Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћиберальные и консервативные проекты государственного управлени€ в –оссии.




»деи либерализма в проектах ћ.ћ. —перанского

ѕроект —перанского предполагал создание многоступенчатой системы представительных органов: население на местах избирало волостную ƒуму, далее выборы проводились в окружную, губернскую думу, котора€ в свою очередь избирала депутатов в высший законодательный орган √осударственную ƒуму. —перанский предложил новый принцип организации выборов на основе имущественного ценза, в соответствии с которым население –оссии делилось на три сослови€ двор€нство, Ђсреднее состо€ниеї (купцы, мещане, государственные кресть€не) и Ђнарод рабочийї (крепостные кресть€не, рабочие, при слуга). ѕолитические права, включающие право избирать и быть из бранным, получали первые два сослови€, обладавшие необходимым дл€ этого условием недвижимостью. –абочий народ надел€лс€ только гражданскими правами.

Ј  онсервативна€ идеологи€. ѕолитико-правовые идеи Ќ.ћ.  арамзина

—оциально-политическа€ система –оссийского государства была представлена  арамзиным в виде следующей формулы: Ђƒвор€нство, ƒуховенство, —енат и —инод хранилище законов, над ними √осударь как единственный законодатель, единственный источник властиї.

¬ласть на местах, по мнению  арамзина, должна быть представлена губернаторами, дл€ чего историк советовал найти п€тьдес€т умных и компетентных людей, которые Ђревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона –оссииї.  ритику€ со временный ему государственный аппарат с его некомпетентностью, вз€точничеством чиновников и безответственностью лиц, наделенных властными полномочи€ми, автор Ђ«аписки о древней и новой –оссииї видел единственный выход из положени€ в подготовке грамотных, специально обученных кадров. ”чредить хорошее управление можно, считает  арамзин, только путем ослаблени€ центральной власти и расширени€ полномочий власти на местах, поскольку только местной власти известно истинное положение дел в провинци€х.

 

48.ќсобенности политической культуры –оссии и их вли€ние на формирование национальной модели власти и управлени€
ќбычно в политической науке прин€то проводить классификацию политической культуры с разделением ее на типы, с выделением отдельных составл€ющих.
1.ѕо отношению к власти выдел€ютс€: господствующа€ политическа€ культура и контркультура.
2.ѕо уровню общности различаютс€: обща€ политическа€ культура и субкультура, характерна€ дл€ определенной социальной группы общества. ѕо этому признаку выдел€ют также социально-классовую политическую культуру, национально-этническую, религиозно-политическую, региональную.
Ќосител€ми (субъектами) политической культуры могут быть как общество в целом, так и нации, классы, социальные слои, конкретные коллективы. отдельна€ личность.
Ќар€ду с характеристикой политической культуры по субъектам - носител€м ее можно структурировать по содержанию.
¬ политической науке прин€то выделать три блока политической культуры в соответствии со сформулированным выше ее определением:
1)когнитивный (познавательный), отражающий культуру политического сознани€;
2)мотивационно - поведенческий св€занный с культурой политического поведени€:
3)институциональный, характеризующий культуру функционировани€ политических институтов.

  традиционным основам ѕ  –оссии, определившим ее специфические черты и особенности, можно отнести:

1. этатизм как стремление государства подчинить и общество, и личность;

2. политическое господство бюрократии;

3. патернализм как стремление государства опекать общество, вмешиватьс€ в частную жизнь граждан;

4. персонификацию политики и власти как преобладание неформальных, личностных отношений в системе управлени€ (прав€т лица, а не законы).

— нараставшей в политической жизни страны этатизацией общества св€заны также такие особенности ѕ  –оссии, как:

1. клиентелизм в отношени€х населени€ с властью, означавший привычку населени€ быть под патронажем, покровительством государства;

2. слаба€ степень структурированности общества (отсутствие или неразвитость независимых, автономных по отношению к государству структур гражданского общества);

3. сакрализаци€ власти - определение власти не в категори€х права, а с точки зрени€ необходимости подчинени€ властной воле, ее обожествлени€;

4. приверженность харизматическим лидерам.

