Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


V. Беседа по произведениям Игоря Северянина




В 1926 году поэт написал стихотворение «Игорь-Северянин», объясняющее самого себя

 

Он тем хорош, что он совсем не то,

Что думает о нем толпа пустая,

Стихов принципиально не читал,

Раз нет в них ананасов и авто.

 

Фокстрот, кинематограф и лото —

Вот, вот куда людская мчится стал!

А между тем душа его простая,

Как день весны. Но это знает кто?

 

Благословляя мир, проклятье войнам

Он шлет в стихе, признания достойном,

Слегка скорбя, подчас слегка шутя

 

Над всею первенствующей планетой...

Он в каждой песне, им от сердца спетой,

Иронизирующее дитя.

 

— Какова форма этого стихотворения? — (Сонет.)

В 1911 году Северянин создал вместе с сыном Фофанова К. Олимповым группу «эгофутуристов».

— Что подразумевает это название и что сближает Северянина с футуристами?

(Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго» т. е. «Я» поэта, отсюда «самовозвеличивание» раздражавшее многих. С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто неявно высмеивал — стихи о «красивостях» жизни принимались всерьез; тяга к словотворчеству.)

Откликаясь на брошюру «под нелепым названием» «Электрические стихи», В. Брюсов писал: «...Северянин прежде всего старается обновить поэтический язык, вводя в него слова нашего создающегося бульварного арго, отважные неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами, причем для сравнения выбирает преимущественно явления из обихода современной городской жизни, а не из мира природы. Большей частью это выходит у него не совсем удачно, а подчас и смешно...»

— Как вы думаете, что мог иметь в виду Брюсов, говоря об «отважных неологизмах» и «самых смелых метафорах» Северянина?

— Согласны ли вы с тем, что «отважные неологизмы» и «самые смелые метафоры» не всегда удачны, а подчас выглядят и смешно?

Задание: найдите неологизмы Северянина и прокомментируйте их.

Неологизмы встречаются в стихотворениях Северянина буквально на каждом шагу. Он словно изобрел особый язык для своей поэзии. Вот лишь некоторые неологизмы: «быстро-темный», «ало-встречный «грозово», «олуненный», «разузорены», «огимнив». Кроме неологизмов, поэт часто использует непривычные словосочетания, грамматические формы: «задохнувшее смех», «совпадала с ветром птичка», «Вы такая эстетная», «вдохновляюсь порывно», «пора популярить изыски», «водопадное сердце» и др.

Северянин выдвинул программу изобретенного им направления. Оцените лозунги «эгофутуризма» — где здесь самолюбование, эпатаж и пошлость?!

1. Душа — единственная истина.

2. Самоутверждение личности.

3. Поиски нового без отвергания старого.

4. Осмысленные неологизмы.

5. Смелые образы, эпитеты.

6. Борьба со «стереотипами».

7. Разнообразие метров.

Поэт провозглашает ценность каждой личности: «Жизнь человека одного — / Дороже и прекрасней мира», отмечает двойственность мира: «И в зле — добро, и в добром — злоба», выводит иерархию настоящих ценностей: «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! — / Могущественные слова!»

 

VI. Слово учителя

Чем так привлекал поэт своих читателей-современников? Северянин очаровывал необычным, ярким, новым — звуками, ощущениями, краска ми, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты, пускай «красивости». В этом выдуманном мире живут короли и королевы, принцы и принцессы, пажи, феи. Здесь и современный быт: рестораны, концерты, клубы, гостиные, загородные дачи, моторные ландо, бипланы, экспрессы, вуали, веера, ликеры... В этом мире скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, «высь сфер» — экзотическое, уникальное и в то же время современное.

Об этом необыкновенном мире писать надо было необыкновенно: и Северянин изобретал новые жанры. Названия большинства — неологизмы: миньонет, синематограф, квадрат квадратов, эгополонез, поэметта, ассосонет, эскиз, диссона, газэлла, медальон, ноктюрн, хабанера, романс. Обычно поэт указывал жанры своих стихов. Многие из них носят характер баллады: в них присутствует короткий, необычный, напряженный сюжет.

