Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н.И. Конрад, их «устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли вселенское чувство и на «тот мир», не отделяя его от себя, а сливая «Трепетность Голубых небес» и «Мощь Великой Земли». В буддийской культуре символом Будды могут быть цветок Лотоса. Легенда повествует: как только принц Сидхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (последнего земного Будды), сделал первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок Лотоса. Лошадь, бык, лев и слон – воплощение Будды в других жизнях. Слово «Будда» в переводе на русский язык означает просветленный, пробужденный. В буддийской мифологии имя Будда трактуется двояко: либо как человек, достигший предельного совершенства в духовном развитии, либо антропоморфный, т.е. человекоподобный символ, воплощающий в себе идеал предельного совершенства в духовном развитии. Согласно канонам изображение Будды присутствует 32 обязательных 80 вторичных признаков – символов: пучок из волос на голове – ушниша – символ его мудрости; положение руки на уровне груди – символ бесстрашия и т. д. Буддой становятся люди, которые достигают состояния «нирваны». Слово «нирвана» в переводе означает угасание, успокоение. «Нирвана» - это состояние свободы, покоя, блаженства, полного растворения в природе, осуществляется чистым возвышенным прямым умом, некорыстным и свободным от помех. «Нирвана» сравнивается индийским мудрецом Нагасеной с океаном. По буддийским учениям состояния нирваны можно достичь при жизни, но полное его воплощение возможно только после смерти. Достигнув состояние «нирваны», и в результате этого став Буддой, существо должно возложить на себя обязанности проповедника дхармы. Слово «Дхарма» переводится как «держать», поддерживать»; трактуется как закон, моральный порядок, совокупность добродетелей.
В связи с господством в буддизме концепции терпимости, распространяемой на нравственную и эмоциональную сферы человеческого бытия, в нем отсутствуют понятия ответственности и вины. Если в Европе развивать личность – это значит привносить в нее новое, записывать на чистом листе (tabula rasa) прожитое, то в Индии надо производить обратный процесс – стирание, освобождение от мирских наслоений. Это связано с идеей кармы. Карма – сумма совершенных деяний, влияющая на характер настоящего и последующего состояния. Карма носит в себе закон нравственной оценки за совершенное. Если человек делает добро, то жизнь его пройдет счастливо, если плохо, то кончается несчастьем. Понятие кармы связано с понятием сангары (беспрерывного перерождения). В буддизме также важное значение придается медитации. Медитация с латинского языка переводится как умственное действие, характеризующееся особой углубленной сосредоточенностью. Состояние медитации характеризуется расслабленностью, некоторой отрешенностью и приподнятостью.
Попытайтесь проанализировать распространенное мнение в буддизме, что мысль - «убийца жизни».
В буддизме существуют еще такие божественные персонажи, как Брахма, Вишна и Шива. Их объединение представляет собой тройственный образ – тримурти и имеет самостоятельное значение. Брахма – бог, создатель Вселенной, творец мира. Вишна – всеобъемлющее, всепроникающее божество, сохраняющее созданный мир. Шива – высшее существо, олицетворяющее созидательные и разрушительные силы. Если христианство ставит в центр мироздания божественную личность – Логос, буддизм не видит в центре мира ни человека, ни богов, всем правит безличная сила и ее законы. Первый период в развитии древнеиндийской культуры – ведический (1500 – 600 г. н.э.). Свое название ведический период получил от Вед – священных текстов ариев. (в санскрите - «веды» - это знание). Веды – древне – индийская философско – религиозная литература конца 2 и начала 1-го тысячелетия до нашей эры. Имеются четыре Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. Центральное место принадлежит Ригведе, Это сборник гимнов и ритуалов, текстов морально - этического и исторического характера здесь обсуждаются вопросы космологии и теологии, идея перерождения души, идея кармы. Несколько примеров из этого ряда сведений: пока люди думают о путях материального счастья, они не будут думать о необходимости духовного преобразования самих себя; цель жизни в том, чтобы не примеряясь с бренным миром, бороться за вечное счастье; прогресс заключается в продвижении по пути духовного самосовершенствования, а не в стремлении к цивилизационной одномерности и т.д.
Все они накладывают существенный отпечаток на содержание духовности, менталитета, традиций, художественные вкусов и образов, т. е. на весь культурный комплекс ценностей людей, приверженных этой религии.