‘акторы, обусловившие особенности российской ѕ :

Ј √еополитический фактор:

1. континентальное ("разбегавшеес€") пространство, не защищенное природными границами, что обуславливало посто€нную внешнюю опасность;

2. обусловленные огромностью пространств, на которых устраивалось русское государство, распыленность этносов, слабость политических коммуникаций (Ќиколай I: –осси€ терпит от рассто€ний)

Ёти особенности объективно ставили русское общество в услови€, когда в борьбе за выживание приходилось подчин€ть частные интересы государственным.

Ј —оциально-политические и экономические факторы:

1. медленное развитие сословий, во многом обусловленное географическим фактором

2. отсутствие развитого среднего класса ("третьего сослови€"), обусловленное слабостью русских городов. которые на «ападе составл€ли оппозицию королевской власти, не дава€ ей превратитьс€ во власть деспотическую

3. отсутствие развитого института и традиций частной собственности (земли много - людей мало)

¬се это вело по мере усложнени€ государственных задач к усилению авторитарного характера государственной власти и управлени€.

49.–еформы государственного управлени€ в истории –оссии: закономерности и национальные особенности модернизации Ђвдогонкуї

ќсобенности проведени€ реформ в –оссии.

Ј –еформы в –оссии проводились в услови€х догон€ющего (мобилизационного) типа развити€ общества ("сверху" самим государством, на неподготовленной почве).

Ј ¬се они осуществл€лись в услови€х авторитарного государства при отсутствии гражданского общества (как правило, перед лицом внешней или внутренней угрозы).

Ј –еформы сосредотачивались не на изменении общества, а на реформировании государственной власти (интересы человека игнорировались практически всеми реформами).

Ј ќтсутствовала широка€ социальна€ база дл€ реформаторства (что объ€сн€лось господством традиционной культуры, ориентированной не на гражданское общество, а на идеальную имперскую власть).

Ј  ак правило, проведение реформ сопровождалось дестабилизацией общества и дальнейшим отчуждением общества от власти.

¬ли€ние (догон€ющего) мобилизационного типа развити€ общества:

1. определ€ющими станов€тс€ внешние, а не внутренние факторы развити€

2. общество тер€ет возможность постепенного эволюционного развити€

3. развитие приобретает дискретный (прерывистый) характер

4. стрем€сь догнать другие страны, общество "перепрыгивает" через необходимые этапы развити€

5. реформы провод€тс€ сверху, самим государством в интересах государства и, как правило, на неподготовленной почве.

“ри модели реформ в истории –оссии.

Ј ѕерва€ модель относитс€ к крупномасштабным преобразовани€м ѕетра I (создана национальна€ промышленность, введено светское образование, перестроена вс€ —√”, построены регул€рна€ арми€ и флот)..

≈е особенность - в ускоренном догон€ющем развитии, в рамках которого все преобразовани€ были осуществлены исключительно силовыми методами, путем административного регулировани€, нацеленного на достижение стратегических целей в короткое врем€.

Ј ¬тора€ модель св€зана с реформами второй половины 19 в.

»х успех был обеспечен не столько "административным ресурсом", сколько поддержкой более широких слоев общества ("просвещенных" классов).

Ј “реть€ модель относитс€ к реформам начала 20 в.

¬ услови€х –оссии особенно остро про€вл€ютс€ кризисы, порождаемые модернизацией общества. »х прин€то называть модернизационными кризисами:

Хкризис легитимности, означающий падение довери€ к власти в широких сло€х населени€;

Хкризис идентичности, св€занный с неготовностью значительной части населени€ идентифицировать себ€ с новыми модернизационными ценност€ми;

Хкризис участи€, свидетельствующий о неспособности или нежелани€ новой политической элиты привлечь к конструктивному сотрудничеству представителей старых социальных элит;

Хкризис проникновени€, выражающийс€ в потере управл€емости общества, разрушении горизонтальных и вертикальных св€зей в системе управлени€, невозможности проникновени€ (диффузии) власти на нижние уровни управлени€;

Хкризис распределени€, демонстрирующий неспособность прав€щей элиты наладить справедливое распределение материальных и иных благ в обществе.

ѕеречисленные кризисы были характерны дл€ всех проводимых в истории –оссии реформ государственной власти и управлени€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1756 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1478 - | 1319 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.