Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Право и корпоративные нормы




Корпоративные нормы — это правила поведения, принятые негосударственными организациями: партиями, профсоюза­ми, различного рода другими общественными объединения­ми, акционерными обществами, компаниями, кооперативами и т. д. Эти нормы содержатся прежде всего в уставах соответ­ствующих организаций, которые подлежат обязательной ре­гистрации в государственных органах, за исключением проф­союзов. В уставах партий, общественных и иных объединений содержатся нормы, определяющие права и обязанности их членов, структура органов, порядок их формирования, ком­петенция и т. д. Все эти организации после регистрации устава признаются юридическими лицами. Нормы же устава, осо­бенно различного рода коммерческих, предпринимательских корпораций, фондов и т.д., после регистрации обретают ха­рактер юридических норм.

Право и обычаи

Обычаи — это правила поведения общего характера, сло­жившиеся исторически в силу их длительного, многократного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией. Со­блюдение их и обеспечивается привычкой людей, традицией. Однако определенное значение имеет и общественное мне­ние, осуждение нарушителей обычаев со стороны общества, соответствующей социальной группы.

Обычаи не имеют единой системы, они многочисленны, во многом различны — в зависимости от той социальной груп­пы, в которой они сложились (разные обычаи той или иной национальности, этноса, территориальной,/ профессиональ­ной группы и т.д.) или сферы деятельности (торговля, пере­возки и т. д.).


Обычаи — исторически первая группа норм, возникшая вместе с возникновением самого общества. Из обычаев воз­никло и первоначальное право в виде обычного права, скла­дывавшегося из обычаев, санкционированных государством.

Соотношение права с обычаями в современных условиях различно в зависимости от их характера. Одни обычаи могут санкционироваться государством, обретая характер правовых, которые учитываются государственными органами при реше­нии юридических вопросов. Такое санкционирование осу­ществляется путем ссылки законов на обычаи. Так, Кодекс торгового мореплавания СССР отсылает к обычаям морских перевозок, портов, новый Гражданский кодекс РФ — к обы­чаям делового оборота и иным.

Вторую группу составляют обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в обществе. Со­блюдение таких обычаев правом запрещается под угрозой наказания. П. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ предусматривает ответ­ственность за убийство на почве кровной мести, т. е. за соблю­дение обычая кровной мести. Наибольшую группу обычаев составляют такие, к которым право относится нейтрально. Соблюдаются они или нет, для права безразлично. Их соблю­дение или несоблюдение никаких юридических последствий не влечет.

Право и правосознание

Правосознание — это совокупность идей, взглядов, пред­ставлений о том, каким должно быть право с точки зрения его справедливости, а также целесообразности, эффективнос­ти в утверждении ценностей, признанных в обществе и скла­дывающихся на их основе оценок и чувств.

Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, с другой — определенное к нему отношение. В право­сознании выражается одобрение или неодобрение сущест­вующего права, представления о том, каким должно быть хо­рошее, нужное, необходимое право, на каких принципах, иде­ях оно должно строиться.

Правосознание — сложное по своей структуре явление. Оно складывается из знания права, правовой идеологии, оце­нок, правовой психологии и поведенческого элемента (уста­новок).


Знание права — необходимый элемент правосознания, элемент информационный. Чтобы оценить право, выразить к нему свое отношение, необходимо обладать хотя бы миниму­мом информации о праве или конкретном законе. Объем этой информации, конечно, различен у разных субъектов и зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, на­личия профессиональной юридической подготовки, места работы и т. д. В зависимости от уровня знаний право и пра­восознание подразделяются на виды: обыденное (любого гражданина), профессиональное (лиц, профессионально за­нимающихся юридической деятельностью) и научное (лиц, занимающихся наукой в сфере права).

Правовая идеология — это идеи, взгляды, представления о том, каким должно быть право с точки зрения определенной системы ценностей. В этих идеях отражается то, каким дол­жно быть право с точки зрения справедливости, какие цен­ности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны дости­гаться. Очевидно, что в правовых идеях отражаются прежде всего общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, его правовая безопасность и социальная защищенность, а также ценности публичного ха­рактера: демократия, законность, правопорядок, политиче­ский и идеологический, плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становят­ся принципами права в результате правотворчества.

