В условиях научно-технической революции развитие техники и технологии происходит двумя путями:
эволюционным; революционным. Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности производительности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 70-е годы стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более.
Революционный путь является основным путем развития техники и технологии в эпоху научно-технической революции и заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Революционный путь — главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР.
Процесс автоматизации производства Техника в период научно-технической революции вступает в новый этап своего развития — этап автоматизации.
Превращение науки в непосредственную производительную силу и автоматизация производства — это важнейшие характеристики НТР. Они изменяют связь человека и техники. Наука играет роль генератора новых идей, а техника выступает их материальным воплощением.
Процесс автоматизации производства ученые делят на ряд ступеней:
Первая характеризуется распространением полуавтоматической механики. Рабочий дополняет технологический процесс интеллектуальной и физической силой (загрузка, разгрузка автоматов).
Вторая ступень характеризуется появлением станков с программным управлением на основе компьютерной оснащенности процесса производства.
Третья ступень связана с комплексной автоматизацией производства. Для этой ступени характерны автоматизированные цехи и заводы-автоматы.
Четвертая ступень является периодом завершенной автоматизации хозяйственного комплекса, становящегося саморегулирующейся системой.
Изложенное свидетельствует о том, что научно-техническая революция выражается в качественном преобразовании системы жизнеобеспечения людей.
Научно-техническая революция преобразует не только сферу производства, но и изменяет среду образования,воспитания, быта, расселения и другие сферы общественной жизни.
Характерными особенностями хода научно-технической революции:
Во-первых, научно-техническая революция сопровождается концентрацией капитала. Объясняется это тем, что техническое перевооружение предприятий требует концентрации финансовых средств и значительных их затрат.
Во-вторых, процесс научно-технической революции сопровождается углублением разделения труда. В-третьих, рост экономического могущества фирм приводит к усилению влияния с их стороны на политическую власть. Осуществление научно-технической революции имеет и некоторые негативные последствия в виде увеличения социального неравенства, усиления давления на природную среду, увеличения разрушительности войн, роста безработицы, снижения социального здоровья и т.д.
Одной из важнейших общественных задач выступает реализация необходимости максимального использования положительных последствий научно-технической революции и снижение объема ее негативных последствий.
42 ВОПРОС СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Социология рассматривает общество как целостную систему, включающую в себя подсистемы более низкого порядка. Общество, как система сложная, многомерная, динамично изменяющаяся во времени и пространстве, имеет сложную многомерную структуру, включающую элементы разной степени сложности, которые объединены разного рода связями, взаимодействиями и коммуникациями, функционирующие в тесном единстве.
Основат.социологии - О.Конт, Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, Г.Зиммель рассматривали общество как целостную функционально связанную систему, элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.или общество - совокупность разного рода групп людей, которые формируются на основе общих интересов, целей, взаимодействий, общения, взаимопомощи и др. Целостность этой системе придают взаимодействия и взаимоотношения, которые объединяют элементы системы в некое единство. Отсюда следует, что общество является целостной системой и предметом взаимодействия людей. Элементы общества как системы: - соц.институты, - соц.общности, - соц.группы, классы, слои, - организации, - человеческие индивиды.Соответственно в обществе выстраиваются различные отношения: экономические, юридические, правовые, управленческие, религиозные, личные, групповые, семейные и др.
При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип – экон. сферу жизни общества составляют экономические, материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями, политическая сфера - сфера деят.политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня. Дух. сфера жизни - это образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство; социальная сфера - это взаимодействующие общности разного рода людей - классы, этносы, социальные слои, группы, организации. Все сферы жизни общества функционируют в теснейшей взаимосвязи, вместе с этим, все сферы выполняют определенные функции в обществе и являются сложными общественными подсистемами. Они имеют, в свою очередь, сложную структуру, которая включает в себя разного уровня сложности элементы, объединенные общественными отношениями. Общ.отнош ., с одной стороны - главный признак общественной системы, а с другой стороны - важнейший ее элемент. Все многообразие отнош. в обществе можно, в общем виде, свести к двум типам отнош. - материальным и духовным отношениям, которые взаимосвязаны и не существуют в отрыве друг от друга. Одним из основных, главных составляющих элементов общественной системы является общественное сознание - совокупность идей, теорий, представлений, взглядов, воззрений, настроений, ценностей, сформированных обществом в процессе своего развития и отражающееся в поведении людей, их отношениях и взаимодействиях. Общественное сознание явл.производной от индивидуальных сознаний личности, функционирующих в данном обществе и не являющихся их арифметической суммой. Это субстанция является более сложной, духовной, многоуровневой, часто противоречиво отражающей общественные изменения. Одной из важных составляюших элементов социальной структуры являются соц.общности. - это большие группы людей (от тысячи человек), которые объединены по определенному признаку: территориальному, профессиональному, возрастному и другим. Социальные слои, классы, этносы тоже относятся к социальным общностям.
