Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фундаментальная онтология М. Хайдеггера




 

Двигаясь в своем творчестве по пути феноменологического философствования, Хайдеггер приходит к выводу о необходимости радикализации феноменологического метода. Дело в том, что он обнаруживает у Гуссерля два существенных упущения, которые не позволяют последовательно провести им же провозглашенный лозунг «назад к вещам»: во-первых, упущение вопроса о бытии как таковом, и, во-вторых, упущение вопроса о бытии интенционального. Оба эти упущения, по мысли Хайдеггера, свидетельствуют о сохранении элементов гносеологизма и установки на абсолютную рациональность, характерные для новоевропейской метафизики.

Бытие, бытийное отношение – вот что делает Хайдеггер главным предметом своего феноменологического анализа, который именно в этой своей направленности развернут в работе «Бытие и время». Изначально Хайдеггер планировал наличие двух частей в своем труде. В первой следовало дать экзистенциальную (то есть через бытие человека) аналитику бытия по отношению к времени как горизонту для вопроса о бытии. Во второй части следовало вскрыть историю европейской онтологии применительно к проблематике временности. Из планируемых трех разделов первой части в «Бытие и время» вошли только два: 1. Подготовительный фундаментальный анализ здесь-бытия; 2. Здесь-бытие и время. От публикации третьего раздела, который должен был называться «Время и бытие» Хайдеггер воздержался, поскольку, как он сам говорил, для такого мышления еще не найден соразмерный язык. Работа под таким названием появилась значительно позже. Задуманное же содержание второй части полностью так и не было реализовано.

Итак, вернемся к работе «Бытие и время». Хайдеггер строит здесь феноменологию бытия в отличие от гуссерлевской феноменологии сознания и называет свою философию «фундаментальной онтологией». Слово «фундаментальная» призвано было подчеркнуть, что постановка традиционного для философии еще со времен античности вопроса о бытии приобретает благодаря феноменологическому подходу совершенно новые очертания. В чем же обнаруживается новизна хайдеггеровской тематизации проблемы бытия?

Прежде всего, в различении сущего как сущего и бытия сущего, которое было недоступным для традиционной метафизики. Бытие как сущее или совокупное сущее мыслилось в ней в качестве или абсолютной, внешней по отношению к познавательному опыту, природной реальности (натуралистическая установка), или предельной сущности существующего, тождественной универсальному порядку разума (идеалистическая установка). На сущее (а не бытие) направлена позитивная наука, исследующая как естественные и искусственные предметы, так и человека в его связи с общественными формами. Но бытийный вопрос, как считает Хайдеггер, - это не выяснение характера содержания сущего, его, так сказать, «чтойности» (что существует?), а поиск смысла бытия: почему нечто существует, а не ничто, или как утверждается (ничтожится) в своем существовании любое сущее? Попробуем показать этот поворот в бытийном вопросе на следующем примере.

Сравним два понятия – «зеленая трава» и «бурая трава» – с двумя суждениями: «трава есть зеленая» и «трава есть бурая». Чем эти мыслительные формы отличаются друг от друга? Вдвух понятиях зафиксированы два свойства травы: ее зеленый и бурый цвет. К ним можно добавить и многие другие свойства травы (например, иные цвета, оттенки). И все они могут рассматриваться как индифферентные по отношению к конкретному месту и времени. Во второй паре (в суждениях) мы утверждаем бытие: в одном случае бытие (наличие) зеленой травы, в другом – бытие травы бурой. Здесь констатируется бытийный факт: в данное время и в данном месте есть именно такая, а не иная трава. Бытийное отрицание по своему строению аналогично бытийному утверждению. Если говорится, что трава не есть зеленая, то это означает следующее: здесь и в это время нет зеленой травы. И этим сказано все, поскольку в данном случае вопрос о том, а какая же все-таки трава, избыточен.

Подразумеваемое в бытийном утверждении (отрицании) указание на место и время подводят нас ко второй особенности хайдеггеровской постановки проблемы бытия. Бытие (а не сущее) высвечивается тогда, когда оно встроено в направленный на него интерес или, если использовать терминологию Гуссерля, в интенциональное отношение. Бытие требует конкретного наблюдателя. Иначе говоря, сущее размыкается своим бытием тогда, когда среди его многообразия обнаруживается такое сущее, способом существования (экзистенцией) которого является вопрошание о бытии (небытии) сущего. Таким образом, коррелятивное отношение сознания и интенционального предмета Гуссерля заменяется у Хайдеггера бытийным отношением: бытие сущего по отношению к сущему, вопрошающему о бытии, и бытие вопрошающего сущего по отношению к бытийствующему сущему. Бытийное отношение фундаментально: оно определяет особый способ человеческого существования (бытия), который Хайдеггер называет экзистенцией, а также такие способы бытия сущего, человеком не являющегося, как бытие подручным, бытие наличным, жизнь, постоянство или идеальное бытие (последнее относится прежде всего к существованию математических предметов). Тем самым ставится задача такого философского анализа, который последовательно направлен на бытие сущего, и притом таким образом, что вопрос о бытии сущего проводится через вопрос о смысле бытия вообще.

Эта тематизация проблемы бытия требует коренного пересмотра философских категорий, их однозначной отнесенности, согласно традиционной метафизики, или к полюсу онтологического (абсолютной объективности сущего), или к полюсу антропологического (изменчивой человеческой субъективности). В этой связи философствование Хайдеггера направлено на построение такого языка, в котором противопоставления мира и человека, объективного и субъективного, безличного и личного, существующего и познающего было бы снято. Философские категории как раскрытие сущего через сущее в этом случае перестают играть основополагающую роль в философском осмыслении, фундаментальное значение приобретают экзистенциалы как выражение особого способа бытийности (экзистенции) и возможности раскрывать смысл бытия вообще. Таковы общие контуры фундаментальной онтологии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1627 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.