Правосознание, его идеи — это форма общественного со­знания. Как таковое оно, безусловно, имеет социально-эко­номические истоки. Оно коренится в условиях жизни самого общества, отражает ценности, признанные в обществе, на ко­торые ориентируется общество в целом или отдельные его социальные группы и классы.

Подчеркивая общечеловеческий характер многих право­вых идей, не следует забывать, что есть и такие правовые идеи, которые имеют классовый характер и разделяются далеко не всеми членами общества, социальными группами. Между тем в последнее время стало модным обходить этот вопрос — воп­рос о классовом характере правосознания. Однако не следует забывать, что правовая идеология остается именно идеологи­ей, в качестве таковой она является частью политической иде-


ологии. Политические идеи закладываются в программах по­литических партий, в их избирательных платформах прежде всего в виде правовых идей. Это и объяснимо: партии ведут борьбу за политическую власть для того, чтобы эти идеи воп­лотить в законы, чтобы с помощью законов достичь тех целей, к которым эти партии стремятся. Поскольку партии выража­ют интересы определенных социальных групп, классов, то и многие правовые идеи (конечно, далеко не все) носят клас­совый характер.

В нашей стране политическая борьба партий концентри­руется (как, впрочем, и везде) вокруг основополагающих цен­ностей собственности и власти. Эта борьба в определенной мере выступает как борьба правовых идей, борьба за то, какие из них следует воплотить в праве. Здесь мы встречаем зачас­тую противоположные идеи: установить ли право частной собственности на землю с ее свободной куплей-продажей или рассматривать ее как общенародное достояние; регулировать ли цены или оставлять их свободными; сохранить ли свободу внешней торговли или установить государственную монопо­лию; расширить ли законодательно права парламента или предпочесть сильную президентскую власть; оставить ли рес­публику президентской или заменить ее парламентской и т. д. Перечень идей, зачастую противоположных, которые стре­мятся те или иные политические силы воплотить в законах, можно было бы продолжить.

Правовая психология — это чувства, эмоции, в которых вы­ражается отношение к праву и законам. Возникает вопрос:

как и на основе чего складываются, формируются правовые эмоции? Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, каким должно быть право справедливое, право эффективное в до­стижении определенных целей, утверждении определенных ценностей, какие правовые средства должны использоваться для их утверждения и охраны. Если тот или иной закон оце­нивается как закон справедливый, эффективный в утвержде­нии желаемых для субъектов ценностей, то возникают поло­жительные эмоции — чувства удовлетворения, радости и т. д. Если же закон находит негативные оценки, рассматривается как несправедливый, неэффективный, то, напротив, возни­кают негативные эмоции — чувства неудовлетворенности, огорчения, неприятия, злости и т. д.


Поведенческий элемент правосознания проявляется в пра­вовых установках. Правовая установка — это определенное психологическое состояние субъекта, сформированное усло­виями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, ос­нованное на принятии ценностей, закрепленных правом. Правовая установка — это предрасположенность личности, ее психологическая готовность к соблюдению норм права.

Антиправовая установка основана на неприятии ценнос­тей, утверждаемых правом, выражающаяся в предрасполо­женности к нарушению права.

Правосознание, будучи формой общественного сознания, может выступать в виде правосознания индивидуального, группового, а также в виде обыденного и профессионального. Последний вид правосознания свойствен профессионалам юристам, основан на глубоком знании права, предполагает уважительное отношение к праву.

Взаимодействие права и правосознания аналогично взаи­модействию права и нравственности. Во-первых, правосозна­ние оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. В ходе правотворчества законодатель не­избежно стремится воплотить господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правопри­менения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учетом правосознания. В рамках закона выбирается то решение, которое больше соответствует сло­жившемуся в обществе правосознанию.

Наконец, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки, правомерные установки) способ­ствует соблюдению и исполнению права.

В свою очередь право формирует правосознание членов общества, способствует внедрению в их сознание правовых идей.

