Право — это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природь и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.
Из указанного определения вытекают следующие признаки (свойства) права.
Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общи? характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения а на все отношения определенного вида.
Общеобязательность права состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер дл» адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, т
которых распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов. Те или иные субъекты права (гражданин, должностное лицо) могут оценивать нормы права отрицательно, считать их нецелесообразными, несправедливыми и т. д. Однако такое отношение к нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, исполнять и применять.
Системность права проявляется в том, что право — это не простой конгломерат, не просто совокупность норм, а стройная их система. Право как система норм складывается из таких элементов (частей), как отрасли и институты права. Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, составляют единое явление — право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.
Принудительность права. Функциональная связь права с государством проявляется прежде всего в принудительности права, обеспеченности возможностью государственного принуждения. Принудительность права, его опора на силу государства, как раз и призвана обеспечить общеобязательность права. Этим качеством право отличается от других социальных норм. Государство в значительной мере для того и возникает и функционирует, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение норм права. Государственное принуждение как средство обеспечения права носит организованный характер.
Издревле право связывалось с силой. «Свое право я ношу на острие меча своего», — провозглашал вождь древних галлов. Старая казахская поговорка гласит: «А если есть храбрец в твоем роде, то не останется твой иск за чужим родом». Богиня правосудия Фемида (или богиня возмездия Немезида) изображалась с весами в одной руке, на которых взвешивалось право, и с мечом — в другой как символом защиты права. Меч без весов, писал Перикл, есть голое насилие, весы без меча — бессилие права, Изображения мечей мы видим и на отличительных знаках работников правоохранительных органов. Великий философ И. Кант отмечал, что с правом связано пра-
вомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву.
В правовом государстве принуждение как средство обеспечения права не только носит государственно-организованный характер, но оно должно быть правовым принуждением. Это означает, во-первых, что могут применяться только те меры принуждения и только в тех случаях, которые предусмотрены законом. Во-вторых, эти меры могут применяться только уполномоченным на то органом. В-третьих, эти меры могут применяться только с соблюдением определенной процедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение законности, узурпация государственной власти, превышение власти.
Формальная определенность права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обстоятельства, субъектов они распространяются, какие юридические последствия они влекут. Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права — нормативных актах.
Волевой характер права. В праве выражена воля. Это признается многими мыслителями —- философами и юристами. Однако расхождение состоит в вопросе: чья воля выражена в праве? Здесь существуют два различных взгляда. Первый заключается в том, что в праве выражена общая воля народа, объединенного государством. Этого взгляда изначально придерживались еще древнеримские юристы (Папинийн, Юлиан, Цельс). Впоследствии теорию общей воли развивали Гегель, Иеринг, представители исторической школы права — Са-виньи, Пухта, представители юридического позитивизма (право — приказ государства) и др.
Другой взгляд представлен марксизмом. С точки зрения марксизма право — это воля экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законе. Но эта классовая воля — не классовый произвол, она обусловлена экономическим базисом — способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений.
Представляется, что зерно истины есть в том и в другом подходе- В праве, бесспорно, находит выражение нечто общее, необходимое любому члену общества независимо от
т
классовой принадлежности (защита жизни, чести, собственности любого из его членов, заинтересованность в элементарном порядке и т. д.). И в этом отношении оно выражает какие-то общие интересы, общую волю. Но с другой стороны, право выражает и защищает господствующий в обществе способ производства и основанные на нем отношения той или иной превалирующей формы (отношений) собственности, а следовательно, должно выражать интересы и волю соответствующих собственников (рабовладельцев, феодалов и т. д.). И в этом качестве оно носит классовый характер. Эта классовая сущность права выражена явно, грубо, не прикрыта, не завуалирована (рабовладельческое, феодальное право) или выступает не так явно и грубо, скрываясь за правовым равенством.
В праве выражена не любая воля, а воля государственная, облеченная в определенную форму — закон.
Рассмотренное выше понимание права в отечественной юридической науке подвергается критике как понимание уз-конормативное, сводящее право только к нормам, содержащимся в законах; необходимо более широкое понимание права. На самом же деле представленное понимание права является пониманием нормативным, но не узко нормативным. Это понимание вполне обоснованно является пониманием социологическим. Это выражается в том, что нормы права, право в целом рассматриваются как социальный феномен (явление), стоящий в ряду других социальных регуляторов (мораль, обычай, корпоративные нормы).
Во-вторых, воля, выраженная в праве, -— это не воля отдельного субъекта, не произвол, а явление социальное, выразитель общих интересов членов общества и социальных групп.
В-третьих, указанная воля, составляющая сущность права, рассматривается не как оторванная от общества, помещенная в сферу, в мир долженствования, не связанный с миром реальным, а обоснованная самой природой общества, системой его экономических, социальных, культурных, нравственных и прочих отношений.
В-четвертых, формирование, функционирование права связано с важнейшим социальным институтом общества — государством.
В-пятых, цели, назначение, ценность, функции права, как будет показано далее, носят социальный характер.
Понимания права, предложенного в настоящей главе, конечно, придерживаются юристы-практики, представители отраслевой юридической науки. Для них право — это нормы, содержащиеся в соответствующих источниках, прежде всего в законах и иных нормативных актах.