Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Психологические концепции права




Леон Петражицкий. Первично правосознание. Право отождествляется с психологическими переживаниями человека.

Традиционно выделялось 3 психических процесса, характерных для человеческой деятельности: познавательный процесс, оценочный процесс (чувства, пассивные процессы), волевой процесс (активный процесс). Петражицкий добавил сюда еще эмоции. Это основа психологических чувств; сплав познания, чувств и воли; волевые побуждения, сформированные на основе опыта и его оценки субъектом. Делятся на положительные и негативные.

Этический долг – этическое осознание обязанности совершать какое-то действие в результате некоего позитивного опыта. Переживание этического долга – это право.

Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл “эмоциональной теорией” и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

Эмоции - это состояние долженствования, переживания этического долга, которые, в свою очередь, делятся на:

1. Переживания нравственного долга (односторонние императивные переживания). Человек чувствует себя обязанным к совершению некоторых действий и не осознает взаимности переживаний другими субъектами. Отсутствуют обязательственно-притязательные отношения. Самообязывание.

2. Переживания правового долга – императивно-атрибутивные притязания, носят двусторонний характер. В рамках психологической концепции нет смысла искусственно наполнять содержанием права и обязанности. Они также делятся на интуитивное право (право, которое складывается у человека под влиянием чувств, воспитания, независимо от воздействия внешней силы, внешнего авторитета) и позитивное право (право, которое складывается у человека под воздействием внешней силы, внешнего авторитета). Они могут как совпадать, так и противоречить (Петражицкий уходит от разрешения данной проблемы. Нет четкой доминанты).

Под правом понимается совокупность императивно-атрибутивных переживаний правового этического долга. Правовая норма, позитивное право – это лишь проекция, абстракция, имеющая своим источником императивно-атрибутивные этические переживания человека. Объем понятия «право» шире, чем объем традиционной трактовки права (взаимодействие человека с Богом, наличие игорного права, права взаимодействия слуг и господ, по отношению к животным, неодушевленным предметам → отсутствует регулирование отношений государством) → учитывает интуитивное правовое переживание.

Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является “царством интуитивного права по преимуществу”. В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий.

Формальный аспект права все же остается важным в том смысле, что форма сводится к наличию у притязаний императивно-атрибутивного характера. Содержание права не принимается во внимание. Не исследуется влияние содержания переживаний на их форму.

Им выдвигался проект создания особой научной дисциплины – политики права. С точки зрения Петражицкого, философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна стать позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить позитивные знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.

Марксистские представления о классовости права Рейснер толковал в том смысле, что каждый общественный класс в соответствии с положением данного класса в обществе и его психикой творит свое реально существующее и действующее интуитивное классовое право. Уже при капитализме, по Рейснеру, имеется не только буржуазное право, но также пролетарское право и крестьянское право. Так что не "все право" запятнано "эксплуататорской целью". Возражая против отождествления всего права с эксплуататорским правом, Рейснер уже до революции проводил ту мысль, что у революцион­ных масс есть свое классовое интуитивное право, которое должно лечь в основу их будущего господства. Это подтвердилось по­сле пролетарской революции, особенно выразительно — в Декрете о суде № 1, которым деятельность новой юстиции в условиях от­сутствия надлежащего официального права была ори­ентирована на "революционное правосознание" победившего про­летариата.

Классовость права в толковании Рейснера подразумевает наличие правового элемента в межклассовой борьбе, существование особого субъективного классового права и, наконец, своеобразный компромисс этих субъективных классовых прав, "ко­торый в той или иной форме завершает картину правовой оболоч­ки междуклассовой борьбы". В результате классовой борьбы одно из субъективных прав ложится в основу некоторого общего право­порядка, в котором классовое право господствующего класса зани­мает доминирующее положение.

+





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 557 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2221 - | 2094 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.