Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теологические теории права




Теологические взгляды на право — это исторически пер­вое объяснение сущности ирада, возникшее еще в древности. Так, в законах царя Хаммурапи записано: «Хаммураии, царь


Вавилона, утвердил своими законами правду и справедли­вость по внушению бога Мардуха».

Однако не следует думать, что теологические взгляды на право — это далекая история. Нет, это и наша современность. Центральной идеей божественных (профетических) взглядов является утверждение, что право происходит от Бога, создано Богом,цля регулирования поведения людей. Оно дается чело­веку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связаны с идеологией мировых религиозных воззрений: иуда­измом, христианством, буддизмом, исламом.

В книге «Исход» Библии записано: «Господь позвал Мо­исея на Синайскую гору и передал каменные скрижали, со­держащие закон, писанный перстом Божьим».

В священных книгах индуизма записано, что Верховное существо (Бог) раскрыло Ману свой священный закон как отцу человечества в момент создания мира.

Мусульманское право, содержащееся в священных книгах ислама, является откровением Аллаха и вдохновленными Ал­лахом изречениями пророка Мухаммеда.

Современные христианские воззрения на право выраже­ны, например, в папских энцикликах (посланиях) к верую­щим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.

13.2. Теория «естественного права»

Теория «естественного права» наибольшее развитие и рас­пространение получила в преддверии буржуазных революций. Она исходит из дуализма (двойственности) права. Наряду с позитивным правом, созданным государством, согласно этой теории, существует высшее «естественное право», свойствен­ное человеку от природы. «Естественное право» служит кри­терием оценки права позитивного. Все, что в позитивном пра­ве противоречит «естественному праву», недостойно уваже­ния и не должно считаться правом. Под «естественным пра­вом» представители этой теории фактически понимали буржуазные представления о справедливости, общем благе. Основными идеями «естественного права» провозглашались право частной собственности, право на жизнь, личную сво­боду, стремление к счастью, равенство, право на революцион­ные выступления против правительства, попирающего эти права, и др.


В период разложения феодализма и свершения буржуаз­ных революций рассматриваемая теория была направлена против феодальных теологических представлений о праве, против самих феодальных порядков, феодального государства и права, которые признавались противоречащими духу «есте­ственного права». Представители школы «естественного пра­ва» того времени (Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, А. Н. Радищев) были прогрессивными деятелями, использовали свои идеи для критики феодального строя и для обоснования нового, буржуазного порядка. Под лозунгами этой теории совершались буржуазные революции. Ее идеи были отражены в содержании Декларации независимости США (1776г.), Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789г.).

После укрепления власти буржуазии роль теории «естест­венного права» упала. Первое место заняли позитивистские идеи о праве. После второй мировой войны идеи школы «ес­тественного права» в измененном виде были подхвачены тео­рией «возрожденного естественного права», которая выступа­ет преимущественно уже как теологическое представление о праве.

Католическое направление этой теории покоится на со­чинениях средневекового теолога Фомы Аквинского. Естест­венным правом провозглашается право божественное, «веч­ное право», право, данное Богом. Право собственности и вы­текающее из него неравенство бедных и богатых покоятся на этом «вечном» божественном праве.

Теория «естественного права» ныне находит сторонников и в России. Это объяснимо, так как Россия вступила на путь капиталистического развития. Идеология естественного пра­ва призвана вытеснить коммунистические идеи, отвергающие частную собственность. Можно предположить, что с упроче­нием буржуазных порядков эта теория будет отправлена в ар­хив.

13.3. Юридический позитивизм

Юридический позитивизм возникает в начале XIX в., ког­да буржуазия достаточно упрочила свои экономические и по­литические позиции, в период относительно мирного разви­тия капитализма, свободной конкуренции. Юридический по-

7 Теория государсгва и права!0"^


зитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости со­зданного ею строя, в могуществе се государства и права. Буржуазия видит в своем нраве фактор стабилизации, поряд­ка, эффективное орудие против нарастающего рабочего дви­жения.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рас­сматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории_юридического позитивизма право — факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право про­исходит от власти. Право — приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только право-творческой функции государства, независимой от экономи­ческих и классовых отношений.

