Гуру, истинный представитель Кришны, приходит в этот
мир из Его обители. Есть према-бхакти-сутра. Сутра — это
веревка или нить. Один ее конец прикреплен к
лотосоподобным стопам Кришны на Голоке Вриндаване.
Другой конец гуру приносит в этот мир.
Глава седьмая
Ачарьев не назначают — они приходят
Преданный: Мы хотим, чтобы вы рассказали о том, кто такой гуру и для чего он необходим.
Гор Говинда Свами: Прежде всего, вы должны понять, что цель человеческой жизни — обрести Кришну:
лабдхва су-дурлабхам идам баху-самбхаванте
манушйам артха-дам анитйам апиха дхирах
турнам йатета на патед ану-мртйу йаван
нихшрейасайа вишайах кхалу сарватах сйат
После множества рождений и смертей мы получаем редкий дар — жизнь в облике человека.
Пусть человеческая жизнь коротка, в этой жизни можно достичь высшей ступени
совершенства. Поэтому разумный человек будет всеми силами стремиться к овершенству,
пока его бренное тело не рассыпалось и не превратилось в прах. Ведь чувственные наслаждения доступны даже низким существам, а обрести сознание Кришны могут только люди (Бхаг., 11.9.29).
Прожив тысячи жизней, мы получаем редкий дар — возможность родиться в облике человека. Пармартха, высшая цель человеческой жизни, состоит в том, чтобы обрести кришна-према-бхакти, любовь к Кришне, которая одна позволит нам приблизиться к Нему и Его покорить. Поэтому нужно думать только о том, как обрести бхакти, обрести Кришну. Кришна не доступен тому, кто лишен бхакти:
бхактйа тв ананйайа шакйа
ахам эвам-видхо ’рджуна
джнатум драштум ча таттвена
правештум ча парантапа
О Арджуна, истинно познать Меня и увидеть Мой облик, который видишь ты, могут только те, кто безраздельно отдает себя преданному служению. Только им откроется тайна Моего бытия (Б.-г., 11.54).
«Гита», «Бхагаватам», все ведические писания снова и снова провозглашают, что познать Кришну может только тот, кто обладает бхакти, любовью к Богу. Как же обрести такую любовь?
бхактис ту бхагавад-бхакта-
сангена париджайате
Обрести бхакти можно только в общении с садху, бхагавад-бхактой — преданным,
который очень дорог Господу («Брихан-нарадия-пурана», 4.33).
Кто истинный садху?
Здесь возникает вопрос: кто истинный садху? Это тот, кто всецело предался Кришне. Он хочет только одного — все время служить Кришне с чистой любовью. У него нет других желаний — анукулйена кршнану-шиланам. Кто обрел према-бхакти, кто обрел Кришну, тот истинный садху. Только с его помощью можно приблизиться к Кришне. К Нему нельзя обратиться напрямую.
брахманда брахмите кона бхагйаван джива
гуру-кршна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа
(Ч.-ч., Мадхья, 19.151)
Таково одно из наставлений, которые Махапрабху дал Санатане Госвами: «Прожив тысячи жизней, побывав в тысячах вселенных, падшая душа в свой счастливый час получит милость Кришны и гуру, и тогда в ее сердце будет заронено семя бхакти».
Бхагьяван буквально означает «удачливый, счастливый». Что такое настоящая удача? Она выпадет тому, кто встретит гуру, истинного представителя Кришны. Ведь только гуру, только тот, кто обрел Кришну, кто приковал Его к своему сердцу, только он может сделать так, что Кришна появится в сердце его верного ученика. Никто другой не даст вам Кришну. Да и может ли тот, у кого нет Кришны, дать Его другим? Если у вас есть доллар, вы можете дать пятьдесят, шестьдесят центов или целый доллар. Но если у вас нет доллара, как вы его дадите? Нужно идти к тому, у кого есть Кришна, кто обрел према-бхакти, кто приковал Кришну к своему сердцу.
кршна се томара, кршна дите паро
томара шакати ачхе
ами то’ кангала, кршна кршна бали’,
дхаи тава пачхе пачхе
О вайшнава тхакура! Кришна — твой, ты приковал Его к своему сердцу узами премы. У
тебя есть Кришна, и только ты можешь мне Его дать. Я кангала, нищий. У меня нет
Кришны, поэтому я бегу за тобой и прошу у тебя милости: «Дай мне Кришну!»*
*Шрила Бхактивинода Тхакура. Шаранагати, бхаджана-лаласа, песня 7.
