Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возникновение государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.




Гомеровская Греция. Представление о данном этапе следует из поэм «Илиада» и «Одиссея». Населения было объединено в сельские общины, политическим и экономическим центром являлся город. Основная масса населения – земледельцы, скотоводы, немногочисленные ремесленники и торговцы

Земля составляла племенную собственность, однако наделы богатых и бедных разительно различались, а басилевсы получали еще и особый надел – теменос. В то же время были крестьяне, у которых земли вообще не было.

Гомеровский период – период военной демократии. Государства еще не было, а управление обществом осуществлялось с помощью следующих органов:

1. Совет старейшин (була) – собрание наиболее знатных представителей родов;

2. Народное собрание (агора);

3. Военный предводитель (басилевс) – военачальник, верховный судья и жрец, должность являлась выборной, но постепенно закрепляется ее наследственный характер.

Гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов: именно из них впоследствии образуются первые города-государства – полисы (всего их было около 200).

Постепенно развитие частной собственности приводит к ослаблению кровно-родственных связей, общество переходит к рабовладельческому строю. Порождается долговая кабала. Хотя рабы использовались не для производства, а в домашних хозяйствах, в это время хозяева также трудятся вместе с рабами.

К концу II тысячелетия до н.э. территорию Аттики составляли 4 племени, каждое из которых имели свои органы управления и выборного вождя.

Постепенно различное положение классов приводит к противоречиям внутри общества, которые в силу сохранений традиций родоплеменного строя не могли быть разрешены. Важную роль сыграли и внешние признаки существования: географические условия, истощение локальных природных ресурсов, ассимиляция родов и племен, стали предпосылками для объединения Аттики под единой властью.

Реформы Тесея. Следствием этого стали реформы, приписываемые легендарному герою Тесею:

1. Объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате был создан Совет, управлявший делами всех 4 племен.

2. Оформление обособленных социальных групп:

а. Евпатриды - родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии.

б. Геоморы – земледельцы

в. Демиурги – ремесленники

г. Феты – батраки

д. Метеки – выходцы из других общин, проживающие на территории Афин. Будучи лично свободными, они не обладали никакими политическими правами и были значительно ограничены в экономических.

3. Постепенно власть басилевса ограничивается евпатридами и его функции переходят к новым выборным из евпатридов должностным лицам – архонтам:

а. Первый архонт - глава коллегии (эпоним), который являлся главой исполнительной власти, в честь него назывался год;

б. Второй архонт – басилевс, ведал жреческими функциями;

в. Третий архонт – полемарх, к нему отошло военное управление.

г. С четвертого по девятый архонты – фесмофеты, выполняли в основном судебные функции.

Власть их была первоначально пожизненной, но после стала ограничиваться 10 летним сроком.

4. По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – орган, заменивший Совет Старейшин. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, осуществлял высшую судебную власть.

Архонтами и членами ареопага могли быть лишь евпатриды, тем самым государство управлялось аристократическими представителями.

5. Территориальная реформа – вся страна была разбита на небольшие территориальные округа – навкрарии, из которых каждая должна была снаряжать 1 корабль для флота. Во главе навкрарии стоял притан. Таким образом произошел переход к делению населения по территориальному принципу.

Реформы Солона. К VI в. до н.э. в Афинах назревают противоречия и возникает угроза возникновения гражданской войны. В этих условиях в 594 г. до н.э. архонтом – полемархом избирается Солон, который пользовался доверием как демоса, так и евпатридов, в связи со своим аристократическим положением, а также тем, что состояние нажил обычной торговлей хлебом.