Право и справедливость

Если мы заглянем в древнейшие, средневековые, новей­шие источники права и трактаты, то увидим, что право всегда тесно связывается со справедливостью, а некоторые теории права отождествляют его со справедливостью. Юрист Древ­него Рима Павел писал: «Право означает то, что всегда явля-


ется справедливым — каково естественное право». По словам Цельса, «право есть наука о добром и справедливом».

Представители школы естественного права сводили право к справедливости. «Право, — писал Г. Гроций, — не что иное, как то, что справедливо». Представитель психологической школы права Л. Петражицкий писал, что справедливость есть не что иное, как право, а именно интуитивное право. Инту­итивное право — область распределения блага и зла. Но такую распределительную функцию имеет и справедливость.

Позитивное право с точки зрения естественно-правовой и психологической теории должно отражать естественное и интуитивное право и в силу этого становится справедливым.

Представители других школ и направлений юридической мысли хотя и не отождествляют право со справедливостью,-однако подчеркивают связанность права справедливостью.

В главе о праве говорилось об аксиологической обосно­ванности права. Она заключается в первую очередь в том, что утверждает такую ценность, как справедливость. Утверждая справедливость как ценность, право само становится ценно­стью. Справедливость — это ценность моральная, духовная, идеальная. Это «вещь», которую нельзя увидеть, услышать, взвесить, измерить, пощупать и т. д. Справедливость, отмечал Ф. Энгельс, — это выражение существующих экономических отношений, масштаб, которым измеряются все дела челове­ческие. Повторим, что это не масштаб типа мер длины, веса и т. п., а масштаб идеальный. Это мысль о том, как следует распределять блага и тяготы между людьми, как воздавать за содеянное, как относиться к другим людям. Справедливость, несомненно, носит нормативный характер. И в этом отноше­нии она тождественна праву

Справедливость носит конкретно-исторический характер, с точки зрения марксизма — классовый характер. Представ­ления о справедливости в ходе исторического развития могут изменяться. Например, институт права частной собственнос­ти с точки зрения одних рассматривается как справедливый, с точки зрения других — как несправедливый.

Традиционно, начиная с Аристотеля, выделяют две основ­ные формы справедливости. Уравнивающая справедливость предполагает воздаяние равным за равное, основывается на принципах эквивалентности, соразмерности. Распределяющая справедливость допускает неравное распределение благ и тя-


гот с учетом каких-либо качеств субъектов (их происхожде­ния, возраста, пола, общественного положения, заслуг и т. п.).

Общее понятие справедливости нуждается в конкретиза­ции. Справедливость, как отмечено выше, носит норматив­ный характер и выражается в ее принципах (формулах, пра­вилах) распределения благ. Исторически сложились следую­щие принципы: каждому одно и то же (или каждому поровну);

каждому по труду; каждому по заслугам; каждому по его до­стоинству (или по рангу); каждому в соответствии с оценкой его социально полезных услуг в связи с их редкостью, недо­статочностью, исключительностью; каждому в соответствии с его усилиями и жертвами; каждому в соответствии с требо­ваниями общего блага; каждому то, что положено по закону. Евангельское изречение: богу — богово, кесарю — кесарево — тоже формула справедливости (церкви — десятина, государ­ству — налоги). Наконец, наиболее общая формула Платона:

«каждому — своё». Вышеназванные принципы (формулы) по сути дела конкретизируют эту наиболее общую формулу. Од­нако вопрос состоит в том, что считать своим, по каким прин­ципам определять нечто своим.

В добуржуазных обществах каждый получал «своё» в со­ответствии с рангом, прирожденным достоинством, в соот­ветствии с происхождением и т. д. В буржуазном обществе «свое» определялось максимой: «каждому — по его капиталу». Здесь разное «своё» у капиталиста, у рабочего, у фермера и т. д.

Перечисленные формулы касаются распределения благ. Но в обществе распределяются также труд, тяготы, обязан­ности в пользу общества и других лиц. В этой сфере действуют такие формулы справедливости, как «от каждого одно и то же (поровну)», «от каждого пропорционально его капиталу», «от каждого по его достоинству, вытекающему из происхождения, общественного положения».

