Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Герменевтика как метод и философское течение




 

Понятие “герменевтика” (от греч. hermeneuo – разъясняю) в современной традиции употребляется в двух основных смыслах: во-первых, для обозначения теории и практики истолкования текстов, во-вторых, - течения в современной философии.

Как практика истолкования текстов герменевтика имеет античную родословную, но особое значение эта практика приобрела в христианском богословии, в рамках которой она использовалась для истолкования библейских текстов, называясь экзегетикой (искусством толкования). В XVIII веке усилиями Г. Майера и Х. Вольфа герменевтика в качестве способа интерпретации текстов получила распространение в историко-филологической науке. Основы герменевтики как общей теории интерпретации были заложены в XIX веке Ф. Шлейермахером (лингвистический вариант) и В. Дильтеем (психологический вариант). Таким образом, герменевтика становится методом гуманитарного знания, направленным наистолкование и понимание разнообразных текстов как письменно зафиксированных проявлений человеческой жизни, культуры. В XX веке герменевтический метод представляет собой целый конгломерат версий, спецификаций его использования. Он соединяется с экзистенциальной аналитикой или с психоанализом, или с тем и другим вместе взятыми.

Суммируя сказанное о герменевтике в первом из выделенных здесь смыслов, можно определить ее как совокупность методов и подходов, ориентированных на имманентное понимание текстов в отличие от историко-генетического их объяснения. Иначе говоря, смыслы, которые обнаруживаются в тексте, должны быть истолкованы и поняты без какого-либо обращения к внешним по отношению к нему детерминантам.

Многие современные сторонники герменевтики как теории и метода истолкования выступают против превращения ее в философию. Но, тем не менее, в начале XX века формируются предпосылки становления герменевтики как философского течения. Это происходит благодаря разработке гносеологических и онтологических оснований герменевтических процедур. И здесь решающую роль сыграли феноменологическое учение и экзистенциальная аналитика.

Феноменология ориентирует наше понимание не на различение субъекта и объекта, духа и материи, а на «жизненный мир» как горизонт актуальных и потенциальных смыслов и значений. Именно в этом горизонте устанавливается коррелятивно связанное с миром сознание как поток феноменальных данностей, подлежащих описанию, интерпретации. Однако, у Гуссерля, отца феноменологии, интерпретация мыслилась все же вторичной по отношению к рефлексии, направленной на обнаружение первоочевидностей.

Хайдеггер совершил поворот от поисков условий мыслимости, как это делал Гуссерль, к онтологии человеческого бытия, которая предпослана мышлению. Иначе говоря, существует вовлеченность мыслящего в то, что им мыслится. Мыслящий всегда находит себя в определенном месте и в определенной ситуации. Способ же этого нахождения себя – это понимание, и оно реализуется через интерпретацию. По Хайдеггеру, человеческое бытие, всегда уже каким-то образом расположенное в мире, изначально герменевтично. Таким образом, истолковывающее понимание или понимающее истолкование – это один из модусов осуществления здесь-бытия.

Из феноменологии и экзистенциальной аналитики вытекают важные для превращения герменевтики в философское течение следствия. Во-первых,принцип рефлексии ограничивается или корректируется принципом интерпретации. Во-вторых, от феноменологии сознания мы переходим к феноменологии бытия, способом самораскрытия которого выступаетязык. И, наконец, человеческое бытие, которое всегда уже рас-положено в мире, есть его пред-истолкование. Иначе говоря, человеческое бытие изначально герменевтично. Опираясь на эти выводы, немецкий философ Х. Г. Гадамер заложил основы философии герменевтики. Самостоятельную версию герменевтического философствования разрабатывает П. Рикер. А в 60-70-ых годах XX-го века, когда интерес к герменевтике был наиболее высок, она получила плодотворное развитие в трудах Г. Куна, К.О. Апеля, Ю. Хабермаса, М. Франка в Германии; Э. Бетти в Италии; Э. Корета, Э. Хайтеля в Австрии; Д. Хоя, Р. Бернштейна в США.

Идеи герменевтики были представлены и в русской философии: у Г.Г. Шпета, С.Л. Франка, а также у М.М. Бахтина.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 713 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2304 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.