Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос Материализм античной философии. 3 страница




14 ВОПРОС СОЦ-ЭКОН. И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕОР. ИСТОЧНИКИ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛ. Маркс.Фил.-преемница предшествующих ей концепций и одновременно знаменовала собой существенное приращение нового знания, значительный прорыв в развитии евр. и мировой культуры.
Возникн. диалектико-материал.фил.-сложный, противоречивый процесс, в котором научность переплеталась с элементами романтизма и утопизма. 40-90 годы XIXв.Под историч. условиями возникновения маркс.фил. принято понимать совокупность соц-эконом., полит. и естественно-научных факторов европейскойцив. середины XIX века. Соц-экон. предпосылки формир. диалект-матер. воззрений выраж. в ускоренном развитии капит. отношений, стали обнажаться противореч. между трудом и капиталом. - следовали кризисы перепроизводства, которые сопровождались сокращением производства, безработицей, резким ухудшением соц.полож. наемных рабочих. В рамках существовавшей в то время философско-социологической теории дать правильное объяснение всему этому было невозможно. Требовался новый методологич. подход к анализу происходящих процессов в обществе и соответствующие им научные обобщения и выводы. Политическое положение в таких странах, как Франция, Англия, Германия отличалось сложностью и противоречивостью. Формировался новый субъект исторического процесса - пролетариат, который не принимался в расчет прежними теоретиками конца XVIII - первой половины XIX века. В 30-40-е годы XIX века он открыто заявил о своих экономических, социальных, политических правах. Классовая борьба пролетариата с буржуазией приняла острый характер.Эволюция капит. способа производства требовала филос., социолог.и политической теории общественного развития, способных не только дать адекватную оценку, но и предложить альтернативу существующему строю. Мирные способы разрешения антогонистических противоречий казались утопией. Общество нуждалось в новой филос. и социологии, которые охватывали бы общество и природу, общество и человека, выявляли бы основные социологические противоречия и предлагали действенные способы их разрешения.
К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теор-го обоснования принципов материал.диалектики. В этот период получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология, ряд открытий, свидетельствовавших о диалект.характере процессов природы: открытие немецким биологом Т. Шванном и М. Шлейденом клеточного строения животных и растительных организмов, обоснование немецкими учеными Р. Майером и Г.Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и превращения энергии, разработка Ч. Дарвином эволюционной теории. К опосредованным теор. источникам маркс.фил. относятся учения древнегр. мыслителей, идей эпохи Возрождения и Просвещения, а к непосредственным - философские и социологические взгляды немецких мыслителей: Г. Лессинга, И. Гердера, Ф. Шиллера, И. Гете, Г. Гейне и других. Особую роль при этом сыграла и классическая философия в лице таких ее представителей, как И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.

15 ВОПРОС СОВРЕМЕННЫЕ НЕМАРС. УЧЕНИЯ (НЕОТОМИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ) Среди школ совр.фил. особое место занимает экзистенциализм. Экзистенциализм — это фил. существования, причем под существованием понимается внутр. бытие чел., его переживания, его страсти и настроения и т.ддатск.фил. Кьеркегор+ фил.жизни. Само же их зарожд. произошло в Рос. после поражения револ. 1905- 07 г. Бердяевпримкнул в дальнейшем к религ.экзистенциализму.(Шестов). После I мир.войны экзистенц. получил развитие в Германии. (представители: К. Ясперс, М. Хайдеггер)- два основных направления: 1)атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр) 2)религиозное (Ясперс, Бердяев, Шестов). Экзист.провозглашает активность человека, его свободу. Особое место в экзистенц. занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности, которая раскрывается только после наступления смерти. Другая совр. школа фил.неотомизм. Его истоки восходят к воззрениям средневек.фил. Ф. Аквинского, фил.его в 1879 г. была провозглаш. офиц.фил. доктриной Ватикана и католицизма. Десятилетия спустя был создан высший институт философии. По сей день явл. международным центром неотомизма. Предст. неотомизма — Жан Маритен, Жильсон, Стеенберген и др. Неотомизм усматривает главную цель в фил. обосновании христ.вероучения. «Фил. - служанка богословия». –высш.реальнось в неотомизме - чистое бытие как духовное, божественное первоначало. Тяготея к объект.идеализму, неотомизм характеризует материю как нечто чисто пассивное, лишенное всякой определенности без богодухновенных матер. форм. Позитивизм (от лат «положительный») Современный позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Неопозитивизм и постпозитивизм, нач. XX в. Б. Рассел и Венский кружок. Позитивизм претендовал на роль фил.науки. Неопозитивизм - «Философию за борт!». Наука трактовалась на всех этапах позитивизмом таким образом, что она имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может выходить за их пределы, в непознаваемую сущность вещей. Неопозит.исходит из той позиции, что главная задача фил. — деят., состоящая в лог. анализе языка науки и в его очищении от всякой метафизики. – исслед. важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получ. истин. знания: проблема соотношения чувственного и рационального в познании; проблемы факта; проблемы веры; проблемы познания и творчества; проблемы логики познания; проблемы логики роста знаний и др.