В «Катха-упанишаде» (1.2.23) говорится:
найам атма правачанена лабхйо
на медхайа на бахуна шрутена
йам эваиша врнуте тена лабхйас
тасйаиша атма виврнуте танум свам
Вы можете слушать правачаны, выступления многочисленных проповедников, но если они не обладают духовным знанием и опытом, если они не обрели Кришну, не обрели према-бхакти, они не помогут вам понять парамартха-таттву, истину о высшей цели человеческой жизни. У вас могут быть выдающиеся способности, вы можете быть очень ученым и умным, но и это не поможет вам понять парамартха-таттву. Ее поймет лишь тот, кто слезно взывает к Кришне из глубины сердца: «О Кришна! Как мне Тебя познать? Как к Тебе приблизиться?» Кришна пребывает в сердце каждого. Он слышит: «Эта душа плачет обо Мне». И Он пошлет к ней истинного гуру, который даст ей Кришну, даст кришна-таттву. Такой гуру, такой преданный очень дорог Кришне. Он — Его истинный представитель, он — воплощение Параматмы. Такова гуру-таттва. Парматма в облике гуру предстает перед тем, кто в сердце своем плачет о Кришне: «Как мне обрести Кришну? Как к Нему приблизиться? Как Ему служить? Без преданного, который очень дорог Кришне, без гуру, мне не обойтись. Я не знаю, кто мой гуру. Я падшая душа. Я часто ошибаюсь, впадаю в иллюзию, обманываю себя и других, мои чувства несовершенны. Поэтому я не могу узнать гуру. Но Ты, Кришна, знаешь, кто предан Тебе и кто Тебе дорог. Если Ты мне не поможешь, как я смогу к Тебе приблизиться?» Вот о чем нужно молить Кришну. И если Кришна будет к вам милостив, то вы встретите гуру, преданного, который дорог Кришне, Его истинного представителя. Попросите у него прибежища и безраздельно ему предайтесь: гурупадашрайа дикша. Как сказано в «Гите»: пранипатена парипрашнена севайа. Служите духовному учителю, старайтесь ему угодить, старайтесь снискать его благосклонность, а затем смиренно спрашивайте его о таттве. Тогда гуру милостиво даст вам таттва-гьяну. Таков метод. Найдите прибежище у гуру и под его руководством совершайте бхаджан.
Сами вы не знаете, как нужно совершать бхаджан. Кришна — это бхаджанийя-васту, предмет поклонения. Гуру расскажет и покажет вам, как служить Кришне, как предаться Его лотосоподобным стопам, как Ему угождать. Он будет учить вас на собственном примере, а не на словах. Он будет руководить вашей садханой, вашим бхаджаном:
тате кршна бхадже каре гурура севана
майа-джала чхуте, пайа кршнера чарана
Если падшая душа поклоняется Господу и при этом выполняет указания духовного
наставника и ему служит, она непременно освободится из когтей майи и найдет прибежище
под сенью лотосоподобных стоп Кришны (Ч.-ч., Мадхья, 22.25).
Трудное дело
Гуру, истинный представитель Кришны, приходит в этот мир из Его обители. Есть према-бхакти-сутра. Сутра — это веревка или нить. Один ее конец прикреплен к лотосоподобным стопам Кришны на Голоке Вриндаване, другой конец гуру приносит в этот мир. Души, упавшие в глубокий, темный колодец материальной жизни, несчастливы, они страдают. Гуру — за стенами колодца. Он не подвластен майе. Он бросает конец веревки падшей душе, томящейся в темном колодце майи, и говорит: «Держись крепче!» И начинает тянуть ее наверх. Таков метод. Такова обязанность гуру. Даже одну падшую душу нелегко вызволить из темницы майи. Для этого гуру приходится отдавать литры духовной крови. Это трудное дело. И если гуру удастся освободить хотя бы одну душу, он будет безмерно рад.