Писатель-журналист Овчинников в своем сочинении «Дуб и сакура» приводит такой пример, иллюстрирующий по­следнюю формулу На общественном туалете объявление:

«Джентльмены — 10 центов, мужчины — бесплатно; леди — 10 центов, женщины — бесплатно».

Сюда же относится и формула «от каждого по способнос­тям», выдвинутая сторонниками социализма.

Если обратиться к воздающей справедливости, то и здесь мы видим разные формулы, начиная с принципа талиона «око


за око, зуб за зуб» до принципа композиции «от каждого со­ответственно причиненному вреду» и современного прин­ципа наказания «каждому воздается соответственно содеян­ному».

Наличие формул справедливости сковывает свободу ус­мотрения дистрибьютора (распределителя). Указанные фор­мулы предписывают поступать по отношению к людям как к равным в определенном отношении: равный труд — равная оплата, равные доходы — равные налоги, равные заслуги — равная награда, равные преступления — равные наказания и т.д.

Типичная дистрибутивная ситуация строится обычно по вертикали: дистрибьютор наверху, остальные ниже; директор и рабочие; командир и подчиненные; государство и граждане и т. д.

Государство осуществляет распределение благ и тягот с помощью закона. Это распределение сводится к распределе­нию прав и обязанностей. Распределяя права и обязанности, государство тем самым распределяет блага и тяготы.

Однако, как видим, формулы справедливости различны и далеко не однозначны. Возникает вопрос: на какие из них должно ориентироваться государство? Содержание законода­тельства показывает, что государство фактически ориентиру­ется если не на все, то на многие формулы в зависимости от сферы правового регулирования.

В одних случаях государство ориентируется на простую эгалитарную формулу «каждому одно и то же», беря во вни­мание лишь один признак — принадлежность к человеческо­му роду. Государство, например, устанавливает равные конс­титуционные права и обязанности, выдавая приватизацион­ные чеки, в других случаях определяя «каждому по труду». Последняя формула считается обычно социалистической. Но она находит закрепление в конституциях ряда современных государств (например, Италии, Греции), зафиксирована в международном пакте об экономических, социальных и куль­турных правах (ст. 2).

Принцип «каждому по труду» трактуется двояко: «каждо­му по его трудовым усилиям» и «каждому по результатам тру­да». Предпочтительной является последняя формула, которая стимулирует результативный, производительный труд. Одна­ко в ряде случаев необходимо стимулировать и усилия, кото-

ЧЧй


рые могут не дать положительный результат. Право ориенти­руется на обе формулы (сдельная и повременная оплата тру­да).

Принцип «каждому по потребностям» считается комму­нистическим. Однако и коммунистическая идеология пред­полагала не безграничные, а разумные потребности. Принцип «каждому по общественно обоснованным потребностям» дей­ствует в современных социальных государствах. Речь идет прежде всего об обеспечении потребностей в пище, одежде, жилище, обеспечении здоровья, без чего невозможна достой­ная жизнь человека. В ст. 4 указанного международного пакта сказано, что государства, участвующие в настоящем пакте, признают право каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи. В Конституции РФ указанное право рассматривается как право неотчуждаемое, следовательно, го­сударство берет на себя обязательство обеспечить разумные потребности в пище, жилище, образовании и т. п., в том числе и независимо от трудового вклада гражданина.

Другие формулы справедливости также находят выраже­ние в праве: каждому по заслугам (льготы ветеранам, награ­ды), каждому по капиталу (проценты на вклады в банках, ди­виденды по акциям и т. д.), каждому по его рождению (в на­следственном праве), от каждого по его доходам (налоги, в том числе и прогрессивный налог).

В ряде ситуаций распределение благ осуществляется са­мими участниками распределительных отношений без дист­рибьютора наверху В этом случае действует распределяющая справедливость на основе эквивалентности по формулам: ао и1 аех (даю, чтобы ты дал); оо Гас1е5 (даю, чтобы ты сделал);

Гасю и1 ае5 (делаю, чтобы ты дал); Гасю и1 Гас1е5 (делаю, чтобы ты сделал). На этих формулах покоится обязательное право. Но за рамками этих отношений применение указанных фор­мул в распределении благ превращается в несправедливость. Если формулу «даю, чтобы ты сделал» перенести на отноше­ния чиновника и гражданина, то получится взятка.