Все связи, отношения, взаимодействия, элементы и сферы жизни общества находятся в процессе изменений и преобразований разной природы и характера.
Общество, являясь продуктом общественных отношений, вместе с тем является и активным субъектом отношений, действий и взаимодействий между элементами, входящими в его структуру.
43 ВОПРОС ПОЛИТ.СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Полит.система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как гос.органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие "политическая система " показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это понятие используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне.
Благодаря деятельности политических институтов и структур, выполнению людьми политических ролей "управляющих и управляемых" политическая система оказывает воздействие на различные стороны жизни общества. Полити.система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования гос.власти, участия в ней, борьбы за нее.
По определению амер.политолога Г. Алмонда, полит.система включает соц. и экон.структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития.
" Система" в политологии означает: взаимосвязи, действия и структуры, влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений. Любая общ.сист.представляет собой целостное, упорядоченное множестве элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "полит.система" позволяет понять полит.интересы классов, соц.групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.
Теории полит.системы общества В полит. существует несколько основных теорий политической системы общества. Теория Т. Парсонса. Она заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспеч.жизнедеят. общества в целом. Экон.подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция полит.подсист. заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает соц.подсистема. Духовная подсистема осуществляет интеграцию общ., устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.
Теория Д. Истона. Она рассматривает полит.систему как механизм формирования и функционир. власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм соц.изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой -распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.
Теория Г. Алмонда. - полит.сист., с одной стороны, как способность осущ. в обществе преобраз.при поддержании стабильности; с другой стороны - как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (гос., партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы.
Занимаясь сравнительным анализом политических систем, Г. Алмонд и Д. Пауэлл перешли от изучения формальных, институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. –пс- совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правит. институтами, но и всеми структурами общества по политю.вопросам. Теория К. Дойча (кибернетическая теория). Он рассматривал политическую систему как кибернетическую, в, которой политика понималась как процесс управление и координации усилий людей по достижению поставленных целей.
Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным цглям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование полит.системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.
Структура и механизм формирования политической системы
1)Структурно-функциональный подход преполагает наличие в политической системе несколко подсистем: Нормативная подсистема - политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. Идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества. Институциональная подсистема – совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти.
Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики. Культурная подсистема - интегрирующий фактор политический системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентации и политического поведения. Функции пс общества определение целей, задач и путей развития общества;
организация деятельности общества по выполнению целей и программ; распределение материальных и духовных ценностей; согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства; разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе; обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности; контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы. Указанные функции характерны для стабильных, сформировавшихся полит.систем. Если ПС еще не сформировалась и находится в переходном состоянии (как, например, нынешняя российская), то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических.
Типы и виды политических систем Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли. Классификация (типология), исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые ПС имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Открыты е системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны. Классификация по полит.режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. антидемократические и демократ. пол. сист. Черты тот.полит.системы: - отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; - стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью; - ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений; - радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государстве иной машины в решении практически всех политических проблем. Черты автор. пс: - использ. сильных, жестких средств решения соц. и полит. проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей; ограничение полит.свобод граждан, подавление оппозиции; - централизация управления, подавление региональной и личностной автономии; - сосредоточение функций управл.обществом в одном лице или узком социальном слое.Черты демократ.системы: - правление большинства; - свобода критики и оппозиции правительству; - защита меньшинства и его лояльность полит.сообществу; право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека. В зависимости от истор.опыта и традиций выделяют национальные типы полит. систем. По господствующим способам управления и разрешения полит.противоречий системы подразделяют на: командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), - соревновательную (управленч. задачи решаются в ходе противоборства различных пол.сил) - социопримирительную (нацеленную на поддержание соц.согласия и преодоление конфликтов).