Но и вы, со своей стороны, тоже должны прилагать усилия. Усилий одного гуру недостаточно. Вы должны крепко ухватиться за веревку. Это значит, что вы должны беспрекословно следовать наставлениям гуру. Ничего в них не искажайте, ничего не добавляйте от себя. В точности выполняйте все, что скажет вам гуру. Он скажет, что вы должны и чего не должны делать. Строго следуйте его указаниям. Не ленитесь. Тогда гуру вытащит вас наверх. Если вы несерьезны, ленивы, небрежны и невнимательны, вы не будете следовать указаниям гуру. Или будете следовать лишь наполовину. Вы добавите к ним что-то свое или их переиначите. Тогда вам нельзя будет помочь. Если вы очень серьезны, очень строги, то гуру вытащит вас из колодца материальной жизни. Это его обязанность. Еосли же вы не серьезны, то, даже когда гуру поднимет вас наверх, вы или уклонитесь в сторону, или начнете себе потакать и снова падете. Гуру очень больно это видеть: «Я потратил столько крови, чтобы его освободить, а он перестал выполнять мои указания и пал». Даже одну душу нелегко освободить из крепости майи. Это очень трудное дело. За него и берется гуру.
Преданный: Говорится, что гуру один. Как это понимать, если вокруг нас много достойных гуру? Или между ними есть какие-то различия?
Гор Говинда Свами: Бог один или Богов много? Адвайа-таттва экам эва двитийа насти. Абсолют только один. Но те, кто не знает этой таттвы, говорят: «Есть много Богов. Рама — Бог, Нрисимха — Бог, Вамана — Бог, Матсья тоже Бог». Это заблеждение. Не заблуждается только тот, кто познал истину. Бог один, и гуру тоже один по сути, но он являет себя во множестве обликов. Зависимая душа сама не способна это понять. Она получит эту таттва-гьяну только по милости гуру.
Разные гуру
Преданный: Значит, есть разные гуру?
Гор Говинда Свами: Да.
Преданный: Можем ли мы сказать, что они находятся на разных ступенях духовного развития: одни из них — мадхьяма-адхикари, другие — каништха-адхикари?
Гор Говинда Свами: Да, они могут находится на разных ступенях. И вы получите того гуру, которого заслуживаете. У владельца магазина есть разные товары: первого, второго и третьего сорта — для каждого покупателя свой. Владелец магазина заинтересован в том, чтобы сбыть товар. Он показывает вам третьесортную вещь и говорит, что это высший сорт. Так он узнаёт, что вам нужно и сколько вы можзете заплатить. Если, осмотрев товар, вы скажете: «Мне это не подходит. Нет ли у вас чего-нибудь получше?», он ответит: «Есть и лучше, но цена выше — пятьдесят долларов». Если цена вам доступна, вы скажете: «Хорошо, покажите». И вам покажут товар лучшего качества.
Но и тогда вы не будете удовлетворены: «Нет, мне нужно еще лучше» — «Что ж, есть еще лучше, но за сто долларов». Если вам это по карману, вы согласитесь: «Пойдет». Тогда вам покажут товар высшего качества. Товар бывает разный, это вам решать, что вы будете брать.
Преданный: Где достать деньги, чтобы заплатить за покупку?
Гор Говинда Свами: Деньги нужно заработать, иначе как вы заплатите? От вас зависит, какой товар вы возьмете. Кто действительно плачет в глубине сердца, тот думает: «Я хочу самого лучшего гуру. Мне не нужен второй или третий сорт». Кришна знает, что у вас на сердце, и Он все устроит. Все зависит от вас. Вы получите то, чего хотите. Кришна знает, чего вы заслуживаете, и Он все устроит так, как нужно. Он видит: «Этот человек несерьезен. У него все только на словах. В сердце он не плачет обо Мне. Он хочет быть обманутым». И Кришна велит майе сделать так, чтобы вас обманули. Что вы заслужили, то и получите.
Лицемеры и шарлатаны
Преданный: Прабхупада рассказывал о том, как люди, выдающие себя за садху, идут к святым местам, и туда же????????????????????????????????????есть. Как бы жила вселенная, если бы не было солнца и луны? И как бы совершалась самсара, лила Кришны, если бы не было садху? Мы падшие души, и наше видение несовершенно. Даже когда садху рядом с нами, мы можем его не узнать. Поэтому вместо того, чтобы говорить, что садху нет, нужно признаться: «Я слеп. Я не вижу садху». Тогда у вас появится желание обрести духовное видение.
