Храм построен на грани архаического периода и эпохи расцвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая постройка материковой Греции. Храм построен в 470 – 450 гг. до н.э. Строгие формы этого небольшого шестиколонного периптера и выразительность его фронтонных скульптурных групп, прославляющих победы греков над троянцами, создают образ, отражающий патриотизм греков. Храм стоит посреди священного участка, вход на который открывается через пропилей с двухколонными портиками на внутренней и наружной сторонах двора. Колонны эгинского храма не потеряли присущего архаическому дорическому ордеру впечатления мощи, но стали менее тяжеловесными, довольно стройными – отношение их высоты к нижнему диаметру составляет 5,3: 1, а высота равна семи диаметрам и к основанию колонны расширяются. Число колонн 6 × 12, с наосом, разделенным двухъярусными колоннадами. Антаблемент тяжеловат и составляет 1/3 высоты колонны, хотя и облегчен, вынос абака уменьшен.
Олимпия. Храм Зевса
Храм Зевса в Олимпии был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды между началом 472 – 469 гг. до н.э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хризо-элефантинной статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и описто-дома. А ко входу в храм вел пологий пандус. Храм сгорел в 394 г. до н.э., но был вскоре восстановлен. При императоре Юстиниане разрушен до основания.
Афины. Парфенон
Парфенон – самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Возведен храм был в 447 – 438 гг. до н.э. на самой высокой площадке. Его размеры по стилобату 30,86 × 69,51 м, а высота колонн 10,43 м при диаметре в нижней части 1,905 м, целла выложена из тщательно отесанных мраморных блоков, окружена 46 колоннами (по 8 и 17 колонн с каждой стороны). Видный со всех сторон и издалека, храм должен был композиционно доминировать в окружающем пространстве, архитектурно объединяя ансамбль. Этой задаче более отвечал периптер, на основе которого зодчие Иктин и Калликрат создали гениальный образец периптерального типа композиции, ставший шедевром древнегреческой архитектуры и признанным чудом света.
Афины. Храм Ники Аптерос
Храм Ники Аптерос небольшой по размерам, кристально ясный по форме, был построен архитектором Калликратом между 449 и 421 гг. до н.э. Выстроенный в ионическом ордере, оннесет по четыре колонны на торцовых сторонах и имеет глухие боковые стены без колоннад. В ордер храма внесены некоторые черты дорики. Внутреннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно, были покрыты росписями. Расположенный ниже других построек Акрополя, он первый встречал процессию. Храм был разрушен во время господства турок в Греции, и лишь позднее его вновь восстановили.
Афины. Акрополь. Пропилеи
Пропилеи – это монументальный вход в Акрополь. Построены пропилеи в 437 – 432 гг. до н.э. архитектором Мнесиклом. Имеют пять проемов. Средний из них – более широкий, так как предназначен для проезда. Фасады (западный и восточный) представляют собой величественные шестиколонные дорические портики. В композиции пропилей применен также ионический ордер – им оформлены обе стороны проезда – пандуса. Беломраморные пропилеи имеют несимметричные крылья в виде невысоких дорических портиков. Однако, несмотря на асимметрию, зодчий добился общей гармонии и композиционного равновесия.
Афины. Эрехтейон
Эрехтейон – последняя по времени постройка акрополя (421 – 406 гг. до н.э.) – расположен рядом с Парфеноном. Он имеет значительно меньшие размеры (11,63 × 23,5 м по стилобату), но более сложную структуру. Имея два основных в разных уровнях расположенных входа – с восточной и северной стороны – целла объединяла два храма, посвященных Афине (восточная часть) и Посейдону (западная часть). Композиция Эрехтейона противопоставлена Парфенону своими размерами и масштабом, асимметрией и усложненностью, применением более легких и изящных форм ордера, повышением значения стены и четко дифференцированной разработкой портиков, каждый из которых имеет индивидуальный характер. Он олицетворял новое направление в архитектуре.
Эфес. Храм Артемиды
Храм Артемиды в Эфесе – архаический храм был сложен в 356 г.: согласно преданию, он был подожжен Геростратом. На этом месте в эллинстическую эпоху был возведен новый храм. Первыми архитекторами храма были Херсифрон из Кносса, его сын Метаген и Феодор из Самоса. Размер храма по стилобату составлял 109,2 × 55,1 м. Число колонн по фасадам 8 × 20. Высота колонн в точности не известна. Диаметр колебался от 1,05 – 1,3 до 1,6 м. Стволы колонн имели от 40 до 44 канелюр плоского профиля с острыми ребрами.