По Августину Бог есть высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи, определяющие мировой порядок. Бог источник естественного порядка. Творение мира из ничего — акт доброй воли Бога. Человек в этом совершенном мире занимает особое место, соединяя в себе материальную природу, разумную душу и свободную волю. Он создан по образу и подобию Бога, наделен искрой божественного разума, а также свободой воли. Однако свобода воли человека является причиной зла в мире. В своем грехопадении человек утратил свой высокий в тварном мире статус. Человек, даже стремясь к добру, невольно твори зло. Теперь он не властен над собой и полностью зависит от божественного предопределения. Человек не волен даже в выборе веры, которая несет ему спасение. Человек «спасается» не потому, что верит в догматы, а потому что он заранее спасен Богом, избран им к спасению, при этом выбор Бога ни чем не определен. Бог наделяет душу человека как самыми вечными истинами, так и неким естественным светом озаряет душу человека. Но состояние озарения можно достичь только путем упражнения в религии. Акт воли должен предшествовать акту познания. Человек сначала должен уверовать в Бога и возлюбить его, а затем пытаться его познавать.
Философские проблемы периода схоластики.
Проблема универсалий
Проблема универсалий – проблемаприроды общих имен или понятий, выражающих сущность вещей. Обладают ли понятия самостоятельным, бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей?
В зависимости от решения этой проблемы все философы - схоласты разделились на реалистов, номиналистов и концептуалистов.
Сторонники реализма видели в общих понятиях особые, самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием.
Номиналисты полагали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.
Умеренных номиналистов, которые признавали существование общего в уме познающего субъекта, хотя и отрицали субстанциональность понятия, называли концептуалистами.
Проблема двойственной истины
Согласно теории двойственной истины, истины откровения и истины разума не противоречат друг другу, а являются двумя самостоятельными и равноправными формами постижения божественной сущности мира.
Философия не должна подчиняться теологии.
Философия вообще не должна заниматься познанием Бога, так как она есть рациональное знание о мире, а Бог – иррационален, он постигается верой.
Теология не должна препятствовать философии исследовать свой объект.
Фома Аквинский:
Фома Аквинский противопоставляет теории двойственной истины учение о гармонии веры и разума.
И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир.
Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга.
Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.
Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия:
Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле.
Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога.
Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия».