Радикальные технологические, экономические, культурные сдвиги, охватившие все социальные институты общества в последней четверти XX века, не могли не затронуть и систему образования. Растущая роль знаний и информации в социально-экономическом развитии, превращение их в один из ключевых факторов экономического благосостояния и конкурентоспособности, бурный рост информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющий с невиданной ранее скоростью распространять новые знания, изменения на рынке труда (наукоемкие технологии требуют высококвалифицированных работников и снижают спрос на малоквалифицированный труд), глобализация мировой экономики – все это повышает требования к образованию и приводит к существенной трансформации ее организационных структур, освоению новых функций.
Основной причиной глубоких трансформационных процессов, через которые проходит сегодня большинство цивилизованных стран, является резко ускорившийся прогресс знаний и вследствие этого – постепенный переход к новой технико-экономической парадигме общественного развития. Один из основоположников современной экономической теории К.Фримен считает, что «современное изменение парадигмы можно рассматривать как сдвиг от технологии, основанной главным образом на вложении дешевой энергии, к технологии, основанной преимущественно на дешевых вложениях информации, почерпнутых из успехов в микроэлектронике и телекоммуникационной технологии». [87]
Важность научных знаний в современном обществе настолько велика, что две ранее самостоятельные сложные системы «наука» и «производство» объединяются в единую, более крупную систему «наука – производство». Последняя представляет собой сложную эволюционирующую систему с высокой интенсивностью накопления и применения новых знаний.
В подобной системе участникам экономической жизни необходимо все более интенсивно учиться, поскольку повышается уровень требуемой от них трудовой отдачи. Растет потребность в высококвалифицированных работниках, обладающих разносторонними навыками и повышенными способностями к быстрому обучению и адаптации. От менеджеров и наемных работников требуются все большие познавательные возможности, экономика становится все менее «машинно-интенсивной» и все более «знание-интенсивной».[88]
В подобной экономике происходит сдвиг от чисто технических навыков к интеллектуальным. Это закономерно приводит к возрастанию роли образования и образовательной системы, в результате чего возникает новая большая и сложная система «наука – производство – образование». Однако объединение всех трех составляющих происходит без уничтожения уникальности каждой из подсистем, а предполагает их тесное взаимодействие.
В России возникла и сложилась самостоятельная система высшего образования, обладающая как общими (для аналогичных систем многих стран), так и уникальными свойствами. В определенный период своей истории она обеспечивала высокий уровень подготовки и отвечала потребностям развитого индустриального общества. Но сегодня она сталкивается с теми же проблемами быстрого устаревания знаний и необходимостью смены ключевой парадигмы образования, что и вузы других стран. Наряду с этим, переходный период породил потребность в массовой переподготовке кадров для ныне возникающих и реформирующихся социальных институтов. Осознание этих проблем отражается в государственных документах, касающихся модернизации российского образования. Сложность их решения усугубляется острой нехваткой бюджетного финансирования и несформированностью эффективных экономических отношений, препятствующей созданию системы многоканального финансового обеспечения образования, особенно высшего.
Российское государство обладает решимостью сохранить свою роль в поддержке системы образования, но это не освобождает образовательные учреждения от необходимости самостоятельно вырабатывать и осуществлять стратегию своего развития. В этих условиях перед университетами стоят насущные задачи реформирования своей деятельности с учетом потребностей современного общества, анализа международного опыта и адаптации его к нашим традициям. Механическое копирование моделей и принципов, созданных в совершенно иных исторических, социокультурных, экономических условиях, – дело неэффективное и ненужное, однако их критическое осмысление и применение с учетом наших условий и культуры крайне необходимо.
Современное общество нуждается в постоянно расширяющемся притоке новых продуктов, технологий, идей. Быстро обновляющиеся наукоемкие технологии требуют не безликих, бездумных исполнителей у конвейера, а творчески мыслящих, активных специалистов, постоянно пополняющих свои знания для ускоренного освоения новых поколений техники и производственных процессов.
В результате традиционная концепция обучения и образования, базирующаяся на передаче суммы знаний, умений и навыков, сменяется новой, выдвигающей на первый план формирование способностей их самостоятельного творчества. Обучение соединяется с производительным трудом и поисковой деятельностью, а процесс образования продолжается постоянно на протяжении всей человеческой жизни.
Это означает, что подготовка специалистов, особенно высшей квалификации, ведется не только на лекциях в университетских аудиториях, но и при их практической работе в исследовательских подразделениях, инновационных фирмах, производящих высокотехнологичную продукцию. Интеграция науки, образования и инновационной деятельности – один из решающих факторов развития экономики и общества, основанных на знаниях.
Так возникли и развиваются две тенденции профессионального образования, характерные для эпохи перехода к постиндустриальному обществу: интеграция всех его уровней (начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовской профессиональной подготовки и переподготовки) и развитие системы многоступенчатого профессионального образования, а также различные формы производственно-вузовского обучения, когда в течение всего периода подготовки или начиная со времени специализации студенты чередуют учебу с работой в научных и производственных подразделениях университета.
Интеграция науки и образования имеет исключительное значение для обеспечения их конкурентоспособности. Именно качество приходящих в академические и отраслевые научные организации новых поколений специалистов определяет уровень последующих научных достижений и их возможный прикладной потенциал. Интеграция способствует не только активному участию преподавателей вуза в исследовательской работе, но и позволяет создать профессионально-образовательные программы и предоставить лабораторное оборудование, отвечающие современному состоянию науки. При этом создается возможность участия обучающихся в выполнении исследований по актуальной тематике, превращающего получаемые ими знания в инструмент нового целенаправленного познания. Одновременно это позволяет обучающимся быть участниками процесса воспроизводства и развития крупных научно-педагогических школ. В результате будущие исследователи уже на ранних стадиях подготовки знакомятся с различными аспектами организации научного творчества, включая сложные взаимодействия, необходимые для решения больших комплексных задач.
Структурной основой образовательной и научной деятельности классического российского университета являются его кафедры. При кафедрах создаются учебные и (обычно сравнительно небольшие) научно-исследовательские лаборатории, тематически связанные с направлением образовательной работы коллектива кафедры. Кафедры объединяются в факультеты, обеспечивающие подготовку по некоторому спектру (достаточно близких) специальностей. Помимо ведения общих дисциплин, учебно-научный комплекс («выпускающей») кафедры в целом обеспечивает также специализацию студентов старших курсов в рамках той или иной специальности или направления, подготовку аспирантов и докторантов, проведение научных исследований.
В ряде российских классических университетов для решения крупных комплексных проблем созданы научно-исследовательские институты. При этом они либо входят в состав соответствующего по профилю факультета, либо подчинены непосредственно руководству вуза (обычно с правомочиями юридического лица).
Кафедры вуза и отделы (или лаборатории) НИИ вуза являются той основной формой, в которой происходит становление и развитие научно-педагогических школ, определяющих (в конечном счете) учебно-научный потенциал университета. Поэтому при организационных мероприятиях по налаживанию взаимодействия учебно-научных подразделений учитывается не только творческий характер работы таких групп, но и особая роль их лидеров.
По существу, происходит становление коллектива, все (или почти все) члены которого ведут и научную, и педагогическую работу в рамках общего учебно-научного поля.
Таким образом, многие российские классические университеты имеют значительный положительный опыт организации подготовки кадров на базе научных исследований.
В высшей школе сегодня сосредоточено более 60% от общего числа докторов и кандидатов наук. Основная задача сегодня – превращение этого мощного интеллектуального потенциала в интеллектуальный капитал, способный приносить его обладателям реальный доход, который позволит существенно повысить качество деятельности и конкурентоспособность российских университетов.