Юридический позитивизм связан с философским пози­тивизмом. Сущность права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. Право, по мнению К. Бергбома, является ос­новой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономики и классовых отношений. Свою задачу они видят в описании права, в формально-логическом исследовании его догмы. Формально-догматический описательный метод при­знается в качестве основного метода исследования. В рамках юридического позитивизма создается концепция правового государства. Идеи позитивизма присущи современной буржу­азной юриспруденции в разных вариантах. Одним из направ­лений современного позитивизма является нормативизм.

13.4. Нормативизм

Нормативизм — это крайнее проявление формализма в теории права. Создатель нормативизма, Г. Кельзен воспри­нял от позитивизма формально-догматический метод, от И. Канта — деление сферы познания на сферу бытия и сферу долженствования. Кельзен относит право к сфере долженст­вования, которая никак не связана с миром бытия, не зави­сит от действительности. Свою теорию он именует «чистой теорией права». Сила права в самом нраве. Кельзен строит пирамиду норм. Каждая норма низшего порядка действует только потому, что создана согласно процедуре, указанной высшей нормой. Сила одних норм опирается, следовательно, на другие, высшие нормы,-но нс на реальные факторы. Сила


всей правовой системы вытекает из «основной нормы», ко­торая I [резюмируется существующей. В основании пирамиды лежат индивидуальные нормы (решения судов или админи­страции, договоры и т. п.), включенные в право. Таким обра­зом, суд рассматривается как правотворческий орган. Здесь Кельзен отходит от позитивизма, приближаясь к позиции социологического направления. Государство у него раство­ряется в праве, которое есть не что иное, как правопорядок, отражение права.

Юридическая наука, заявлял Кельзен, должна заниматься только нормами, должна отбросить экономическую и тем бо­лее классовую обусловленность права. Оценка права с пози­ции морали недопустима, ибо связь между этими явлениями не существует.

13.5. Психологическая школа права

Родоначальником психологической школы права счита­ется Л. И. Петражицкий, работавший в университетах Рос­сии, а после первой мировой войны — в Польше. Л. И. Пет­ражицкий и другие представители психологического направ­ления (В. Лундштет, К. Оливекрона, А. Росс) утверждают, что психика людей — фактор, определяющий развитие общества, его морали, права, государства.

С точки зрения Л. И. Петражицкого, первичными в праве являются психическое правовое переживание, правовые эмо­ции. Правовое переживание носит императивно (обязан­ность)-атрибутивный (правомочие) характер. В этом пережи­вании правомочие и обязанность неразрывно связаны. Норма права представляет собой результат такого переживания, мыс­ленное явление, выражающее связь правомочия и обязаннос­ти. Именно правовые переживания есть звенья, соединяющие общество и придающие ему стабильность. Л. И. Петражицкий не отрицал существования официально действующего права, однако не объяснял, почему оно существует и действует. При­знавая наличие позитивного права, он делил правовые пере­живания на два вида: переживания позитивного права (пред­ставления о том, что юридическая норма — результат внеш­него решения, представление об ее источнике); переживания интуитивного права, т. е- автономного, не связанного с 1^зи-тивным правом. Интуитивное, автономное право признается

7* 195


абсолютным, позитивное — относительным. Позитивное пра­во меняется параллельно изменению психических пережива­ний.

Другие представители психологического направления то­же видят истоки права в психике, эмоциях людей. Это или «психологическая потребность подчинения и повиновения», или «чувство коллективного взаимодействия», или «чувство подражания».

Психологическое направление все объясняет и выводит из психики, отрывает государство и право от его действитель­ных корней.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 483 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2472 - | 2353 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.