Солон был снабжен чрезвычайными полномочиями, следствием которых стало проведения ряда важных реформ:

1. Проведение сисахфии («стряхивание бремени») – долговая реформа. В результате реформы с полей были убраны долговые камни, жители, проданные в рабство – освобождались, а проданные за границу – выкупались. Впредь долговое рабство отменялось;

2. В дополнение к сисахфии был введен закон, ограничивающий землевладение. Одновременно была введена свобода завещаний, что сделало возможным продажу и заклад земли на законных основаниях под видом завещания;

3. Ряд мероприятий, направленных на улучшение положения демоса: разрешение вывоза оливкового масла, запрет на вывоз хлеба, денежная реформа, поощрение ремесла;

4. Цензовая (тимократическая) реформа – замена привилегий происхождения привилегиями богатства. В результате все населения было разделено на 4 разряда по имущественному признаку (в качестве единицы дохода использовалась мера емкости зерна – медимн (52,5 кг)):

а. Первый разряд – пентакасиомедимны (пятисотники) – к данному разряду относился всякий, кто получал 500 медимнов;

б. Второй разряд – всадники, к данному разряду относились все те, кто зарабатывали 300 медимнов или способны были содержать боевого коня;

в. Третий разряд – зевгиты (крестьяне), самый многочисленный класс и основа ополчения, к нему причислялись все те, кто зарабатывали 200 медимнов.

г. Четвертый разряд – феты (батраки), остальные представители населения.

Деление населения по имущественному признаку несло за собой и политическое значение, поскольку каждому разряду представлялся определенный уровень прав. Представители Первого разряда могли занимать любую должность, всадники и зевгиты не могли избираться в архонты, феты обладали лишь активным избирательным правом в народном собрании.

Пропорционально правам были установлены и обязанности, был введен налог с дохода, чем выше класс, тем более высокий налог. Феты от налога освобождались.

5. Солон сохранил деление общества на 4 племени – филы, и на их базе создал новый орган – Совет Четырехсот. Он избирался ежегодно по 100 человек от представителей первых трех разрядов. Орган был введен в противовес аристократическому ареопагу, который был сохранен.

6. Большое значение сыграло создание по истине демократического органа – гелиэи. Первоначально это был суд присяжных, состоявший из 5 тысяч членов и 1 тысячи членов запасных. Заседал коллегиями по 500 человек основного состава и 100 человек запасных.

Реформы Солона носили примирительный половинчатый характер и не могли решить назревающих проблем, в конце своего правления он нагнал на себя недовольство обеих сторон и в результате покинул Афины.

Реформы Клисфена. После Солона Афины пережили период смуты, в ходе которой к власти пришла тирания в лице Писистрата и его сыновей, которые закрепили успехи демоса. В результате чего недовольные аристократы при поддержке Спарты смогли свергнуть тиранию, правда их попытка захватить власть окончилась неудачей.

В 510 г. до н.э. к власти, опираясь на бедноту и верхушку рабовладельцев, пришел Клисфен, низложивший Исагора – представителя аристократии, победившего на выборах в первые архонты.

Своей задачей он поставил избавление демоса от какого-либо влияния аристократии, в этих целях он провел ряд важных реформ:

1. Разделение Аттики на 10 территориальных фил. Каждая фила состояла из трех триттий (городская, земледельческая, прибрежная). Триттии в свою очередь состояли из демов. Выборы центральных органов происходили по филам. Тем самым был произведен переход к территориальному принципу деления населения;

2. На смену Совета Четырехсот пришел Совет Пятисот, который формировался из 50 членов от каждой филы.

3. Списки граждан составлялись теперь по демам, таким образом метеки автоматически становились гражданами Афин;

4. Был создан новый орган – коллегия стратегов (по 1 представителю от каждой филы). Первоначально они имели лишь военные функции, но впоследствии вытеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства;

5. Было введено явление, получившее название «остракизм». При этой процедуре каждый, имеющий право голоса, писал на глиняном черепке (остраконе) имя человека, казавшийся ему опасным для народа. Если имя повторялось 6 тысяч раз, то носитель имени подвергался изгнанию на 10 лет. Первоначально он использовался для подавления тирании, но в последствии стал орудием политической борьбы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2497 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2338 - | 2048 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.