Между разными формулами справедливости могут возни­кать противоречия, конфликты. Тогда неизбежно возникают проблема преференций (предпочтений) или проблема комп­ромиссов между разными формулами. Например, пенсионное обеспечение осуществляется по формуле «каждому по его тру­довым заслугам» (в зависимости от среднего заработка, ста-


жа), но корректируется формулой «каждому поровну» (уста-, навливается минимум и максимум пенсий).

Налоги взыскиваются на основе формулы распределяю­щей справедливости «от каждого по его доходам», но коррек­тируются формулой «от каждого по его заслугам» (налоговые льготы) или «от каждого по его достоинству», если измерять последнее капиталом (прогрессивный налог).

Нормы о возмещении вреда основываются на принципе равенства, эквивалентности (объем возмещения вреда про­порционально причиненному вреду). Однако принцип равен­ства в данном случае корректируется распределяющей спра­ведливостью с учетом имущественного положения граждани­на, причинившего вред. Ст. 1083 ГК РФ позволяет суду умень­шить размер возмещения вреда.

УК РФ ориентирован на формулу равенства, принцип со­ответствия тяжести наказания тяжести преступления (ст. 6), но этот принцип корректируется другой формулой, требую­щей учета особенностей, например субъекта преступления:

некоторые наказания хотя и предусмотрены нормами УК, но не применяются к несовершеннолетним, беременным жен­щинам и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей (ссылка, высылка). С учетом личности закон допускает сни­жение наказания.

В сфере реализации права действует формула «каждому то, что положено по закону». Эта формула не имеет своего собственного содержания, отсылает к закону, имеет ярко вы­раженный формалистический характер. Она фактически сли­вается с законностью: что законно, то и справедливо, что не­законно, то и несправедливо.

Относительно правоприменения польский правовед Е. Врублевский различает три концепции справедливости.

Легалистическая концепция справедливости: справедли­вым является решение, соответствующее закону. Здесь мы имеем дело со справедливостью «под законом»: что законно, то и справедливо. Суд не оценивает сам закон с точки зрения справедливости. Как говорил Ш. Монтескье, суд — это уста закона.

Нелегалистическая концепция справедливости: справед­ливым является то решение, которое вынесено на основе за­кона, поскольку закон справедлив. Законы применяются, ес­ли справедливы, не применяются, если несправедливы. Тогда


судья становится на путь «свободного поиска справедливого права» за рамками закона и на путь алегалистической кон­цепции справедливости.

Алегалистическая концепция: судья принимает решение независимо от закона. Это может быть и решение ргас1:ег1е§ет (в обход закона), соп1га 1е§ет (вопреки закону). К этой кон­цепции примыкают представители движения «свободного права» (Эрлих, школа реалистов).

Концепция справедливости, на которую ориентируется российское право, занимает промежуточное положение меж­ду первой и двумя другими концепциями.

Суд или иной орган должен принимать решение в соот­ветствии с нормами действующего права. Судья исходит из того, что справедливость заложена в самом праве (справедли­вость над правом). В случае, если закон допускает разные варианты решений, судья выбирает то из них, которое больше соответствует справедливости применительно к данным от­ношениям (справедливость под правом). Определяющим пос­тулатом является формула «что законно, то и справедливо».

В подобном формалистическом понимании справедли­вости есть, несомненно, положительные моменты. Аеяшог ей ДароаШо 1е@15 §иат Ьогтт$ — закон решает более справедли­во, чем человек. Иными словами, закон беспристрастен, рав­но относится ко всем или равно к субъектам определенного рода. Решение на основе закона исключает произвольный вы­бор формул справедливости, выбор качеств, свойств субъек­тов, к которым он относится как к равным.