16 ВОПРОС БЫТИЕ Один из центральных разделов фил. изуч. про­бл. бытия назыв. онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в фил. Древнеинд., древнеки­т., ант. фил.- пытались понять сущность бытия, затем фил. расширяя предмет, включила в себя гносеологию,логику, иные фил. проблемы. Содержаниефил.категории "бытие ": 1) окруж. мир, предметы, явл. реально существуют; 2) окруж. мир развив. имеет внутр. причину, источник движения в самом себе; 3) материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием суб­станциисамостоятельной сущности, которая для своего суще­ствования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Бытие - это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя все сущее. Осн. формы бытия: 1)материальное бытие — существ.матер. (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; 2)идеальное бытие — существ. идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуализированного духов­ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; 3)челов.бытие – существ.чел. как единства матер. и духовного (идеальн.)бытие человека са­мого по себе и его бытие в материальном мире; 4) соц.бытие, - бытие чел. в обществе и бытие (жизнь, существ., развитие) самого общества. также выделяются: - ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; - феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. ноуменальное и фе­номенальное бытие совпадают. Небытиеполное отсутствие чего-либо, абс. ничто. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и про­тивоположное ему.Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще­ства, гос.а, которые раньше были, а потом умерли, раз­рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии. По способу существования: 1)мир физич. состояний (материальный, природный)-существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. 2) мир психических состояний (сознание, духовность...)- носит субъект.характер (его носитель - субъект).

17 ВОПРОС ПОНЯТИЕ МАТЕРИИ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О СТРУКТУРЕ МАТЕРИИ (от лат. materia - вещество) фил.категория для обозначения объект. реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя явл. обобщением понятия материального (и идеального, в силу их относительности).термин «реальность» - гносеологический оттенок, «материя» - онтологический оттенок. Понятие материи одно из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.
Атрибуты материи, всеобщие формы её бытия - пространство и время, не существ. вне материи.
Вpемя и пpстpанство обладают общими свойствами: 1) объективность и независимость от сознания человека; 2) их абсолютность как атpибутовматеpии; 3)неpазpывная связь дpуг с дpугом и движением; 4) единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе; 5)зависимость от пpоцессовpазвития и стpуктуpных изменений вматеpиальных системах; 6) колич. и качеств.бесконечность.Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Универсальные свойства материи: 1) несотворимость и неуничтожимость
2) вечность существования во времени и бесконечность в пространстве 3) материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие 4) детерминированность всех явлений 5) причинность - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий 6) отражение - проявляющется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления Универсальные законы существования и развития материи:
1) Закон единства и борьбы противоположностей 2) Закон перехода количественных изменений в качественные 3) закон причинности Формы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В совр. науке существ.3 основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:
в неорганической природе, пространственное перемещение; движение элементарных частиц и полей - электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции; изменения в структуре макроскопических тел - тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.; геологические процессы; изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
в живой природе, обмен веществ,саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других эко-системах; взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
надорганиэменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
в обществе, многообразные проявления сознательной деятельности людей; все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие матер.взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

 

18 ВОПРОС ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИАЛИЗМА ПОНЯТИЕ МЕХАНИЦИЗМА Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются: механическое;

Физич.; химич.; биологич.; соц. Движение материи: 1)возникает из самой материи

(из заложенных в ней противо­положностей, их единства и борьбы); 2)всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых орга­низмов — работает сердце, система пищеварения, осуществ­ляются физические процессы; движутся хим. элемен­ты, движутся живые организмы, движутся реки, осуществля­ется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество…. 3)постоянно (существует всегда; прекращение одних форм дви­жения замещается возникновением новых форм движения). Движение может быть:1) колич-м - перенос материи и энергии впространстве; 2) качественным — изменение самой материи, перестройка внутр. структуры и возникн. новых материальных объектов и их новых качеств.

