тема размышления о жизни и смерти, у поэта можно встретить тему искусства и культуры Запада и Востока, тему историко-географических событий, описание картин экзотической природы, земных просторов и бескрайней Вселенной.

В творчестве Бальмонта немало сонетов, главной темой которых является тема творца и творчества. Примером поэтического произведения, посвященного этой особой для поэтов проблеме, является его сонет «Хвала сонету».

Хвала сонету

Люблю тебя, законченность сонета,

С надменною твоею красотой,

Как правильную четкость силуэта

Красавицы изысканно-простой,

 

Чей стан воздушный с грудью молодой

Хранит сиянье матового света

В волне волос недвижно-золотой,

Чьей пышностью она полуодета.

 

Да, истинный сонет таков, как ты,

Пластическая радость красоты, —

Но иногда он мстит своим напевом.

 

И не однажды в сердце поражал

Сонет, несущий смерть, горящий гневом,

Холодный, острый, меткий, как кинжал.

 

В этом сонете Бальмонт проводит неожиданное сравнение между жанром поэзии и молодой красавицей. Поэт рисует определённую связь между красотой и законченностью сонета и безупречностью силуэта девушки.

Но признание в любви этому жанру и восторженное настроение поэта неожиданно сменяются словами о возможной мстительности сонета. Мы видим, как вдруг прерывается поток светлых и радостных чувств и перед читателем возникают совсем противоположные признания и сравнения. В последних строках сонета этот жанр сравнивается не с прекрасным и четким силуэтом красавицы, а с метким кинжалом, который несет смерть:

«Холодный, острый, меткий, как кинжал». На примере этого сонета очень ясно видна свойственная этому жанру игра автора с читательскими ожиданиями.

 

3. О. Мандельштам. «Казино»

Представитель акмеистов, Осип Мандельштам в своих стихах с помощью художественного слова показывал реальную действительность того времени. Примером тому служит сонет «Казино», где поэт сумел поэтизировать простую, серую жизнь.

Казино

Я не поклонник радости предвзятой,

Подчас природа — серое пятно.

Мне, в опьяненьи легком, суждено

Изведать краски жизни небогатой.

 

Играет ветер тучею косматой,

Ложится якорь на морское дно,

И бездыханная, как полотно,

Душа висит над бездною проклятой.

 

Но я люблю на дюнах казино,

Широкий вид в туманное окно

И тонкий луч на скатерти измятой;

 

И, окружен водой зеленоватой,

Когда, как роза, в хрустале вино, —

Люблю следить за чайкою крылатой!

 

Мандельштам в начале сонета делится с читателем своим умением получать удовольствие от «жизни небогатой». Но все-таки чувствуется вся тяжесть жизни, усиливается ее безысходность. В ней ничего не остается, его душа «как полотно... висит над бездною...» Опять перед нами символичная бездна. Здесь она мгла, тупик жизни. Вдруг настроение лирического героя меняется, и появляется новый образ — образ казино: «...я люблю на дюнах казино».

Вместо бездны появляется новый символ, которым являются дюны. Это почва, несмотря на то, что сыпучая и не очень твердая, но все же почва. А на этой почве — казино, несущее лирическому герою надежду, радость, возможность забыть серые будни и неудачи.

В сонете Мандельштам говорит о простых, знакомых всем предметах, но говорит о них так, что с первых строк возникает неотступное чувство трагичности жизни, ее скорого конца, бездны. Но появившийся луч надежды и света — казино, дает право лирическому герою, а с ним и читателю, верить в будущее и в то, что жить все-таки стоит.

 

4. И. Северянин. «Блок»

Представители русского футуризма не утруждали себя стремлением к сохранению классических канонов и правил написания сонетов. В связи с этим, в пору футуризма сократилось число правильно написанных поэтических произведений этого жанра. Среди поэтов-футуристов, бережно пользовавшихся в своем творчестве сонетом, можно назвать Игоря Северянина.

Прежде чем непосредственно перейти к анализу сонетов этого поэта, и в частности его сонета «Блок», необходимо напомнить о футуризме — направлении в русском искусстве и литературе начала ХХ века.

