Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос Материализм античной философии. 2 страница




9 ВОПРОС ФИЛОС. ВЗГЛЯДЫ КАНТА «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»: Творчество можно разделить на 2 больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). В течение докритического периода фил.интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время 3 фундаментальных фил.произведений:- "Критика чистого разума"; - "Критика практического разума"; - "Критика способности суждения ".Важнейшими проблемами докритич. периода были проблемы бытия, природы, естествознания. большое внимание уделил проблеме развития. Фил.выводы - Солнечная система возникла из большого первонач. облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его частиц.- природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;- природа находится в постоянном изменении и развитии;- движение и покой относительны;
- все живое на земле, в том числе и человек, — рез-т есте­ств.био-эволюции. В то же время идеи несут в себе отпечаток мировоз­зрения того времени: - механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;- данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и био­логической эволюции человека) по своей значимости соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца). Основа фил.исследований критич. периода - проблема познания. В своей книге "Критика чистого разума" - отстаивает идею агностицизма. неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант в отличие от современников выдвигает гипотезу - причиной трудностей при познании явл. не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познават.Деят. — чело­век, а точнее, его разум.Познавательные возможности (способности) чел-го ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). пыта­ясь выйти за собственные рамки (возможности) позн., ра­зум чел. наталкивается на неразрешимые противоречия. антиномии. 1)ОГРАНИЧЕННОСТЬПРОСТРАНСТВА Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве- Мир не имеет начала во времени и безграничен. 2) ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ Существуют только простые элемен­ты и то, что состоит из простых. - В мире нет ничего простого 3) СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ Существует не только причинность по законам природы, но и свобода Свободы не существует. Все в мире соверш. в силу строгой причин­ности по законам природы. 4) НАЛИЧИЕ БОГА Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - док-во наличия границ познавательных способностей разума. "Критика чистого разума" - классифицирует само знание как рез. познав.деят. и выде­ляет 3 понятия, характериз.знание: 1) Апостериорное знание - знание полученное в рез-те опыта. предпо­лож., но не достоверным, - необходимо проверять на практике (эмпирическое)

2) Априорное знаниедоопытное, не требует опытного док-ва. Например: "Все тела протяженные", "Чел. жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу".Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает кач-ми все­общности и необходимости.Однакотеория отно­сительности А. Энштейном в сер. ХХ в. поставила под сомнениетеор.априорн. знаний.

3)"Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Кант выделяет схему познав.процесса:- внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека;- органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений;- чел. сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира;-целостная картина окружающего мира, возникающая в разу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;- реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
- человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "ве­щей в себе", но не их внутр. сущность. при позн. разум наталкивается на две непроницаемые границы: - собственные (внутренние для разума) границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия — антиномии;- внешние границы –внутр. сущность вещей в себе. Само чел. сознание (чистый разум), принимающее сигналы от непознаваемых "вещей в себе" — окру­ж. мира, имеет свою структуру:

Чувственность -1 уровень созн. Формы -время и простр. - созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Рассудок —2 уровень. Формыкатегории — предельно общ.понятия, -осмысл. и систематизация первона­ч.ощущ., размещенных в "системе координат" про­странства и времени. (кол-во, каче­ство, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум –высш.уровень. Формы разума являют­ся оконч. высшие идеи, (идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др). Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. -учение о категориях - предельно общие понятия, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. Таких категорий Кант выделяет 12 и делит их на 4 класса по три в каждом.Классы категорий: Категории: 1) колич. — единство, множество, цельность; 2) качества — реальность, отрицание, ограничение; 3) отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; 4) модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществ., необходимость и случайность. (ТЕЗИС+АНТИТЕЗИС+СИНТЕЗ)рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначаль­ных ощущений-явл. возможной упоряд. мыслительная деят. Наряду с "чистым разумом " — сознанием, осущ.мыслит.деят. и познание, Кант выделяет "прак­тич. разум"-нравственность подверг критике " Критика практического разума ".
- Какой должна быть мораль?-Что есть моральное (нравств.) поведение чел-ка? выводы:- чистая нравств. — признанное всеми добродетельное общ. сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;- между чистой нравств. и реальной жизнью существует силь­ное противоречие;- мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только МОРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ. кот. имеет высший и безусловный характер назвал его кате­горическим императивом: " Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства ". (чел. должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; - чел.должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.)
" Критика спо­собности суждения"- идея всеобщей целесооб­разности: 1) в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); 2) в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); 3) духа (наличие Бога).
Соц-полит. взгляды И. Канта:- человек наделен изначально злой природой;
- спасение -в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (катег. императиву);
- был сторонником распространения демократии и правового порядка — 1) в каждом отдельном обществе;2) в отношениях между гос. и народами;- осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;- считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

10 ВОПРОС ФИЛОС. ВЗГЛЯДЫ ГЕГЕЛЯ Основная заслуга: - теория объект. идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея — Мировой дух); - диалектика как всеобщий фил. метод. К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
- "Феноменология духа";- "Наука логики";- "Философия права".