Справедливость является критерием оценки соответст­вующих типичных или конкретных распределительных ситу­аций, решений, связанных с распределением благ и тягот. Од­нако с точки зрения справедливости могут быть оценены по­литические, экономические и социальные структуры и их институты (государство и право в целом и т. д.).

В этом отношении представляет интерес работа профес­сора Гарвардского университета (США) Джона Ролза «Теория справедливости» (Новосибирск, 1971), которая стала стан­дартным учебным пособием для университетов США и Евро­пы. Справедливость, пишет Д. Ролз, — это первая доброде­тель общественных институтов, точно так же, как истина — первая добродетель системы мысли. Как первые добродетели, справедливость и истина бескомпромиссны. Любая теория,


как бы она ни была элегантна, экономна, должна быть от- ' вергнута. Подобным же образом общественные институты и законы, как бы они ни были эффективны, должны быть ре­формированы или ликвидированы, если они несправедливы. Общество и его институты должны оцениваться на основе | двух основных принципов. Каждый человек должен иметь равные права и свободы, совместимые со свободами других. Неравенство экономическое и социальное допустимо, но дол­жно быть устроено так, чтобы: а) от него можно было ожидать преимущества для всех; б) доступ к тому или иному социаль­ному положению был открыт всем.

Далее Д. Ролз формулирует общую концепцию справед­ливости, как бы объединяющую оба принципа: все социаль­ные ценности — свобода и благоприятные возможности, до­ходы и богатство и т. д. — должны распределяться равно, кро­ме тех случаев, когда неравное распределение любой из всех этих ценностей дает преимущество каждому, т. е. когда из не­равенства вытекает польза каждому, в том числе самому бед- \ ному, чтобы каждый извлекал выгоду из неравенства. Если. неравенство не ведет к улучшению положения каждого, то оно несправедливо.

Такая концепция справедливости накладывает опреде­ленные обязательства на общественные институты, и прежде всего на государство. Государство должно обеспечивать рав­ные стартовые возможности для развития каждого, опреде­ленный уровень благосостояния, равную доступность долж­ностей и т. д.

Правовая культура

В широком смысле под культурой понимается все, что создано человечеством благодаря его умственному и физиче­скому труду. В более узком смысле под культурой понимается идейно-нравственное состояние общества, выражающееся в его идеологии, быте, образовании и воспитании, в достиже­ниях науки, искусства, литературы, системе нормативного ре­гулирования.

Под правовой культурой в широком смысле слова пони­мается все, что создано человечеством в правовой сфере: пра­во, правовая наука, правосознание, юридическая практика. Правовая культура характеризуется состоянием юридической


науки, правосознания, уровнем разработки текстов законов, состоянием законности и правопорядка, уровнем професси­ональной деятельности правоохранительных органов, юрис­тов-профессионалов.

В узком смысле слова правовая культура — это уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе. Правовая куль­тура является важным условием и средством укрепления за­конности и правопорядка в обществе. Особенно важна юри­дическая культура работников государственного аппарата.

Антиподом правовой культуры является правовой ниги­лизм как недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему от­ношение, питающее различного рода правонарушения. Край­ним проявлением правового нигилизма являются взгляды анархистов, объявляющих государство и право злом.

В России носителями правового нигилизма были славя­нофилы. С их точки зрения, жизнь России основывается не на праве, а на нравственности, монархическом патернализме, христианских идеалах, соборности. К. С. Аксаков утверждал, что русский народ негосударственный, право и конституция ему не нужны. Л. Н. Толстой призывал жить не по закону, а по совести. Ему^ вторит А. И. Солженицын. Эти нигилистиче­ские взгляды не| изжиты и поныне. Вряд ли следует противо­поставлять добропорядочность, совесть и право. В рыночной экономике, в обществе нужно и то и другое.

Любое общество заинтересовано в ликвидации правового нигилизма, повышении уровня правовой культуры, для чего используются разные формы правового обучения и воспита­ния. Правовое воспитание не следует понимать как некую изолированную форму воспитания, оно является элементом общего воспитания и образования, по крайней мере высту­пает как совокупное нравственно-правовое воспитание.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.