Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные темы и понятия философии герменевтики Х.Г. Гадамера




Отправным пунктом гадамеровской герменевтики является критическое переосмысление традиции европейского рационализма. Эта традиция берет свое начало в греческой мысли, в ее представлениях о целостности разума, выраженной в понятиях «логоса» (единство порядков космоса, социума и души, единство порядка вообще и слова) и «нуса» (разумной упорядоченности всего сущего). В новоевропейском классическом мышлении эта изначальная целостность разума была утрачена. Разум был сведен к отдельным формам своего проявления, прежде всего, к научной, логико-понятийной рациональности. Реакцией на такую редукцию стало распространение различных форм иррационализма, ставшего особо популярным во второй половине XX-го века. Позиция Гадамера состояла в том, чтобы вернуть разуму утраченную целостность через возвращение в философию осмысления «различных форм рационального творчества» (общения, эстетической и моральной деятельности, религиозного опыта, социального поведения), не прибегая при этом к «деспотизму системы понятий». Решение этой задачи и должна обеспечить герменевтика как и философский метод и теория.

Принимая лозунг Гуссерля, - «к самим вещам!», раскрывая его в духе хайдеггеровского бытийного поворота, Гадамер стремится обстоятельно проанализировать объективные социально-исторические предпосылки или бытийные основания, определяющие истолковывающее присутствие человека в мире, которое находит свое выражение в многообразных и неповторимых процедурах интерпретации, в соотношениях текста и его понимания.

Что же такое текст в философии герменевтики? Текст – это аккумулированный и организованный в традициях языка опыт человеческого освоения мира, его бытийственная история.Способом приобщения или включения в эту историю является постоянно возобновляемая и всегда обусловленная конкретной культурно-исторической ситуацией интерпретация текстов.

Таким образом, в философской герменевтике Гадамера оказываются воедино связанными непреодолимая уникальность бытийной исторической ситуации (текст создается в определенной точке исторического времени и всегда «прочитывается» в определенной историческом горизонте) и неизбежность исторической бытийной преемственности, в поле которой только и возможны та или иная интерпретация, то или иное понимание. В этой связи процедура истолкования текста направлена не на реконструкцию замысла, личности, мира творца (творцов) как гарантии адекватности интерпретации, понимания смысла текста, а представляет собой акт конструирования смысла заново, осуществляемый в ситуации заданного для интерпретатора иного социально-исторического горизонта. Именно этот горизонт может быть понят как объективно-историческое основание для субъективно-творческого конструирования заложенных в тексте смыслов.

С точки зрения герменевтического подхода, объективно-историческое основание конструирование смыслов текста, осуществляемая в его интерпретации, - это предрассудок. Со времен европейского Просвещения под предрассудком понимались искажения и заблуждения в процессе познания, которые могут быть преодолены через утверждение понятийно организованного разума. Гадамер же дает расширительное толкование слову «предрассудок» (нем. Vor-urteil, где «vor» - перед чем то и «Urteil» - суждение), которое означает сложный комплекс «преднастроенности» по отношению к любому предмету, делу, отношению, человеку, о которых мы выносим какое бы то ни было суждение. Мы не можем отбросить пред-рассудок, ибо в нем находит свое выражение социально-историческое основание любого нашего опыта. Аналогичным образом обстоит дело с пред-пониманием (Vor-verstandnis). Еще до того, как человек рационально, рефлексивно, более или менее отчетливо понимает что-то – он часто незаметно для себя – именно истолковывает подлежащее пониманию, придает понимаемому совершенно особый смысл. Гадамер считает все это важным не только для обычного, повседневного человеческого сознания, для коммуникации индивидов, но и для культуры, в исследовании которой на первый план выступают такие формы и структуры как «текст», «традиция» и их истолкование.

Бытийная историческая предрасположенность, закрепленная в языке, определяет и самостоятельность смысла текста по отношению к его творцу. Как правило, в тексте «сказывается» многое из того, чего непосредственно не имел в виду автор. Именно поэтому текст – это не столько индивидуальное послание создателя, сколько транслируемое в культуру историческое предание об эпохе, несущее в себе сложное переплетение смыслов и подлежащее возобновляемым интерпретациям в новых социально-исторических контекстах. В этой связи данность новых пред-рассудков и пред-пониманий делает невозможными не только реконструкцию осознаваемого замысла автора (творца) текста, но и всей неповторимой полноты смыслов ушедшей эпохи, ее, так сказать, «духа». И раз дистанция между прошлым и настоящим, текстом и интерпретатором все равно существует, то задача понимания – это не реконструкция смысла (текста и ситуации), а всегда его новое конструирование. В наиболее успешных случаях герменевтического конструирования удается достигнуть «сплава» исторически отстоящих друг от друга горизонтов понимания: далекое становится близким, сегодняшнее укореняется во вчерашнем, тем самым взаимопонимание людей разных эпох, стран, поколений неизмеримо расширяется. Этому способствует такое толкование соответствующего текста, при котором он берется не изолированно, а в контексте его исторического бытия, то есть историй его воздействий и влияний.

Ну и тогда истина тоже исторична, она не столько характеристика познания, сколько характеристика бытийствующей истории, развернутого во времени опыта человеческой жизни. Истина – это история понимающего субъекта, в опыте которого истина не дана, она постоянно совершается.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Определите различие между герменевтической как методом и философским течением.
  2. Каковы основные особенности становления философии герменевтики Х.Г.Гадамера?
  3. Дайте определения ключевых понятий герменевтической философии Х.Г.Гадамера.
  4. Прочитав в приложении к пособию текст Х.Г.Гадамера, дайте ответы на вопросы к нему.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ:

  1. Бахтин М. М Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 281-307.
  2. Гадамер Х. Г. Истина и метод. М., 1988. С. 221-547.
  3. 3.Гадамер Х. Г. Философия и герменевтика. О круге понимания//Гадамер Х.Г.
  4. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 9-15; 72-81.
  5. 4.Гадамер Х. Г. Диалектическая этика Платона. С-Пб., 2000. С. 21-82.
  6. 5.Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
  7. Малахов В.С. Концепция исторического понимания Г.-Г. Гадамера //Историко-философский ежегодник 1987. М., 1987. С. 151-164.
  8. Михайлов А. А. Современная философская герменевтика. Минск, 1984.
  9. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук //Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. С. 3-18.
  10. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. С. 3-37.
  11. Соколов Б.Г. Онтологический статус герменевтики //Основы онтологии. Спб., С.-ПГу., 1997. С. 219-226.
  12. Шпет Г. Г. Герменевтика и ее проблемы //Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1989-1992.

 

 

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 586 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.