Иконопись также возникла в Византии. Слово «икона» переводится с греческого как «образ», «изображение». Икона закрепилась в религиозном сознании православных как неотъемлемый культовый атрибут. В истории религиозной культуры по отношению к тем, кто писал иконы, было различным. Был период, когда иконописцев возвышали до поклонения, считая их дар - уникальным божественным даром. Многие великие художники обращались к культовому искусству, и в результате их творчества рождались шедевры, но для культового искусства на первом месте было религиозное начало. Это подтверждает изречение: «Богу – богово, кесарю – кесарево». Ведущими иконописцами были византийские гении Феофан Грек, Дионисий и Андрей Рублев. Основой этого вида художественного искусства выступает с одной стороны, книжная миниатюра, из которой иконопись заимствовала тонкое письмо, утонченность палитры, а с другой фаюмский портрет, от которого были взяты такие детали как огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах и золотой фон. И, наконец, задачи иконописи – воплощение божества в телесном образе и напоминание о том его образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Раньше даже неграмотные люди могли прочитать икону, видели скрытый смысл в движениях, жестах. В знаменитой лекции русского религиозного философа Е. Трубецкого «Умозрение в красках», прочитанной в 1916 году было отмечено: «Открытие иконы дает возможность глубоко заглянуть в душу русского народа, подслушать ее исповедь. Через обнаружение смысла формы человек проникает в смысл содержания. Андрей Рублев – автор знаменитого иконостаса «Троица», который покоряет глубиной и одухотворенностью образа, гармонией композиции, красотой колорита. Глубоко символичен язык жестов на иконе: рука, протянутая вперед ладонью вверх, означает покорность, повиновение; рука, прижатая к щеке изображаемого персонажа – символ печали. Был период, когда к иконописцам относились даже с пренебрежением, предполагая, что рукой иконописца водил Бог. Поэтому имена их уходили в лету безвозвратно. Культовое произведение не всегда может быть художественно ценным. Чтобы икона воздействовала на верующих, эстетическое чувство должно побуждать и поддерживать религиозное.
Исходя из вышеизложенного, попробуйте разобрать символику цвета, знака православной иконы «Троица» А. Рублева.
Важнейшим памятником христианской литературы является Библия и переводится как книга. В настоящее время Библия – самая издаваемая книга в мире: выпущено около 3 млрд. экземпляров на 2 тыс. языков. Первая часть Библии называется Ветхим Заветом, в нем содержится надежда на Мессию и 10 заповедей, которые Моисей получил от Бога. Новый Завет – вторая часть Библии, где собраны повествования о жизни Иисуса и Евангелие, названных по имени создавших их апостолов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Сущность христианской нравственности сформулирована в Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая изложена в Евангелии от Матфея. Нравственные заповеди христианства обращены прежде всего к совести человека. Из множества нравственных предписаний христианства главными, основными считается любовь к Богу и любовь к ближнему. В отличие от всех предыдущих религиозных и философских представлений о боге – творце, христианство сформировало идею творения Бога из ничего: «Бог сотворил весь мир из ничего, одним своим словом. Он все может сделать, что пожелает. Бог – высочайшее существо. Ему нет равного никогда и нигде, ни на земле, ни на небе».
Традиционализм обусловил особенность художественной культуры Древнего Востока. Древний Восток – родина двух мировых религий: буддизма и ислама. Художественный аспект восточной жизни вобрал в себя основные ценности этих религий, характерные черты экономического и политического устройства государств. При всем многообразии культуры древневосточных цивилизаций в ходе их развития можно проследить много общих черт. К ним относятся: основа хозяйственной деятельности – ирригационное земледелие; раннее появление государственности и развитие системы власти в форме деспотии; тесная связь формирующихся религиозных систем с первобытными культами и магическими представлениями; выделение в системе знаний математики и астрономии, которые остаются монополией касты жрецов; преобладание в архитектурных формах простоты и монументальности, которые проявились в строительстве дворцовых и храмовых комплексов, оборонительных и культовых сооружений таких, как, например, Великий канал и Великая китайская стена, египетские пирамиды, индийские храмы. Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нормы культуры толкали народы Древнего Востока к созданию системы канонов, приведшей к формированию глубокого традиционализма, обожествлению мощи деспотического государства. В восточных культурах личность осознает себя и воспринимается от той среды или сферы, в которой он в данный отрезок времени действует, и прежде всего позиционируется как выразитель обязательств, вытекающих из его принадлежности общине, клану, религиозной общности и государству. Роль деятеля искусств на Востоке была велика и почетна, иногда художника приравнивали к сану жрецов. Знания художников и их умения имели (сакральный) священный характер, поэтому само художественное творчество и его смысл были доступны только избранным, и все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. На Востоке широкое распространение получила поэзия, на протяжении тысячелетий можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.