Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Происхождение государства, краткая характеристика основных теорий




Вопрос о происхождении государства, на сегодняшний день, является дискуссионным. Из основных теорий о происхождении госу­дарства можно отметить следующие:

теологическая,

— патриархальная,

— общественного договора,

— насилия,

органическая,

—материалистическая я др.

Теологическая теория одна из самых древних теорий о проис­хождении государства. По этой теории государство и государственная власть существует вечно в силу божественной воли. Согласно этой теории творцом всего земного, в том числе и государства, является Бог. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, эта теория поднимала их престиж, способствовала упорядоче­нию общественных отношений, сурово осуждала действия, направлен­ные против установленных государством норм общественного поведе­ния, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и ра­зумного порядка.

О божественном происхождении власти можно прочитать в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон). Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай - во всех этих государствах прослеживается теория божественного происхождения государства и государственной власти.

Теологическую теорию активно поддерживал и развивал в XIII веке доминиканский монах Фома Аквинский.

Патриархальная теория имела широкое распространение в Древней Греции, в рабовладельческом Риме, и в наши дни имеет право на существование, хотя ее критиковали многие. Начало этой теории положил Аристотель. Он считал, что государство - это естественная форма человеческой жизни, и что общение человека с себе подобными возможно только в государстве. По своей природе люди стремятся к общению друг с другом, объединению. В результате чего образуются патриархальные семьи. Эти семьи объединяются, в свою очередь, в од­ну большую семью, образуя государство. Аристотель считал, что государ­ственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти в семье.

В XVII веке английский философ Роберт Фильмер доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который является не только отцом человечества но и властелином.

Теория общественного договора возникла в Древней Греции. А получила свое развитие в XVII- XVIII вв. в трудах Г, Греция, Б. Спинозы, А. Радищева и др. По этой теории ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять права каждого человека. Суверенитет принадлежит народу, а правители - это представители народа, обязан­ные отчитываться перед ним и сменяемые по их воле.

Не существует исторических данных, где, когда, и при каких условиях состоялся общественный договор. Теория общественного до­говора указывает на происхождение государства и государственной власти, как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.

Теория насилия (завоевания) в наиболее логическом завершен­ном виде возникла в XIX веке в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государства они видели в военно-политических факторах — насилии, порабощение одних племен други­ми. Для управления завоеванными народами и территориями необхо­дим аппарат принуждения, которым и стало государство. Таким обра­зом, государство - это "естественно", путем насилия, возникшая орга­низация властвования одних племен над другими. В результате войн племена перерождались в касты, сословия, классы. Завоеватели прев­ращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. Напри­мер, возникновение феодального Древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих терри­торий, для господства над которыми родовая организация не была при­способлена.

Органическая теория происхождения государства обосновы­вает возникновение государства, как произведение самой природы, продукт ее развития. Государство по этой теории подобно человече­скому организму, где отдельные его биологические органы аналогичны государственным органам управления, отраслям хозяйства. Например, Г. Спенсер (1820-1903 гг.) сравнивает мозг человека с правительством, нервную систему со связью, кровообращение с транспортом.

Материалистическая теория происхождения государства свя­зывает возникновение государства с частной собственностью, раско­лом общества на классы и классовыми противоречиями. Государство -есть результат эксплуатации одних другими. Наиболее полно эта тео­рия изложена Ф. Энгельсом в его работе "Происхождение семьи, част­ной собственности и государства".

Типология государств

Типология государств - это их специфическая классификация. Осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно:

1) формационного,

2) цивилизационного.

При формационном подходе основным критерием выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отноше­ний при этом формирует тип государства. Выделяются следующие ти­пы государства:

рабовладельческий,

феодальный,

буржуазный,

— социалистический.

При формационном подходе раскрывается поэтапность и ис­торический характер развития государств, но недооцениваются духов­ные факторы.

При цивилизационном подходе основным критерием выступа­ют духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т.п.).

Цивилизация - это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географиче­ских и других признаков.

Выделяются следующие типы цивилизаций:

египетская,

китайская,

западная.

православная и т.п.

При цивилизационном подходе учитываются ряд важнейших духовных факторов, в результате чего более полно раскрывается ха­рактер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

 


ПЛАН УРОКА № 3





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 7925 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2316 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.