Например, такая ценность, как богатство может приходить в противоречие с другими нравственными ориентациями. Во всей мировой культуре постоянно присутствует неоднозначное моральное отношение к богатству. К. Маркс, М. Вебер, Э.Фромм утверждали, что богатство не выступает в культуре как самоцель, отменяя все остальные ценности, оно подлежит одобрению лишь через его соединение с иными общественно значимыми или личностными ценностями (защита отечества, благотворительность, поощрение искусств, спасение души). Неправедное богатство, безмерное накопление или прожигание жизни осуждается в каждой культуре. Древние китайская и индийская традиции приписывают начало разлада человеческого общества стремлению накопить больше продуктов (риса, скота, денег), чем нужно для непосредственных нужд. Раннее христианство негативно относилось к богатству, ислам поощряет коммерческую деятельность, осуждая чрезмерное накопление богатства как самоцель. Как известно из истории русского предпринимательства, русские купцы и фабриканты после периода первоначального обогащения, нажив свои капиталы эксплуатацией и закабалением зависимых от них людей, нередко стремились искупить чувство вины через щедрую благотворительность – на церкви, больницы, музеи, театры. В России стало развиваться меценатство – благотворительная деятельность капиталистов во втором и третьем поколениях, использовавших семейный капитал для развития культуры, науки и искусства. Такие знаменитые имена, как П.М. Третьяков, Савва Морозов, Н.П. Румянцев, Савва Мамонтов сыграли выдающуюся роль в истории культуры России. Например, С.Мамонтов помог замечательным гениям: Ф.Шаляпину, М.Врубелю, В.Серову.
Отношение к труду, как и к другим ценностям, определяется духовными и моральными критериями, зависит от различных исторических факторов. В Древней Греции возник Миф о Сизифе, обреченном выполнять тяжелый и бессмысленный труд. Подрыв стимулов к труду стал из источников крушения античной цивилизации. Для христианства и мусульманства труд стал нормальным состоянием человека, а праздность подвергалась осуждению как тяжкий грех, хотя в раю человек навсегда освободится от труда и будет предаваться духовным радостям. Исторически сложилось так, что религиозные градации сочетались с социальным разделением. Простолюдины находились значительно ближе к Богу, чем состоятельные люди. Христианская этика отразилась и на светской жизни высшего слоя общества, сформировав идею рыцарства. Для дворянина и рыцаря физический труд – недостойное занятие, предпочтительнее военное, политическое и государственное. Во всяком обществе существует ценностная иерархия видов труда, которая все больше зависит от мировой системы разделения труда.
Творческое задание: Сравните проявление такой ценности как труд в различных культурах.
Феномен такой ценности, как свобода в духовно - культурном преломлении всегда связывается в обществе со свободой творчества, свободой морального выбора, свободой совести, свободой личности. Испокон веков трагически складывалась судьба человека, который стремился обрести свободу: его казнили, преследовали, подвергали гонении ям, предавали проклятиям и т.д. Но никакие жизненные трагедии не могли лишить человека такого дара, как свободолюбие. Во многих культурах свобода не воспринимается как ценность; несвобода воспринимается как благо. Особенно это проявляется в тоталитарном государстве, которое берет на себя обязанность быть поводырем у человека. Свобода на Востоке трактуется как отрицание внешнего мира и не приветствуется. Это обусловлено единственно возможным в тех условиях способом выживания – коллективизмом.