Увидеть солнце можно только при солнечном свете. Увидеть и познать Кришну можно только по Его милости. Эта милость приходит к нам через садху, чистого преданного. Только по его милости мы можем увидеть или познать Кришну. Бога нельзя постичь ни разумом, ни собственными усилиями. Увидеть Бога может только тот, кто обладает особым видением. Люди обычно думают, что это они смотрят, видят. Но это не так. Смотрят, видят Кришна и садху. Вы же те, кого они должны увидеть. Вы думаете, что все наоборот, и потому оказываетесь обманутыми. Что вы можете видеть, если у вас нет духовного видения? Так учит вайшнавская философия. Так учит Махапрабху. Мы очень гордимся своими органами чувств. Мы все хотим увидеть. Мы все хотим познать своими чувствами, но ведь они несовершенны. Нам нужно только одно — в глубине сердца плакать о Кришне. Тогда Кришна все устроит самым лучшим образом. Те, кто плакал, получили гуру. А те, кто не плакал, остались ни с чем. Вы должны плакать, тогда вы встретите гуру. И по милости гуру получите Кришну. Кришна-крипа и гуру-крипа неотделимы друг от друга. В «Чайтанья-чаритамрите» записано наставление, которое Махапрабху дал Рупе Госвами: гуру-кршна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа. По милости гуру и Кришны мы получим семя лианы преданного служения. Сначала, по милости Кришны, мы встретим гуру, а затем, по милости гуру, обретем Кришну. Таков метод.
Милость и обман
Преданный: Я слышал, что ученик должен быть искренним и серьезным.
Гор Говинда Свами: Тот, кто несерьезен, ничего не получит. Садху может дать вам либо крипу, либо ванчану. Он может либо быть милостив к вам, либо вас обмануть. Достойные получат крипу, милость. А недостойные будут обмануты. Пундарика Видьянидхи был великим преданным, маха-бхагаватой, но каждый, кто его видел, думал, что он бхоги, сластолюбец. Он носил дорогие одежды, его пальцы на обеих руках были унизаны золотыми кольцами. Он сидел на роскошных подушках и жевал пан, сплевывая в золотой сосуд. Что это за маха-бхагавата? Внешне он казался самым настоящим бхоги. Но что было у него внутри, этого почти никто не понимал. Только те, кто обладал духовным видением, знали, каков он в действительности. Люди, которые судят поверхностно, будут обмануты. Многие не достаточно серьезны для того, чтобы увидеть суть. Им нужны только внешние атрибуты. Они хотят быть обманутыми и получают то, чего хотят.
Однажды Мукунда сказал Гададхаре Пандиту: «Пойдем к Пундарике Видьянидхи. Он маха-бхагавата. Когда они к нему пришли, Гададхара Пандит увидел только внешнюю его сторону и подумал: «Что это Мукунда мне говорил? Какой он маха-бхагавата? Он бхоги!» Мукунда понял его мысли и прочел один стих из «Шримад-Бхагаватам»:
ахо баки йам стана-кала-кутам
джигхамсайапайайад апй асадхви
лебхе гатим дхатрй-учитам тато ’нйам
кам ва дайалум шаранам враджема
(Бхаг., 3.2.23)
Баки — это Путана, сестра Бакасуры, которая хотела убить малыша Кришну. Она дала ему грудь, смазанную смертельным ядом. Но что сделал Кришна? Он взял у Путаны грудь и вместе с молоком выпил саму ее жизнь. Путана умерла, но поскольку она накормила Кришну своим молоком, то удостоилась стать Его матерью. В стихе, который прочел Мукунда, говорилось: «Кто еще даст нам прибежище и будет более милостив, чем Кришна?»
Когда Мукунда это произнес, Пундарика Видьянидхи начал проявлять все признаки духовного экстаза, все ашта-саттвика-бхавы. Он катался по полу, и из его глаз текли слезы. Он разорвал роскошную подушку, на которой сидел, и сбросил на пол золотой сосуд.
Гададхара Пандит понял: «Он истинный маха-бхагавата. Приняв его за бхоги, я нанес ему обиду. Как же мне заслужить прощение? Я должен стать его учеником. Тогда может случиться, что он схватит меня за ухо или ударит. Я понесу от него наказание и тем искуплю свой грех». Вскоре после этого Гададхара Пандит получил от Пундарики Видьянидхи мантру и стал его учеником.