Один из путей решения этой задачи – реальная интеграция в рамках университета образования, науки и инновационной деятельности.
Это позволит повысить уровень обучения студентов через освоение ими не только теоретических знаний, но и исследовательских и инновационно-предпринимательских навыков, поднять статус профессорско-преподавательского состава за счет коммерциализации их интеллектуальных разработок, на полученные от этого средства улучшить материально-техническую базу преподавания и науки, использовать производственную базу сотрудничающих с университетом предприятий в учебных и исследовательских целях, повысить престиж университета в целом как не только поставщика квалифицированных кадров, но и разработчика высоких технологий.
Трансформация характера и содержания образования приводит к соответствующей трансформации структур организации и управления университетов. Помимо традиционных подразделений – кафедр. Создаются также подразделения, обеспечивающие функционирование университета как единого хозяйственного комплекса (от маркетинговых отделов до ремонтных служб).
Можно сказать, что современный университет – это уже не только высшая профессиональная школа, ориентированная на подготовку высококвалифицированных специалистов с глубокой профессиональной и фундаментальной подготовкой, и центр фундаментальных научных исследований, а сложная многопрофильная структура, органично сочетающая в себе образовательную, научную и инновационную деятельность и вносящая реальный вклад в повышение региональной и национальной конкурентоспособности.
В результате многолетних усилий ряда вузов в стране уже появилось несколько крупных учебно-научно-инновационных (учебно-научно-производственных) университетских комплексов, включающих в себя как образовательные учреждения различного уровня (институты, колледжи, лицеи, структуры послевузовского и дополнительного образования), так и малые и средние инновационные предприятия, инновационно-технологические центры, технопарки, исследовательские и проектные организации, объекты инновационной инфраструктуры. В итоге достигнуты такие важные результаты, как повышение качества образования на базе интеграции учебной, научной и инновационной деятельности, сосредоточение всех этапов инновационного цикла в рамках контролируемых вузами инновационных структур (что уменьшает время разработки, снижает затраты и повышает рентабельность деятельности), консолидация усилий вузов, региональных властей и заинтересованных предприятий и организаций в активизации инновационной деятельности в регионах.
Последнее представляется особенно важным. В современной политической и экономической ситуации университеты должны активно налаживать связи с местными властями и бизнес-сообществом, причем не только в плане предложения своей интеллектуальной продукции, но и в плане формирования спроса на нее. Формировать инновационную культуру и стимулы – одна из первоочередных задач российских университетов как центров производства и распространения знаний. Именно высшие учебные заведения через свой главный продукт – квалифицированных специалистов – могут в наибольшей степени влиять на общество, прививая определенную культуру и систему ценностей.
Но надо иметь в виду, что для полноценной реализации этой задачи высшая школа должна сама выработать у себя такую культуру. Развитие у научных и педагогических работников стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию, творческому мышлению, широте и гибкости восприятия мира – непременное условие формирования этих качеств и у студентов.
Одним из путей профессиональной и творческой самореализации работников высшей школы может стать активизация вузовского научно-инновационного предпринимательства. Открытие преподавателями и научными сотрудниками собственного дела с целью превращения своих научных идей в коммерчески доходный рыночный продукт и привлечение к этому студентов в качестве младшего персонала – один из эффективных способов интеграции учебной, научной и инновационной деятельности. Особенно широкие перспективы здесь у молодежи, не отягощенной грузом старых привычек и норм. Кроме того, предоставление молодым ученым возможности обеспечить достойную жизнь за счет интеллектуального труда может помочь решить проблему оттока кадров и старения кадрового состава высшей школы.
Пожалуй, впервые за весь период истории современной цивилизации знание из феномена сугубо духовной жизни превратилось в действенный инструмент достижения высокой экономической эффективности и повышения качества жизни. Университеты же, как его главные источники и распространители, приобретают функции опорных структур этой новой экономики.