 

VII. Анализ стихотворений

1. Слово учителя

В. Брюсов в статье «Игорь Северянин» (1915), отметив «мучительную пошлость» и «отсутствие знаний», писал: «Это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир... Это — истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — художник, которому открылись тайны стиха...».

 

2. Чтение и анализ стихотворения «Янтарная элегия»

Попробуем подтвердить или опровергнуть высказывание В. Брюсова. Стихотворению 1911 года «Янтарная элегия» предпослан эпиграф из Пушкина: «Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок».

 

Вы помните прелестный уголок —

Осенний парк в цвету янтарно-алом:

И мрамор урн, поставленных бокалом

На перекрестке палевых дорог?

 

Вы помните студеное стекло

Зеленых струй форелевой речонки:

Вы помните комичные опенки

Под кедрами, склонившими чело?

 

Вы помните над речкою шале,

Как я назвал трехкомнатную дачу,

Где плакал я от счастья, и заплачу

Еще не раз о ласке и тепле?

 

Вы помните... О да! Забыть нельзя

Того, что даже нечего и помнить...

Мне хочется Вас грезами исполнить

И попроситься робко к Вам в друзья...

 

Изощренное зрение поэта проявляется в необычной и образной цветописи: «янтарно-алый» цвет осени, «палевые» дороги, «студеное стекло зеленых струй» речонки — это, скорее, не цвета, а оттенки. Слово «янтарный» имеет и другой смысл, косвенно указывающий место действия — берега Балтики. Жанр элегии подразумевает печальные мотивы, но они у Северянина соединены с грустной иронией, дают почувствовать личность поэта, всегда подтрунивающего над всем, в том числе и над собой. Иронию Пушкина Северянин подхватывает уже в первой строчке; опенки «комичные», потому что такими их увидел поэт; «шикарное» на «шале» обозначает, оказывается, маленькую дачу. В последней строфе ирония исчезает, остается чувство, невыразимое словами; образ героини можно только «грезами исполнить», И — беззащитность любящего чело века в последней строке: «попроситься робко к Вам в друзья». Отметим значение анафоры (единоначатия): в последней строфе она обрывает счастливые воспоминания.

 

3. Чтение и анализ стихотворения «Классические розы»

Одному из самых известных стихотворений Игоря Северянина — «Классические розы» (1925) предпослан эпиграф из Мятлева (1843):

 

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

 

Читаем и комментируем стихотворение «Классические розы». Стихотворение Северянина является реминисценцией, отзвуком, перекличкой с ХIХ веком, проникнуто ностальгическим чувством. Отталкиваясь от конкретного образа, созданного Мятлевым, Северянин развивает, обогащает его, делает глубоким и придает символическое значение. В каждой строфе рефренная строка «Как хороши, как свежи были розы» приобретает новый смысл. Последние две строки этого стихотворения выбиты на мраморной плите на могиле Игоря-Северянина на русском кладбище в Таллине:

 

В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

 

Прошли лета, и всюду льются слезы...

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...

Как хороши, как свежи ныне розы

Воспоминаний о минувшем дне!

 

Но дни идут — уже стихают грозы.

Вернуться в дом Россия ищет троп.

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

 

Тема утраченной родины, элегические и даже трагические мотивы, настроение безысходности, искреннее чувство — это тоже Игорь Северянин. А как же роль «гения», стоящего над толпой?

«Трагедию жизни» ирония может превратить в «грезофарс», и возникают «качалка грезэрки», «мороженое из сирени», «шампанский полонез», «ананасы в шампанском». Но сколько можно метать бисер перед свиньями? В стихотворении «В блесткой тьме» поэт поступает почти как Маяковский:

 

Каждая строчка — пощечина.

Голос мой — сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши.

Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

 

Так стремление выразить настроение, нерв, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1987 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.