Внешность Пундарики Видьянидхи была обманчивой, совершенно отличной от его сути. Но кто это видел? Итак, садху может дать вам милость, а может вас обмануть. Крипа и вачана. Тот, кому нужны только внешние атрибуты, будет обманут. А тот, кому нужна суть, получит милость, крипу. Поэтому я сказал: вы получите то, чего заслуживаете. Кришна знает, чего вы хотите и чего заслуживаете. И Он о вас позаботится. У Прабхупады были тысячи учеников, но сколько получили истинную милость? Один говорил: «Вы что, не знаете, кто я такой? Я ученик Прабхупады!» Но в действительности, как он был жалок! Теперь он стал карми и уверенно катится в ад. Почему? Если вы несерьезны, вы не получите милости. Вы ее не достойны. Гуру дал вам милость, но вы не смогли ее принять. В этом ваша беда. Иногда меня поражает, как ученики Прабхупады этого не понимают. Если вы серьезны, если вы жаждете милости, слезно о ней просите, то милость и помощь придут всегда. Милость висит перед вами, как веревка, и вам нужно только за нее ухватиться. Но вы беззаботны, вы несерьезны. И хотя милость прямо перед вами, вы не можете ее получить.
Преданный: Шрила Прабхупада говорил, что врач немедленно узнает другого врача, а коммерсант — коммерсанта.
Гор Говинда Свами: Да, потому что у них есть глаза. Если вы лишены глаз, вы все поймете неправильно, и это подействует на вас как яд. Так оно и происходит.
Гуру значит «тяжелый»
Преданный: Обязанность учеников и последователей Шрилы Прабхупады — показывать пример, достойный подражания. Преданные, в особенности те из них, которые сами стали духовными учителями, должны отнестись к этому со всей серьезностью.
Гор Говинда Свами: Совершенно верно. Тот, кто берет на себя роль гуру, должен быть настоящим гуру, а не притворщиком, не обманщиком. Он должен быть истинным учителем. И должен трезво оценивать свои возможности. Если я могу перевезти только одну тонну, то не должен брать две. Если вы возьмете на себя больше, чем позволяют ваши силы, эта ноша раздавит вас и вы падете. Все это только из-за жадности. Но к чему такая жадность? Нужно трезво оценивать свои возможности: «У меня нет необходимой силы. Я не могу спасти даже одну душу: я сам еще не спасен. Так зачем мне брать учеников? Это будет обман, лицемерие, больше ничего. Если я сам не освободился от анартх, как я освобожу от них других?» Гуру значит «тяжелый». Гуру берется за тяжелое дело. Даже одну душу нелегко вызволить из крепости майи, Дурги. Для этого гуру приходится тратить литры духовной крови. Это не детская забава. И ученик тоже должен быть искренним и серьезным.
В духовной жизни гауна, голосование, мнение большинства, ничего не решает. Многие говорят, что Сатья Сай — Бхагаван, и все остальные тоже считают его таковым. Это — гаддалика-срота-ньяя, логика овечьего стада. Стадо следует за вожаком. Если вожак прыгнет в яму, другие овцы прыгнут вслед за ним. Так оно и происходит.
В духовной жизни все личностно, а не безлично. Если вы искренни, если в глубине сердца вы слезно молите Кришну, то Он о вас позаботится. Вы встретите чистого преданного, истинного представителя Кришны, который даст вам Кришну. Как вы узнаете такого садху? Вас притянет к нему, сердце вам подскажет: «Да, Кришна услышал мои молитвы. Я слезно Его просил, и вот все устроилось — я нашел садху». Только так вы его и узнаете.
Преданный: Чтобы себя оберечь, ученик должен всегда следовать указаниям гуру и ни на шаг от них не отступать, не так ли?
Гор Говинда Свами: Да, ни на шаг не отступать. Иначе он падет. Совершит апарадху и падет. Думаете, почему они падают? Если вы действительно обрели кришна-прему, если вы всегда видите перед собой прекрасный облик Кришны, разве вас привлечет эта уродливая ведьма, майя? Если вас прельщает майя, значит вы еще не полностью освободились от ее власти. Вы не обрели Кришну, как же вы дадите Его другим? Вот о чем я хочу спросить.
Преданный: Махараджа, иногда несерьезный ученик уходит от своего гуру и ищет наслаждений, как обычный карми. Мне думается, что такое отклонение не так опасно, как отклонение философское.
Гор Говинда Свами: Да, вы правы. Философское отклонение более опасно. Карми не так опасен. Карми не знает, что грешит. Но если тот, кто выбрал наш путь, узнал о нашей философии, кто получил от гуру посвящение, потом отходит, он более опасен. Если человека заклеймили вором, люди будут его опасаться: «О, это вор!» Но еще более страшен вор в облачении садху.
Преданный: Я спрашиваю об этом, потому что озабочен нынешним состоянием дел.
Гор Говинда Свами: Ничего, это важные вопросы.