Главная идея онтологии (учения о бытии) отождест­вление бытия и мышления. - абсолютная идея. - единственно существующая подлинная реальность;- первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Отчуждение.Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде: - окружающего мира;- природы;- человека;- а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абс. духа по схеме: 1)Мировой (Абс.) дух — 2)отчуждение — окруж. мир и человек — реализация духом самого себя через мышл. и деят. чел.— возвращение Абс. духа к самому себе.Человек в онтологии играет особую роль— носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. В человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. - человек есть "конечный дух" Мир. духа.
Через человека Мировой дух:- проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;- целенаправленно и закономерно движется — действия, по­ступки человека, ход истории;- познает себя через познават.деят. человека;- творит — в виде результатов мат. и дух.куль­туры, созданной человеком.
Диалектикаосновополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики:- все содержит в себе противополож. начала и одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
- единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ств.и развития). Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:- тезис (утверждение, форма бытия);- антитезис — его противопо­ложность;- в результате взаимодействия - по­лучается синтез — новое утверждение, тезис, но на более высоком уровне развития; - постоянное развитиеДух, по Гегелю, имеет 3 разновидности:- субъективный дух;- объективный дух;- абсолютный дух.
Субъективный — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").
Объективный - "дух общества в целом". Выражением объектов явл. право —порядок взаимоотнош. между людьми. Правореализованная идея свободы. (нрав­ственность, гражд. общество, гос.)
Абсолютный — высшее проявл. духа, вечно действи­т. истина. (искусство;религия;философия.)
Искусство —отображение человеком абсо­лютной идеи. - могут лишь талантл. и гениаль­ные люди, в силу этого они явл. творцами искусства. Религия — антитезис искусства.— абс. идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абс. идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — фил-ми. Фил. — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя.
предмет фил. должен быть шире - фил. природы;- антропологию;- психологию;- логику;- фил.гос.;
- фил.гражд. общества;- фил. права;- фил. истории;- диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. Соц-полит. взгляды:- гос. — форма существ.Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);- право - наличное бытие (воплощение) свободы;
- общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;- богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;- противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двига­тель прогресса;- противоречия и конфликты между гос-ми, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;- "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разло­жению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии исознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.

11 ВОПРОС ФИЛОС. ВЗГЛЯДЫ ФЕЙЕРБАХА –заверш. периода нем. классической фил., начало перехода к материализму Главное направление философии Фейербаха — критика не­мецкого классического идеализма и обоснование материализма.(материалист и атеист)
Матер. как направление филос. возник задолго до Фейербаха (Др. Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция – просвет.-материалисты), однако материалистич. фил. школы были, -внутр. нац.явл. своего времени и отличались непоследовательностью и противоречия­ми, находились под сильным влиянием теологии, искали ком­промисс между материалистич. идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм). Фил.Фейербаха стала 1ым случаем последовательного материализма, основные черты: - полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от мно­говекового религиозного влияния;
- попытка объяснить Бога и религию с материалистич. точки зрения, исходя из человеческой природы;
- материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окруж. мира и чел.;
- большой интерес к соц-полит. вопросам; - убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкойклассической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влияни­ем философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией.
Ранний период фил. Фейербаха -критикаидеалистич.фил.особенно Гегеля. - отвергает идею тождества бытия и мышления;- не признает наличия абс. идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;- логически доказывает невозможность отчуждения (превра­щения) абс. идеи в материальный мир — окруж. мир очевиден и осязаем, в то время как абс. идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;- не признает единства философии и религии;- отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под­верженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответ­ствующей новейшим достижениям науки.Фейербах вы­двинул теорию антропологического материализма:- единственно существующими реальностями явл.при­р. и чел.;
- человек является частью природы;- человек есть единство материального и духовного;
- человек должен стать главным интересом философии;- идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;- Бога как отдельной и самостоятельной реальности не суще­ствует; Бог — плод воображения человека;- природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;- все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. Фейербах:- выступает с атеистических позиций;- тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Можно выделить следующие основные положения атеистиче­ско-антропологической теории Л. Фейербаха:
-Бога как самостоятельной реальности нет;- Бог — порождение сознания человека;
- религия — глубоко разработанная идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
-распростран. религ. стало возможным из-за неве­жества человека, его тяжелым жизненным условиям;
- корни религии — в чувстве бессилия человека перед внеш­ним миром, его зависимости от него и незащищенности;- мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;- Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;- Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.
Затронуты вопросы познания -гно­сеология
. согласно Фейербаху - мир познаваем, воз­можности разума безграничны. Однако безграничность возмож­ностей познания разума наступает не сразу, а развивается по­степенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-техн. прогресса.
"То, что не познаем мы, познают наши потомки".Основа познания - субъективные чув­ственные ощущения, в основе которых лежит объективная реаль­ность и которые осознаются разумом. - гносеология базируется на материал. принципах при со­един. и уравн.эмпирич. и рацион. подходов.
Соц-полит. взгляды;- чел. — уникальное био-существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями; — человек может жить только в обществе;- основой связей между людьми в обществе, должна стать религия;- необходимо отбросить традиционную религию (христианст­во, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви лю­дей к друг другу и религией любви внутри семьи как наибо­лее отвечающей природе человека;- смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

