России XIX в.
Общественно-политическая мысль России XIX века.
Судьбу России во многом определяла общественно-политическая мысль, которая в XIX в. была необычайно полнокровна и разнообразна по содержанию. В начале столетия она распалась на два течения: правительственное и оппозиционное, позднее же приобретает более сложный вид.
Консерватизм – течение, направленное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни.
Консерватизм
Либеральный Охранительный
Охранительный консерватизм пытается сохранить основы существующего порядка, не прибегая ни к каким преобразованиям.
Либеральный или просвещённый консерватизм для сохранения существующих порядков идёт на незначительные уступки в деле реформирования общества.
Основные течения в либеральном консерватизме:
1. Легитимистски-правовое течение (Н.М. Карамзин, М.М. Сперанский).
Легитимизм - принцип, согласно которому правящая династия основана на русском праве и действует в его рамках, выражая коренные национальные интересы россиян.
Политический идеал - просвещённый монарх, опирающийся на справедливые законы.
2. Православно-русское течение (М.П. Погодин, С.П. Шевырёв, славянофилы).
Славянофилы
Основные идеи:
· Различие в развитии двух миров: романо-германского и греко-славянского
· Только православие и русский народ сохранили христианство во всей его чистоте
· Самобытность России – в общине, в истинном христианстве, в отсутствии борьбы социальных групп
· Самодержавие – олицетворённая воля народа, сила служебная
· Парламент – новый орган тирании
· Идея исторической молодости России
· Идея панславизма
· Цель – вернуться к пути допетровской России
3. Утопический, «романтический» консерватизм
(Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, Ф.М Достоевский)
Представители этого течения выступали сторонниками не реальной, а идеальной монархии, идеального православия и идеальной народности.
4. Охранительный консерватизм
(С.С. Уваров, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев)
· Всякие преобразования не упрочивают, а только расшатывают существующий государственный порядок
· Идея представительства лжива по сути, ибо не народ, а лишь его представители участвуют в политической жизни страны
· Народность – как безусловная поддержка народом самодержавной власти и признание её на этом основании единственно возможной и законной.
Либерализм
Объединяет сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. В основе лежит идеал свободной и ответственной личности.
Главное средство решения поставленных задач – политический и социальный компромисс.