Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Dasein (здесь-бытие) и его строение




 

Как уже отмечалось, среди сущего находится такое, которое не просто случается наряду с другим сущим, но есть сущее, для которого в его бытии дело идет о самом этом бытии, т.е. сущее, имеющее отношение к своему собственному бытию, понимающее свое бытие. Это сущее – человек, но взятый не с позиций его антропологических, социальных и психологических характеристик, а по способу быть, бытийствовать, иначе говоря, фундаментально-онтологически. Этот особый способ бытия Хайдеггер называет экзистенцией. Как экзистирующее сущее человек соотносится с другими разрядами сущего, отличными по способу своего бытия. В контексте нашего рассмотрения достаточным будет остановиться на таком сущем, способом бытия которого является подручность.

Подручностьэто способ бытия сущего, с которым мы повседневно имеем дело, т.е. предметы нашего обихода. Быть подручным (буквально: под рукой) – это значит раскрываться в своем предназначении (утверждаться в бытие для чего). В этой связи, например, молоток – это не величина, форма, вес, материал, а то, для чего он предназначен, его функция: забивать гвозди. Отсюда становится очевидным, что в подручном человек уже понимающе присутствует, осуществляя свое деятельное к нему отношение, т.е. знает как с тем или иным подручным обходиться.

Встреча бытия как экзистенции и бытия подручным есть разомкнутость. Последнее означает: во-первых, самоотносительность моего (человека) бытия – я его понимаю и утверждаю, оно для меня разомкнуто; во-вторых, в своей встрече с подручным я (человек) простерт в разомкнутость бытия подручным. Эта целостность разомкнутости и обозначается у Хайдеггера как «Dasein» (среди существующих вариантов перевода на русский язык можно встретить: «здесь-бытие», «вот-бытие», «присутствие»). Следует отметить, что смысл здесь-бытия было бы не верным сводить к экзистенции и экзистирующему сущему – человеку. У Хайдеггера в «Бытие и время» мы найдем вполне определенные указания на то, что здесь-бытие – это не только выражение бытия человека, но и определение бытия как «чистого бытия». Можно рассуждать следующим образом. Составная часть «-бытие» в обозначении «здесь-бытие» подразумевает бытие как экзистенцию, в то время как «здесь» призвано показать целостную разомкнутость, не только разомкнутость бытия как экзистенции, но вместе с ней и разомкнутость способов бытия всего отличного от «здесь-бытия» сущего.

Здесь-бытиеобнаруживает себя в двух взаимосвязанных модусах: бытие собственным и бытие несобственным. По отношению к подручному это означает: использоваться по предназначению или не по предназначению, т.е. не в собственной функции. Чаша в собственном бытии есть сосуд для питья, но может использоваться и для забивания гвоздей, и в этом случае в своем несобственном бытие. По отношению к экзистирующему бытию (человеку), развернутому к своему бытию и бытию сущего, быть собственным – это значит не терять себя в другом, т.е. в несвойственном, чуждом для себя, для своей подлинности существовании. Не собственное для человека бытие есть усредненное существование в форме неопределенного лица (по Хайдеггеру, das Mann).

В своем строении здесь-бытие раскрывается через бытие-в-мире. Бытие-в-мире – это реализация возможности здесь-бытия размыкаться навстречу размыкающемуся бытию сущего. Целостность разомкнуто-размыкающего как экзистирующей экзистенции и размыкающегося-разомкнутым встречного мира позволяет постигать мир не в качестве рядоположеного здесь-бытию, а как обитель для здесь-бытия так или иначе им освоенную. Таким образом, мир не есть сущее, каким здесь-бытие не бывает, а это черта самого здесь-бытия, т.е., по Хайдеггеру, его мировость, постоянное нахождение при мире. В свою очередь, здесь-бытие не есть «сначала» как бы свободное от мира, а уж потом каким-либо образом заявляющее свое «отношение» к нему. Оно уже всегда простерто в мир. Иначе говоря, здесь-бытие пространственно. Но это не означает наличия индифферентного как по отношению к вещам мира, так и к экзистенции «чистого» пространства. Вещи как подручно сущее имеют свое место в связи с имением-дела по отношению к ним. Пространственность же бытийствующего в мире здесь-бытия есть всегда размещение: отдаление или приближение, а также направление вектора интереса по отношению к вещам мира.

Здесь-бытие, располагающееся в мире и тем самым располагающее миром, всегда находится при нем совместно с другими. Бытие-в-мире, таким образом, есть со-бытие, встреча с другими «я». Стремясь избегать любых антропологизаций или психологизаций, Хайдеггер говорит о «я» как сущностной определенности здесь-бытия и настаивает на том, что «субстанция» человека есть не дух как синтез души и тела, но экзистенция. Это означает, что другие встречны для здесь-бытия не в качестве духовной самости, но и не как веще-лица, которые случаются среди прочего ближайшего, но «за работой», при подручном, т.е. бытийствующими в мире.

Со-бытие с другими задает новые экзистенциалы здесь-бытия. Другой открывается для «я» здесь-бытия в заботливом отношении, которое или замещает другого в его связи с подручным и таким образом подчиняет, или освобождает от этой связи, являясь тем самым заступничеством за него. Иначе говоря, заботливость как опека делает человека несвободным и инфантильным, тогда как поддержка самостоятельности расширяет его возможности утверждать свое собственное бытие в мире. Суть бытия друг с другом, как ее видит автор фундаментальной онтологии, в хранении дистанции, которое покоится на заботе об отличном от других. Но в своей обыденности бытие в мире вместе с другими есть, как правило, усреднение, в котором человек превращается просто в «человека людей» (неопределенное Mann). Таким образом, в со-бытие с другими мы снова имеем дело с модусами собственного и несобственного бытия.

Здесь-бытие, раскрывающееся через целость бытия-в-мире, свой экзистенциальный смысл обретает в заботе как исходной возможности размыкания. Как уже отмечалось, разомкнутость – это одно из ключевых понятий фундаментально-онтологического анализа, поскольку именно через него Хайдеггер задает феноменальность бытия. Наряду с разомкнутостью он использует и другие понятия, уточняющие и разворачивающие ее смысл: открытость, со-бытийность, стояние в просвете, несокрытость и др.

Забота, будучи истоком экзистенциальности здесь-бытия, аккумулирует все ее возможности размыкания, а именно: озобоченность сущим, которой заполнена повседневная жизнь, заботливость в ее модусах собственого и несобственого со-бытия с другими, забота о себе, о подлинном собственного бытия, а через него и забота о смысле бытия вообще, по отношению к которому человек, как говорил Хайдеггер, есть его пастух. Забота – это утрата бытия и его приобретение, забвение его в повседневности бытия-в-мире при сущем, среди других и возвращение к бытию в просвете самостояния. Прорыв к подлинному, однако, обусловлен движением заботы к своей конечной возможности, каковой может быть только смерть.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 692 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2301 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.