12 ВОПРОС РАЗВИТИЕ ФИЛОСОВСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ Этапы:-ХI -ХVIII вв. - поиск ответов на фил. проблемы в рамках религ. сознания (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек);- ХVIII в. - 1четв. ХIХ в.распростр. фил. в форме фил. осмысления науки и культуры своего времени
- фил. Рус.Просв. (М. Ломоносов, В. Татищев, А. Радищев, П. Чаадаев), фил. декабристов (П. Пестель,М. Фонвизин, Н. Муравьева )- 2четв. ХIХ – нач. ХХ в. - становление и развитие самост.фил. - западническое (А. Герцен, В. Белинский, Т. Грановский, Н.Станкевич) -славянофильское (А. Хомяков, И. Киреевский. К. Аксаков, Ю. Самарин), революционно-демократическое (Н. Чернышевский, В. Белинский; анархисты - М. Бакунин, П. Кропоткин; народники - Н. Михайловский, П.Лавров, А.Ткачев; марксисты - Г. Плеханов, В. Ленин), почвенничество (А. Григорьев, Н. Данилевский, Ф. Достоевский;
консервативное (М.Н.Катков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев); русский космизм (Н.Федоров, К Циолковский. В. Вернадский, А. Чижевский); религиозно-идеалистическое (Вл. Соловьев, Н. Трубецкой, Г Флоровский, П. Флоренский, Л.Шестов, В. Розанов ),- фил.после 1922 г.- фил.рус. зарубежья (Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин. С. Франк, Б. Вышеславцев, Л. Карсавин)
Основные темы и проблемы:- тема человека, его судьбы и смысла жизни;- проблема добра и зла;- критика рационализма, обоснование особого «интуитивно­го» метода познания.- «русская идея» - выяснение особенностей русского духа, русской культуры и русского менталитета;- тема Всеединства и Богочеловечества в русской религиозной метафизике -изначального единства космоса, природы, человека и Бога, единства жизни, истории и познания; Илларион, ХI в.«Слово о Законе и благодати» - объясняет суть христ. учения; идея равенства народов перед «благодатью». «закон» (до христ.) - образ тени, луны,эпоха «благодати» - солнца. Прославл. Русь и князь Владимир.
Филофей, XVI в. религ.учение Москва «3 Рим» «Ст. Рим»- завоеван варварами. «Нов. Рим» (Конст.) погиб под ударами турецких завоевателей. «3 Рим» - Москва - роль продолжателя христ. вероучения. Падение «ст.» и «нов.» Рима - наказание за измену христ. как подлинной вере. Иван 4 и А. Курбский-спор- И 4 ссылаясь на историю римских имп., выступал за абс.ю монархию. Философия Просвещения. М.Ломоносов, 18 в. – матер. и атомист: - закон сохран. вещ. и движ., - корпускулярная теор. строения материи и механическую теорию теплоты. – противник норм. теории образ. рус. гос.
А.Н.Радищев 18в. («О человеке, о его смертности и бессмертии», «Путешествие из Петербурга в Москву») – чел. душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах. Критикует деспотизм и самоуправство помещиков. Креп.право не только противоречит естественным правам человека, но и неэффективно в эконом.отнош. Самодержавие - тормоз обществ.прогресса в России.
Декабристы (Пестель, Муравьев,.Кюхельбеккер) задача- положить конец крепостничеству, разрушить самодержавие, сословные привилегии. Часть за констит. ограничение, другая за республику. Свободы. Военный переворот (без участия народных масс); или путь мирных реформ, проводимых сверху.
П. Чаадаев «Философические письма» Россия как бы выпала из истор. прогресса В Рос. нет идейной традиции, т.к. она приняла христ. в визант. форме (православие) и оказалась исключенной из единства евр.Народов- католицизм. - нарастание рабства: татарского иго,крепостнич. православие в России сохранило сущность христ. в первонач. чистоте. Призвание Рос.в сближении православия и католицизма. «Славянофилы» (А. С.Хомяков, И.В.Киреевский, А.Н. Островский, Аксаковы) у России свой путь развития. народ обладает собственными жизненными ценностями: православие с его духом соборности и святости и «крест. община», основанная на коллективизме и взаимовыручке. критиковали Петра 1 за то, что он направил Россию по ложному пути и поработил всех во имя гос. необходимость отмены креп.Пр., Рос.спасетзап.цив. от бурж. разложения и бездуховности.
«Западники» (В.Г.Белинский, В.П.Боткин, А.И.Герцен, Т.Г.Грановский) Рос. предстоит пройти тот же путь, что и Западу. - отстала от Зап. Евр. - особого «уникального» ист. пути у нее нет. одобряли признаки буржуазного общества. Зап. культура - гуманизм и либерализм- критиковали самодержавие. Н.Я.Данилевский («Россия и Европа») Человечество - это абстрактная идея. Реально существуют лишь культурно-ист. типы, проходят один и тот же путь развития: периоды зарождения, созревания, расцвета, дряхления и гибели. Европа и Россия - это две разные, не смешиваемые цивилизации, с различн.Культ.основаниями. «Европа не случайно, а существенно нам враждебна», - настаивает
