Ко второму типу – народно – национальным религиям принадлежит индуизм, иудаизм, конфуцианство. Эти религии возникли в период становления классового общества, возникновения государства и развития таких общностей, как народность, нация. Многобожие было заменено единобожием, верой в единого Бога.
Третий тип относится к периоду возникновения мировых религий, которые образовались в рамках одного тысячелетия. Призыв к единому Богу, образу вечности был продиктован новыми условиями жизни и поддержан императорской властью, во время великих исторических поворотов, смен формаций, в период формирования мировых империй. Сегодня принято в качестве мировых религий выделять следующие: буддизм, христианство, ислам. Как правило, возникновение и развитие мировой религии связано с определенной географической территорией. Так буддизм – это прежде всего Древняя Индия, христианство (православие, католицизм и протестантизм) - восточная часть Римской Империи, а ислам – западная Аравия. Религия в структурном отношении явление сложное. Оно включает в себя религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации. Практически все элементы имеют непосредственную или опосредованную связь с культурой. Религиозная культура представляет собой особое качество, характеризующее совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления бытия человека, которые реализуется в ходе религиозной деятельности, центром которой является культ. В данном случае культурные ценности формируются в рамках религиозного сознания, задаются им.
Религия и нравственность являются важными составляющими духовной культуры. Испокон веков связь религии и нравственности была нерасторжимой. В светской культуре нравственное начало в той или иной степени дистанцируется от религии, а иногда и теряет с ней связь. Религиозные заповеди имеют общечеловеческие истоки, стали закреплением нравственных правил, прежде бытовавших в сознании людей. Осуществлялась регуляция человеческих отношений на основе религиозных ограничений. Эти ограничения вызваны особенностями тех или иных форм вероисповедания. Допустим для иудеев непреложно исполнение заповеди о почитании субботы, в этот день верующие евреи не могут работать.
В протестантизме поощряется труд, рациональный расчет и экономия ради получения прибыли и умножения капитала, а в буддизме мы этого не наблюдаем.
Пост как ритуал духовного очищения – закон для верующих, которым не должны следовать неверующие. Однако православные посты, проводимые несколько раз в году, в корне отличаются от мусульманского поста, который осуществляется один раз в году в течение одного месяца.
Связь между искусством и религией в различные эпохи была не одинакова. Искусство столь сливалось с религией, что в результате рождалось то, что именуется религиозным искусством или культовым. Можно выделить 2 различные функции: во – первых, специфически религиозную, культовую, поскольку оно возбуждает религиозные переживания и мотивы, подкрепляет религиозные верования и во – вторых, ему присуща эстетическая функция, ибо оно есть продукт художественного творчества и формирует у людей чувства прекрасного. Известный русский и американский социолог П.Сорокин, исследуя проблему соотношения религиозных и светских произведений (живопись, скульптура, музыка, архитектура, драма в европейских странах), пришел к выводу о том, что роль религиозного фактора в творчестве деятелей искусства с годами снижается. Данные из исследования П.Сорокина приводятся следующие: религиозные произведения в 10 веке составляли 81%, а светские – 18%; уже в 20 веке – религиозные произведения представляли 3,9 %, а светские – 96,1%.