Футуризм в переводе с латыни значит «будущее». Представители этого течения главной своей задачей считали преобразование существующего мира, и сделать это они хотели с помощью созданного ими сверхискусства.

Старание футуристов передать своему читателю так называемое чувство первозданного творения хорошо показано в книге Игоря Северянина «Медальоны». В ней помещено более ста сонетов, посвященных деятелям литературы и искусства. Мы остановимся на одном из сонетов — сонете о Блоке. В нем даны некоторые проницательные и объективные характеристики знаменитого поэта.

Блок

Красив, как Демон Врубеля для женщин,

Он лебедем казался, чье перо

Белей, чем облако и серебро,

Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем...

 

Благожелательный к меньшим и меньшим,

Дерзал — поэтно видеть в эле добро.

Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел,

Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.

 

Он тщетно на земле любви искал:

Ее здесь нет. Когда же свой оскал

Явила смерть, он понял: — Незнакомка —

 

У рая слышен легкий хруст шагов:

Подходит Блок. С ним — от его стихов

Лучащаяся — странничья котомка...

 

Сонет дышит торжественностью и иронией одновременно. Уже в первом катрене И. Северянин создает, с одной стороны, величественный образ поэта, а с другой — иронизирует над ним: «Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем». Далее ирония отсутствует, и поэт восхищается деяниями Блока, его стремлением постичь тайны жизни: «Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан».

Затем снова появляется ирония, но по сравнению с иронией в начале сонета, эта ирония достаточно печальная: «Он тщетно на земле любви искал: / Ее здесь нет...».

В конце сонета появляется странник, которым и является сам Блок. Северянин не случайно возвышает поэта до образа странника, ведь странник символизирует мудрость и святость, а «лучащаяся — странничья котомка» — это та самая главная награда, которая предназначена поэту за его труд.

В этом сонете Игорь Северянин создал достаточно сложный образ поэта и добился он этого за счет совмещения торжественности и иронии. Портрет Блока, в связи с этим, вызывает и противоречивые эмоции: преклонение и иронию. Такие приемы в поэзии были свойственны футуризму.

Для этого направления также свойственно и языковое противоречие — перемешивание слов высокого стиля с простыми словами, а также использование в тексте новых, выдуманных самим автором слов. Эту характерную для футуристов особенность использовал в своем сонете и Игорь Северянин. Употребляя для описания портрета поэта слова высокого стиля — «демон», «стан», «увенчан», «тщетно», «явила», — автор вводит в текст и слово собственного творчества — «поэтно».

 

5. И. Бунин. «Вечер»

Иван Бунин не относился ни к одному из модернистских течений ХХ века. Написанные им сонеты продолжают традиции А. С. Пушкина и отличаются лиричностью, плавностью и строгим выбором выразительных средств. Известный сонет «Вечер» является хорошим примером работы Бунина в этом жанре.

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышан на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

 

Эти строки наполнены особой жизнеутверждающей энергией, от них веет счастьем, радостью жизни и покоем. Сонет написан простым языком, плавно, в нем нет перепадов настроения и перемен темы.

Сонет Бунина имеет классическую форму, но только в форме поэт следует традициям жанра. Содержание сонета, сам предмет, изображения — это новое слово Бунина в написании этого жанра, и в этом заслуга поэта.

Ключевыми образами совета являются образ природы и образ вечера, которые наводят на раздумья, дают повод для философствования и призывают читателя к сотворчеству. Образ вечера является ключевым в соне те, и этот образ очень символичен. Ведь вечер здесь не просто время суток, а время для раздумий о прошедшем дне, своеобразное подведение итогов, зрелость в жизни и сознании человека.

В начале сонета — размышление о счастье, которое, по словам поэта, чувствуется «всюду». Правда, оценить это счастье и уметь насладиться им суждено не всем, ведь «...счастье только знающим дано». Только «знающие» понимают, что жить, наслаждаться природой — это уже счастье.

И как итог размышлений Бунина — последние строки сонета, где звучит признание поэта: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Заслуга Бунина в написании сонетов состоит в том, что, не изменяя устойчивым традициям предшествующих поколений поэтов, он показал, как можно расширять границы русского стиха, расширять и совершенствовать его содержание.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 10809 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.