Н.Я.Данилевский. Евр.Цив.прошла период своего расцвета и теперь находится на пути к дряхлению, ее сменит зарождающаяся славяно-русская цивилизация. Революц-демократич. направление. А.И. Герцен - концепция «русского социализма рус.человек сохранил свою душу и нац. характер. Дух русского народа - в сельской общине в виде основ прямой демократии: мирского схода, совместного труда, совместного бытия. – крест. община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это поможет России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми противоречиями. Но в той же врем индивид поглощен и подавлен общиной. Поэтому нужна западная наука, полит.свободы и правовые нормы. Социализм должен быть средством освобождения личности. Террор он резко отвергает. Чернышевский - в истории действует закон нарастания прогресса, роль основного двигателя играет знание,революц. - средство коренного изменения всего общ. строя. - способ решения острейших проблем -крест.революции. На смену креп. праву должен прийти строй произв.-­с\х ассоциаций., Русский космизм - учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса(Федоров, Вернадский, Циолковский,) 2 направления: естественно-научный и религиозный. Задача науки: 1) максимально продлить жизнь человека, сделать его организм бессмертным, 2) обеспечить все воскресшие предшествующие поколения местом для существования - путем освоения космоса и переселения на другие планеты.
Религиозно-идеалистическое направление. В.С.СоловьевКризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве»). Осн. идеи: всеединства, Богочелов., цельного знания. Любая вещь познается в ее отнош. к целому. -целое - это всеединство. Всеединство включ. безусловное (абс. бытие - Бог) и обусловленное (материя). «Всеединство» постигается «цельным знанием», представляющим собой синтез религии, философии и науки, или, иначе - веры, мысли и опыта. Соловьев строит метафизическую систему«цельного знания», в которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология - обосновать иррациональное знание, социология найти высший идеал общества. Мир, созданный Богом, проходит 3 этапа: 1) Космогонический процесс: на этом этапе происходят превращ. природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых для появления человека.- Исторический процесс: с появлением человека начинается внутреннее преображение космоса, человек - посредник в воссоединении ее с Богом, «связующее звено между божественным и природным миром»-задача - в преодолении всех проявлений зла и несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека - служение Добру. Идеал совершенного человека есть - это Иисус Христос. Через человека идет путь возвышения бытия: мертвая материя одухотворятся, становится живой. – Богочел. процесс: история чел-ва движется к Царству Божиему - преображению и воссоединению с Богом. И указывает этот путь Иисус Христос, соединяющий божеств.ичеловеч.Нач. в себе. В центре истории стоит божественная личность Христа. Богочеловек побеждает смерть и приобщает мир к вечной жизни. Соединение человека и мира с Богом возможно только в Христе и через него - в Церкви (теле Христовом). Бог есть любовь и воссоединение с ним человека и мира возможно только через любовьЛюбовь должна осуществить тройное воссоединение: восстановить индивидуального человека - союз мужчины с женщиной; восстановить обществ.Чел., присоединяя его к обществу; восстановить универс. человека, его внутреннее живое единение со всей природой мира. И окончательное воссоединение человека и мира с Богом - «в любви, через любовь с любовью»..
Философия русского зарубежья. .Бердяев - прошел путь от марксиста до религ. фил. Основн. идеи1) дух и природа противоположны. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность - различия преодолеваются любовью; природа - объект, вещь, необходимость, пассивная деят. - все, что множественно и делимо. Бог есть дух. Природа вторична и производна.
2) примат свободы над бытием. Бог не отвечает за зло. Существует 3 вида свободы: первичная иррациональная свобода, которая существовала до Бога и человека и из которой все возникло; рациональная свобода, т.е исполнение рационального долга; и свобода, проникнутая любовью. антроподицея (оправдание) человека. Человек есть точка пресечения двух миров, он отражает в себе мир высший (богоподобие) и мир. Он венец мироздания и микрокосм. Как образ и подобие Бога, человек явл. личностью. Личность - категория духовно-религиозная. Как личность он имеет большую ценность, чем общество, нация, государство. Человек - со-творец Бога, он призван к творческой работе, его предназначение состоит в том, чтобы продолжать творение Богом мира.

13 ВОПРОС ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКСИЗМА Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными К.Марксоми Ф.Энгельсом наряду с фил.включает в себя экономику (политэкономию) и со­ц-полит. проблематику (научный коммунизм).В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве­дена в ранг офиц.Гос. идеологии и была превращена в догму. Задача для сегодняшнего марксизма - освобождение от догм и приспособление к совр. эпохе, учет рез-товНТР и реальности постиндустр.общества.Возникновению марксизма и марксистской фил. спо­собствовали:1) предшествующая материалистич.Фил. (Демокри­та, Эпикура, англ. матер. — Бэкона, Гоббса и Локка, франц. просвет., и осо­бенно атеистическо-матер. фил.Фейербаха.); 2) бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюц. теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
3) крушение идеалов Вел.Франц. революции (свобо­да, равенство, братство, идеи фр.Просв.), их невозможность воплощения в реальной жизни; 4) нарастание соц-классовых противоречий и конфлик­тов 5) кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революц. в консервативную силу, кри­зис буржуазного брака и нравственности).
Главными произв. основателей марксизма:"Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;- "Капитал" К. Маркса;
"Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;- "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;- "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;
"Диалектика природы" Ф. Энгельса;- "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;- "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;- "Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва" Ф. Энгельса. Марксистская фил. материалистична по своему харак­теру и состоит из 2 больших разделовдиалектического и исторического материализма (нередко историче­ский материализм рассматривается как часть диалектического). Фил.новаторство – материал. понимание истории (исторический материа­лизм). Суть исторического материализма: -на каждом этапе общ. развития люди для обеспе­чения своей жизнедеят. вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их волипроизв.Отнош. (продажа собственного труда, материальное производст­во, распределение);
- произв.отнош., уровень произв. сил образуют экон. систему, -бази­с для институтов гос. и общ-ва, общ-х отношений;- указанные гос. и общ.институты, об­щ.отнош.- надстройка - базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;- в завис. от уровня развития произв. сил и про­изв.отнош., типа базиса и над­стройки выделяютсяобщ-экон. формации - рост уровня произв. сил приводит к изменению про­изводственных отнош. и смене общ-экон. формаций и общ-полит. строя;- уровень экон., материальное произв., произв. отношения определяют судьбу государства и обще­ства, ход истории. выделяются следующие понятияСредства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необхо­дима сила, обслуживающая их, - так называемая " рабочая сила ".В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств произв. и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства произв.- сосредоточиваются в руках немногих собствен­ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про­изводства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обра­щаться к собственникам средств производства в качестве наем­ной рабочей силы за заработную плату.
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ни­ми, явл. прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред­ства производства для получения в будущем еще большей при­бавочной стоимости.
Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, соц-ких (комму­нистических) общественно-экон. отношений, при которых:
- будет ликвидирована частная собственность на средства произ­водства;
- будет ликвидирована эксплуатация чел.чел-м и при­своение рез-в чужого труда (прибавочного продукта) уз­кой группой лиц;- частная собственность на средства производства будет заме­нена общественной (гос.);- произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме­жду всеми членами общества благодаря справедливому рас­пределению.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, матер-х (а не идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксис­тами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:- основной вопрос фил. решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);- сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;- материя находится в постоянном движении и развитии;
- Бога нет, -явл. идеальным образом, плодом чел. фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
- материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
- важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека;
- развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 433 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2524 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.