Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гуманизм и антропоцентризм философии возрождения. Социально-политические идеалы эпохи.




Принцип гуманизма. Происхождение собственно термина «гуманизм» связано с понятием «гуманитарные студии». Так начиная с 14 в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Их изучение изначально строилось на знакомстве с античными авторами. Однако гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а главное — средство его развития и возвышения. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке. Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентирует и значение античного наследия для воспитания человечности. Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств, требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. Гуманизм также оказывается не чем иным, как культом творческой индивидуальности. Творчество - вот главный путь раскрытия способностей человека.

Принцип антропоцентризма. Центром теоретических построений гуманистов является исключительно индивид, личность. Сквозь призму личности рассматриваются все темы и вопросы, начиная от социально-этических и кончая религиозными. Если философия эпохи Средневековья в целом утверждала, что на первом месте всегда должен стоять Бог и лишь затем человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а уж затем говорили о Боге. Отныне человек уподобляется богу, он словно некий смертный бог, он как бы соперник Бога в творческой деятельности. Бог — творец всего сущего, человек — творец великого и прекрасного, царства культуры.

Социально-политические идеалы эпохи.

Томас Мор(утопия):

§ какой-то значительной собственности нет ни у кого; отсутствуют деньги;

§ всеобщее участие в труде, в том числе и физическом (продолжительность труда – 6 часов);

§ каждый минимум 2 года в условиях деревенской жизни;

§ самые тяжелые и неприятные работы – удел рабов;

§ наиболее одаренные утопийцы занимаются умственным трудом, из них избираются различные должностные лица, включая главу государства, а также священники;

§ среди удовольствий первое место принадлежит здоровью;

§ веротерпимость, каждый волен мыслить бога в соответствии со своими понятиями.

Томмазо Кампанелла – «город Солнца»:

§ нет частной собственности;

§ люди отличаются друг от друга только по способностям;

§ существует разделение труда, нет презренных разновидностей труда;

§ труду предаются с радостью (продолжительность труда - 4 часа);

§ свободное время посвящается развитию умственных и телесных способностей;

§ отсутствует индивидуальная (моногамная) семья;

§ законы и мораль просты: чего не хотите самим себе, не делайте этого другим, и что вы хотите, чтобы делали люди вам, делайте и вы им;

§ культ Солнца.

 

Никколо Макиавелли был убежден в том, что самым сильным стимулом человеческих действий является интерес. Неискоренимый эгоизм человеческой природы, постоянная жажда наживы требуют такой организации государства как высшей силы, которая была бы способна свести человека к его должной норме. Ради блага государства все средства хороши. Государь должен сочетать в себе свойства льва и лисицы, символизирующих собой насилие и хитрость, принуждение и коварство. Государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. При этом важно казаться добродетельным, дабы не утратить расположения и доверия подданных.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 664 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.