44 ВОПРОС ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Проблема чел. рассматривается в специальном разделе фил. Фил.антропологии. В то же время эта проблема в разных ракурсах присутствует и в других разделах философии. -многие исследователи считают, что проблема чел.явл.важнейшей для фил. Перед философской антропологией возникают следующие вопросы:
Какова природа человека? Какие существуют концепции чел.? В чем состоят смысл, ценности и цели человеческой жизни? Каким образом человек исполняется в мире?Какие можно представить образы современного человека? Концепции человека «Кто есть человек?» Ответить на этот вопрос значит, так или иначе определить место чел. в мире и отношение к нему. Бесспорно, что человек отличается от всех живых существ в природе. Сложность состоит в том, чтобы установить и выразить это отличие человека. Платон однажды сказал, что человек это «двуногое животное без перьев». Тогда Диоген принес ощипанную курицу, сказав при этом: «Вот твой человек, Платон!» Платон вынужден был сделать добавление к своему определению: «...и с плоскими ногтями». Конечно, платоновское определение следует признать скорее остроумным, а эту ситуацию не более чем фил.анекдотом. Однако эта ситуация проясняет саму постановку вопроса о человеке: что именно в человеке делает его человеком? какой фактор является определяющим в его жизни? И, наконец: какой можно представить образ человека?
В философии сформировались различные концепции человека. Начнем с вопроса: что же отличает человека от животного? Кажется, ответ очевиден: разум. Именно разум делает человека высшим существом, великим и прекрасным. Эти взгляды составляют концепцию человека, которую можно назвать рациональнопросветительской. «Свет разума», «знание сила», «ученье свет, а неученье тьма» таковы лишь некоторые формулы, указывающие на эту концепцию. - человек существо, прежде всего наделенное разумом, который является его главной силой и который возвеличивает человека среди других существ. - недостатки.
1 ) выясняется, что биол.человек не явл.самым сильным среди живых сущест в. На вопрос «отчего люди не летают, как птицы?» с биол.точки зрения ответ будет таким: даже если у человека и были бы крылья, он не смог бы взлететь, потому что человек в десятки раз слабее птиц по отношению силы к массе тела. В ходе развития культуры человеческие инстинкты ослабевают. И современный человек биологически слабее, нежели первобытный человек. Это дало повод делать выводы о том, что человек это слабое и больное животное. развитие в концепции декаданса (т.е. упадка). Чем же именно болен человек? В какие моменты жизни общества данная трактовка природы человека может иметь наибольшее распространение? 2) нельзя считать чел.только разумным существом. В чел.действуют силы, неподконтрольные человеческому разуму, даже непонятные ему. И весьма проблематично, определяет ли жизнь человека именно разум или его иррац.свойства. учение 3. Фрейда. Религ.концепция человека состоит в признании человека образом и подобием Божиим. Здесь следует оговориться, что данное определение обоснов.исключительной верой, а не рацион.док-ми. Согласно данной концепции, человек явл. падшим и греховным существом, но через веру в Бога может обрести благодать и спасение (см. также темы «Основные этапы историкофилос. процесса. Среднев.фил.» и «Русская фил. Этапы развития русской фил.») В соц. концепции человек явл.продуктом общества, которое определяет его мысли и действия. В данной концепции необходимо предусматривается наличие надындивидуальной реальности.(Дюркгейм в качестве такой реальности выступает коллективное созн. К. Маркса обществ.отнош.)Вместе с тем следует признать, что в человеке есть индивидуальноличностное дух.начало, которое не определяется обществом. Какие можно привести примеры, показывающие, что действия челов.определяются не только обществом?
В экзистенциальной концепции человек представляет собой неопределившееся существо. Иначе говоря, человек еще сам не решил, кем и как ему быть. Природа человека сама по себе оказывается под вопросом, она принципиально не выяснена. А. Камю,«Человек единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть».