Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Хадис 464. Молитву во время опасности совершают при встрече лицом к лицу с противником.




Передают, что Салих ибн Хавват, рассказывал со слов того, кто вместе с Посланником, мир ему и благословение Аллаха, совершил намаз во время опасности во время битвы у Зат ар-Рика‘. Часть мусульман выстроилась в ряд вместе с Посланником, мир ему и благословение Аллаха, а другая часть в это время стояла лицом к противнику. Вместе с частью мусульман он совершил один рак‘ат, после чего встал и продолжал стоять до тех пор, пока они самостоятельно не завершили намаз. Затем они отошли в сторону, чтобы встать лицом к противнику, а вторая часть мусульман присоединилась к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха. Он совершил вместе с ними оставшийся рак‘ат, после чего сел и продолжал сидеть до тех пор, пока они самостоятельно не довели намаз до конца. А затем он вместе с ними произнес приветствие. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в такой форме он встречается у последнего. Ибн Манда передал его в сборнике “аль-Ма‘рифа” через Салиха ибн Хаввата со слов его отца.

Комментарий:

В одной из версий хадиса сообщается, что Салих ибн Хавват пересказывал его со слов Сахля ибн Абу Хасмы. Однако в версии, переданной аль-Бейхаки и Ибн Мандой в “аль-Ма‘рифе”, говорится, что Салих слышал его от своего отца. Второе утверждение представляется более очевидным, поскольку Сахль ибн Абу Хасма при жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха, был еще ребенком и не принимал участия в военных походах.

В хадисе речь идет о сражении Зат ар-Рика‘, которое состоялось в 7 г.х., после покорения Хейбара. Существует мнение, что название сражения произошло от названия местечка, расположенного недалеко от Неджда и принадлежавшего племени Гатафан. Однако на этот счет существует и другое мнение. Дело в том, что слово “рика‘” означает “заплатка”, “полоска”. Поэтому некоторые считают, что данное сражение получило такое название, поскольку многие мусульмане сражались босыми, а когда их ноги начали покрываться волдырями и ссадинами, они принялись перевязывать их лоскутами и тряпками. См. «Итхаф аль-Кирам», с. 133.

Намаз во время опасности (салат аль-хауф) совершается на поле боя, если мусульмане встретились лицом к лицу с противником, но еще не вступили в бой. Если же бой начался или стороны приступили к обстрелу позиций противника, то разрешается совершать намаз в любой форме в зависимости от обстоятельств. В таких условиях можно молиться поодиночке или в группе, стоя, шагая или верхом на лошади. Из достоверных хадисов нам известно несколько форм намаза во время опасности. Одна из них подробно описана в хадисе Салиха ибн Хаввата.

О позволении совершать такой намаз во время опасности говорили ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Умар, Абу Хурейра, Зейд ибн Сабит, Абу Муса, Сахль ибн Абу Хасма и др. По сообщению ан-Навави, молиться так разрешали Малик, аш-Шафи‘и, Абу Саур и многие другие. В принципе, ученые разрешали совершать такой намаз в любой форме, описанной в достоверных хадисах, и это совершенно справедливо. Принимать какую-либо одну из этих форм, отказываясь от всех остальных, не имея на то веских аргументов, было бы явной пристрастностью.

О количестве способов совершения намаза во время опасности ученые высказывали разное мнение. Ибн аль-Кассар аль-Малики называл десять таких способов. Ан-Навави сказал, что способов совершения намаза во время опасности шестнадцать, и все они правильные. Аль-Хаттаби считал, что предпочтительнее выбирать тот способ, который безопаснее, ибо они различаются по форме, но едины по содержанию. Ибн аль-Мунзир перечислил восемь таких способов. Ибн Хиббан к этим восьми добавил еще один. Ибн Хазм считал правильными четырнадцать способов, посвятив им объемное исследование. Ибн аль-‘Араби назвал шестнадцать способов, но не описал каждый из них подробно. Зато это сделал аль-‘Ираки в комментариях к сборнику ат-Тирмизи. Он же описал семнадцатый способ. Ибн аль-Каййим писал, что основных способов - шесть, а различия между высказываниями ученых объясняются тем, что они принимали во внимание даже мелкие различия между версиями хадисов. Ибн аль-‘Араби сообщил, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз во время опасности всего двадцать четыре раза. По словам имама Ахмада, достоверных хадисов на эту тему шесть или семь, и любой из них можно принимать к сведению. Ахмад и аш-Шафи‘и отдавали предпочтение хадису Сахля ибн Хасмы. Исхак, ат-Табари, Ибн Мунзир и др. отказывались отдавать предпочтение какой-либо из форм.

Подавляющее большинство ученых считало, что намаз во время опасности разрешается совершать и сейчас, т.е. после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Абу Йусуф и аль-Музани считали, что поступать так разрешалось только при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Они опирались на коранический аят, разъясняющий правила совершения намаза во время опасности: «Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут свое оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придет другая группа, которая еще не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие» (4:102).

 

Однако это не значит, что молиться так разрешалось только тогда, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, находился среди мусульман. Ему было предписано поступить так, чтобы обучить этому правилу мусульман. О том же, что мусульманам позволительно поступать так и в отсутствие Пророка, мир ему и благословение Аллаха, свидетельствует аят: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих» (4:101).

 

Ат-Тахави объяснил мнение Абу Йусуфа тем, что намаз вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, имел свои преимущества. Вместе с тем он полностью отверг такое обоснование. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 302-303.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 342 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2611 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.