Колич.движение (самоизменение материи) делится на: Динамическое движение - изменение содержания в рамках ста­рой формы, "раскрытие потенциала" прежних материальных форм. Популяционное движение — кардинальное изменение струк­туры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к др. - изменение может происходить - эволюционно и скачкообразно. Существуют различные подходы к понятию движения. Материализм: движение – это изменение вообще; способ существования материи. Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании. Объективный: "движение – то рост, изменение, уничтожение, возникновение,
прохождение, гибель и т.д. Формы движ. материи. (на основе классификации наук): механич. – пространственное перемещение тел; физич. – перемещ. атомов, молекул; химич. – различные хим. реакции; биолог. – обмен веществ; соц. – общество (мышление, сознание). Движение и развитие неотделимы от предметов, явлений природы.- нет ничего неизменного, всё находится в состоянии изменения. Механицизм - способ объяснения движенияи взаимодействия изучаемых объектов, исходя из механических закономерностей. - проявлялся в нескольких формах. –1)рассмотрение движ. как внешн. по отнош. субстанции, (носитель движения).изучаемые, познав. объекты могут находиться и могут и не находиться в движ. (Зарожд. в ант.фил. (Демокрит, элеаты)) Фил. Нов.Вр. расчленение знаний о субстанции (материи) и движении в различных областях науки, допущением существ.особых видов "невесомой" материи (теплорода, светорода, электр. и магнитных флюидов) и особых природн. сил соединения их с изучаемыми изменениями тел. Форма М. в науке и фил. была преодолена, когда было раскрыто, что многообразные природные силы и формы энергии суть проявления одного и того же единого сохраняющегося движения, суть его различных видов (закон сохранения и превращения энергии). 2) ист. форма М. – употребл. понятия движ.в одном узком смысле: как пространственного перемещения тел (механическое движение). Однако тогда, когда в фил.были выдвинуты утверждения о движении как атрибуте и способе существования материи (Толанд, Гольбах, Дидро), - движение как перемещение, а не как изменение и взаимодействие вообще. 3) ист. форма М., которая существует и в настоящее время, связана с крайностями применения метода редукции более сложных форм движения к более простым, когда игнорируется многоуровневость внутренне противоречивой природы движения и качественное своеобразие законов каждого уровня, не сводимое к законам других уровней движения. Для М. в целом как мировоззренческой установки характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественно своеобразных законов у объектов с различным типом системной организации. Механицизм - форма согласно которому высшие формы организации (например, биол. и соц.) могут быть сведены к низшим (например, физ. или хим.) и полностью объяснены только закономерностями последних (например, соц-дарвинизм).

 

