Правовое регулирование — процесс постоянный, непрерывный, в нем участвуют тысячи и миллионы различного рода субъектов: государственные органы, общественные объединения, предприятия, учреждения, граждане. Постоянно издаются правовые решения, заключаются договоры, исполняются обязанности, соблюдаются запреты, осуществляются права. В то же время совершаются правонарушения (нарушаются запреты, не исполняются обязанности, происходит злоупотребление правами), возникают различного рода правовые конфликты и споры, требующие правового разрешения.
В целях лучшего понимания процесса правового регулирования (путем некоторого упрощения, огрубления и обобщения действительности) можно выделить в нем три стадии (этапа): общенормативное регулирование; возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов; стадия их реализации.
На первой стадии происходит формирование нормативного регулятора, т. е. норм права путем принятия нормативных актов (законов, постановлений и т. п.). На первой стадии (этапе) правовое регулирование носит общий характер.
На второй стадии на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конкретных субъектов права, в конкретных отношениях. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к отдельной ситуации, поскольку права и обязанности, предусмотренные нормой права, носят общий характер. На этой стадии они детализируются применительно к отдельной ситуации, конкретному отношению, «привязываются» к персонально определенным субъектам.
Например, на основе конкретных юридических фактов (стаж работы, размер зарплаты, достижение пенсионного возраста, наличие иждивенцев и т. д.), подтверждаемых соответствующими документами, выносится решение о назначении пенсии конкретному гражданину в соответствии с законом о пенсиях. У гражданина возникает право на получение пенсии в определенном размере, у органов социального обеспечения — обязанность выплачивать пенсию.
Однако в случае если право на пенсию конкретизировано, размер пенсии определен, а пенсионных денег временно нет, то есть лишь правовая возможность их получить. Чтобы она превратилась в реальность, необходимо совершение обязанным субъектом (органом социального обеспечения) и уполномоченным гражданином определенных действий (выдача денег одним, получение другим). Это и будет третья, завершающая стадия реализации субъективных прав и обязанностей, следовательно, реализация самих норм права, заключительный этап их действий.
Таким образом, нормы права реализуются в действиях, в поведении, в деятельности разнообразных субъектов права, и ни в чем другом они реализоваться не могут. Различают четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение норм права. Формы реализации связаны со способами регулирования.
Соблюдение связано с запретами, состоит в воздержании от действий, запрещенных правом.
Исполнение вытекает из позитивной юридической обязанности, заключается в совершении соответствующих обязанностям активных (позитивных) действий (уплата денег за проданную вещь по договору купли-продажи, уплата налогов и т. д.).
Использование тесно связано с субъективным правом, предполагает совершение активных действий, направленных на реализацию, осуществление своего права.
При исполнении и соблюдении норм права, связанных с запретом (пассивная обязанность) и активной обязанностью, у адресатов норм права отсутствует свобода выбора, — они должны поступать только в соответствии с запретом или обязанностью.
В случае использования субъективного права (дозволения) у адресатов нормы есть определенная свобода выбора.
Во-первых, здесь существует альтернатива — использовать или не использовать свое субъективное право. Адресат нормы (субъект права) сам распоряжается своим субъективным правом. Он может и не воспользоваться им, например отказаться участвовать в выборах, не требовать от должника долг, не подавать искового заявления в суд и т. д. Во-вторых, уполномоченный субъект может выбрать разные варианты осуществления своего права: проголосовать из числа многих кандидатов за одного из них по своему выбору или проголосовать против всех; потребовать от должника лишь часть долга, отсрочить уплату долга; подав исковое заявление в суд, может изменить его требования, увеличив или уменьшив сумму иска.
Все три указанные формы реализации называются непосредственными, в том смысле, что при этих формах субъекты правгГреализуют нормы права (запреты, обязанности, субъективные права), не обращаясь за содействием в органы государства, совершают соответствующие действия самостоятельно, без разрешения этих органов.
Однако в ряде случаев нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства государственных органов. И тогда мы имеем дело с такой формой реализации, как применение права.
Правоприменение — особая форма реализации права, оно имеет место в тех случаях, когда первые три формы оказываются недостаточными для реализации норм права. Применение — это властное вмешательство в общественные отношения государственных органов. Оно состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесении властного, обязательного для субъектов индивидуального решения (приказа, постановления какого-либо органа управления, решения, приговора суда и т. д.).
Такое решение необходимо, когда права и обязанности не могут возникнуть, окончательно сформулироваться без него, когда возникает спор о праве, когда совершено правонарушение. Применение, следовательно, возможно на второй стадии регулирования или на третьей, когда права и обязанности у конкретных субъектов возникли, но не реализуются в силу каких-то препятствий. Например, должник не платит долг, налогоплательщик — налог, органы дознания или следствия не возмещают ущерб, причиненный их незаконными действиями, и т. д. В таких случаях, по заявлению соответствующей
стороны, компетентный государственный орган (например, суд) выносит властное, обязательное для субъектов решение, которым под угрозой принуждения обязывает совершить определенные действия.
Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.
Механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой модели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования.
Первой стадии общенормативного регулирования соот* ветствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все, что обслуживает нормы права: систематизацию законодательства, законодательную технику, нормативное толкование.
Второй стадии регулирования соответствует такой элемент, как правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому элементу примыкают юридические факты как фактические основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изменения и прекращения): нормативное (нормы права) и фактическое (юридические факты).
Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению. Важное место в механизме занимает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, вое эле-
350 ^
менты правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент — с блоком управления, правоотношения — с системой передач и трансмиссией, а акты реализации — с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вращается, процесс правового регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма выступают законность и правопорядок.