19 ВОПРОС ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ Пространство - категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов. Время - категория для обозначения длительности существ. и последоват. смены состояний всех матер. объектов. Объективность пространства и времени. Матер.фил. всегда решала проблему бытия материи, т.е. объективной реальности- они также должны иметь объект.характер. - представлены в нашем мышлении субъект. категориями (общими понятиями). Но нельзя признать простр. и врем.Субъек. образованиями. «Земля», к примеру — это тоже понятие, но ведь мы уверены, что ему соответствует некий реальный физич. объект.- парадоксальность многих свойств пространства и времени. Так, еще Авг. Блаженный в V в. подметил странную особенность времени: прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее не имеет длительности (ведь любой, сколь угодно малый временной интервал также можно разделить на прошлое и будущее), и, значит, его тоже нет, как времени. - время не обладает реальностью, а коренится лишь в глубинах нашей души. Агностик Д. Юм -простр. и время -последовательность и сопряженность наших восприятий. И. Кант, простр. и время -априорны, т.е. внеопытные категории нашего рассудка. Если все знание основано на чувственном опыте, вопрошал И. Кант, то каким из органов чувств мы воспринимаем время? Можно ли его увидеть, услышать, потрогать и т.д.? Поскольку ответ на такой вопрос будет непременно отрицательным, следует признать, что в опыте пространство и время не даны и, значит, реальности за пределами субъекта познания не принадлежат. - чел.опыт не может дать док-в всеобщности и необходимости простр. и времени.
- в опыте мы действительно имеем дело с отдельными конечными вещами, а не со всеобщностью или бесконечностью. Но диалектический метод подсказывает нам, что всякая отдельная вещь есть противоречивое единство общего и единичного. Значит, наряду с уникальными, неповторимыми свойствами и характеристиками в ней обязательно содержатся и такие, которые будут повторяться в других вещах, т.е. нечто общее. - в нашем ограниченном опыте априори присутствуют некоторые моменты, общие с реальностью за пределами опыта. Так что в принципе ограниченность опыта не закрывает наглухо дорогу к познанию всеобщего и необходимого.- нельзя увидеть или потрогать ни материю, ни движение, ни другие им подобные абстракции, отвлеченные от чувств. воспринимаемых вещей. Можно ли увидеть в лесу дерево? Принципиально нет! Увидеть можно конкретную березу, елку, дуб и т.д., но дерево как таковое, дерево вообще увидеть нельзя. Ибо это всего лишь понятие, в котором от массы объектов отвлечены их общие признаки. это не отменяет объективно-реального существования как конкретных деревьев. Понятие времени увидеть нельзя, а вот последовательность смены состояний матер. объектов (молодой — старый), - доступна нашим органам чувств.- признание объективности простр. и времени ныне считается более обоснованной позицией. Свойства простр. и времени Другие свойства простр. и вр. можно подразделить на универсальные (всеобщие) и специфичные (всеобщность которых находится под вопросом).К универсальным свойствам пространства и времени относятся: » их неразрывная связь друг с другом; связь с движением материи; бесконечность. Специфичные хар-ки рассматриваемых форм бытия материи: трехмерность пространства и одномерность времени; однородность и изотропность пространства и анизотропия времени; непрерывность пространства и времени на макроуровне.
Характеристика этих свойств пространства и времени как неуниверсальных не означает, однако, что где-то опытным путем найдены исключения. Но вся логика развития естествознания последнего столетия свидетельствует о том, что подобные открытия — не за горами. К примеру, существуют сильные подозрения, что на глубинных этажах микромира пространство и время прерывны. Полагают, что они, как излучение, «квантованы», т.е. складываются из мельчайших неделимых «порций». 10~33 см (планковская длина, демонстрирующая масштаб проявл. квантовых свойств). Соотнош. этой длины с размером ядра атома примерно того же порядка, что и соотнош. размеров человека и диаметра нашей Галактики. Для времени велич. 10 ~43 секунд. До реального проникновения в такие масштабы современной науке еще далеко. Но если эта гипотеза когда-либо подтвердится, то философы, наконец, вздохнут с облегчением: апории Зенона Элейского найдут в этом случае свое удовлетворительное разрешение. Конечный отрезок перестанет состоять из бесконечного количества частей.
Немало сомнений у науки и по поводу универсальности простр., насчитывающего только 3 измерения. построено немало теорет. моделей многомерных пространств (в теории супергравитации, например, использованы 11 измерений пространствавремени, из которых 7 — скрытые). Практика же показывает, что то, что возможно чисто теоретически, рано или поздно обнаруживается и в реальности.
А теор-ки возможно многое. В модели «пульсирующей Вселенной» предполагается, что ныне наблюдаемое ее расширение после Большого взрыва в один прекрасный момент сменится сжатием. А в описывающих эту фазу ее эволюции математ. уравн. время меняет свой знак с + на -, т.е. как бы «течет вспять». - однонаправленность времени от прош. к буд. также не считается ныне универс. хар-кой.

 

20 ВОПРОС ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ Споры. В идеал. сознание, - первичная субстанция, стоящая над матер. миром и его порождающая. Для матер-в сознание - способность идеал. воспроизведения действит-ти. Матер. фил. и психол. исходят их 3 кардинальных принципов: 1 ) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития. Сознание - высшая, свойственная только чел. форма отраж. объект. действит. в ходе обществен. практики. Сознание связано с отражением. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Основных уровни: 1)отражение в неживой природе, 2) на биол. уровне 3) социальное. 1) В неживой природе отражение проявл. в виде физ-­хим. взаимодействий (нагревание проводника, хим. реакции) 2)В живой природе - выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых жив. появляется НС, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Сист. условно­рефлекторных связей, формир. в коре больших полушарий ГМ при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует 1ую сигнальную сист. (сами предметы) и 2ую - слова-понятия (это уже возникн. сознания). Высшая форма отражения - социальная (сознание). Важн. свойства созн.- активность и способность к целеполагающей деят.

Активность сознания проявл. через: 1)отражает мир целенаправленно и избирательно; 2)конструирует теор. модели, объясн. закономерности окруж.мира; 3) разрабатывает прогнозы развития прир. и соц. явл. и процессов; 4)служит основой преобразовательной деят. чел.
Структура сознания: 1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окруж. мире и о самом себе; 2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; - дают возможность выйти за пределы непосредственно чувств. данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними; 3) эмоц. составляющие сознания, они не связаны с внеш. миром; сфера личностных пережив., воспоминаний, предчувствий и т.п.; 4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшиемотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция.

Происх. сознания. - множество различных теорий антропогенеза. Спонтанное возникн. жизни из неживой пр. последствие разн. причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.

Сторонники концепции панспермии - жизнь зарод. не на Земле, а привнес. из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.

Теистическая концепция происхожд. человека в акте божественного творения.
Материалистич. теор. происх. чел. - эволюционная. - есть расхождения: 1) трудовая теория (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью; 2) чел. - рез-т «генетической ошибки», сбоя эволюц. программы развития природы; 3) человек возник в результате бифуркации, мощного качеств. скачка в природе, в ходе которого появ. сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - homesapiens. Трудов. теор. измен. климат.условий (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюб. и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деят. (орудийная) приводит к кач. изменению приматов. Активно действ. рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формир. сознания важны 2 момента, характерные для создания орудий труда:
1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально; 2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

21 ВОПРОС ПОНЯТИЕ ОТРАЖЕНИЯ.ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ. СОЗНАНИЕ ВЫШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Сознание - высшая форма отраж. действит.. Естественно возникает вопрос: как возникла столь сложная и высокая форма отражения, что ей предшествовало на низших ступенях развития материи? диалект. матер. созн. - продукт длительного истор. развития самой материи, в процессе эволюции от нежив. к живой порождала все более сложные формы отражения. Истоки высшей формы отражения - сознания - следует искать в самой материи, ее эволюции. Отражение - свойство материи проявляется в процессе взаимодействия тел, объектов, предметов, явлений. Любое взаимодействие не остается бесследным. Способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре называется отражением. Это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии, т.е. отражение - это всегда результат взаимодействия. Суть: отражение - это способность материальных систем специфически воспроизводить в своей организации структуру внешнего воздействия, иными словами, «способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей собственной природе» В приведенных выше определениях даны все универсальные характеристики отражения: 1) отражение вторично по отношению к отображаемому; 2) между отображением и отображаемым существуют отношения сходства, адекватности; 3) носителем (субстратом) отражения является уровень организации материальных систем. 4) Материя неоднородна по своему строению, по уровню своей организации. Можно сравнивать различные матер. системы по интенсивности отражения. По уровню ее организации, - уровни в развитии самого отражения. 1)неорг. материя. 3 простейш. формы отражения:1 ) механич. - результаты таких механических воздействий, как удар, давление, дробление, перемещение и др. 2) физ. - результаты воздействия тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. 3) химич. - результаты взаимодействия хим. элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д. Хим. взаимодействие и его результаты особенно важны в том отношении, что именно в них наука видит ключ к разгадке тайны происхождения жизни на земле. Согласно взглядам наших отечественных ученых (школа академика А.И. Опарина) жизнь зародилась в первозданном океане, где различные хим. элементы находились (как находятся и сейчас) в растворенном состоянии и свободно перемещались вместе с движ. воды. Это создавало условия для их взаимодействия, соединения, благодаря чему в водах океана возникали все более и более сложные углеродистые соединения, приведшие к возникн. аминокислот, нуклеиновых кислот и белка, что означало появление жизни. Жизнь возникает с появлением таких сложных орг. соедин., которые способны к саморегулир., самосохранению, самосовершенствованию и размножению.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 416 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2450 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.