Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Речевые аспекты культуры древних традиционных обществ




 

С усложнением жизни обществ, с появлением государства, с возникновением письменности архаическая культура переходит на более высокий уровень, рождаются древние цивилизации. В культуре Древней Индии, Древнего Египта, Древнего Китая, Древнего Шумера и т.п. риторические традиции продолжались и развивались через нормализацию и регуляцию речи и речевого поведения, через обогащение изобразительно-выразительных средств, через формирование корпуса письменных текстов.

Традиционный характер культуры создавал сходные риторические модели мышления и поведения. Так, для всех ранних цивилизаций характерно то, что именно от власти, от государства исходит регулирование логосферы, определение речевого идеала и его поддержка каноническими текстами. Например, в Древнем Китае, как указывает Ю. Рождественский, «важнейшим инструментом управления и благополучия государства, монарха и его аристократического окружения является поддержка и развитие новых стилевых течений. Стилевые течения при их поддержке монархом умиротворяют народ, а народ поддерживает трон, и тем самым укрепляется и поддерживается государство»[14].

В каждом конкретном случае общая черта традиционных обществ – ведущая роль власти – обретала свою специфику. В Древнем Китае чрезвычайно сильна оказалась этика, выросшая из конфуцианского учения. Требования касались и речи, и речевого поведения в целом. «Совершенномудрый муж» должен был соответствовать высокому статусу во всем. Конфуций к одному из пяти преступлений, за которые никому не уйти от наказания со стороны благородных людей, относит лживую, но красноречивую речь.

В Древнем Китае не было ораторов в привычном для нас понимании этого слова. Но существовала дворцовая традиция обосновывать свое мнение перед царем в условиях полемики с другими придворными и военачальниками высокого ранга. Это свидетельство развитого риторического искусства на «верхних этажах» культуры. Кроме того, высокообразованный «совершенномудрый муж» сочетал в себе философа, поэта и оратора, знающего и прогностику, и стилистику, и историю, и математику, и медицину.

Древняя Индия, будучи также традиционной цивилизацией, сформировала иные условия для речевой риторической практики. Деление на три основных сословия - духовное (брамины), военное (кшатрии) и люди физического труда (шудры), замкнутый характер сословий, невозможность смешения – все это привело к тому, что умственный труд, в том числе речевой, сосредоточился в касте браминов. В результате литургическая и учебная речи получили приоритет перед другими речами, равно как и ведические, философские и поэтические тексты перед другими видами текстов. Формируется учение об украшении произведения, о метафорике, о диалектике, о силлогистике. Но знание носит закрытый характер, оно подчиняется целям религиозного, духовного развития. Школьная и ученая речь, как указывает Ю. Рождественский, часто направлена на внутреннее самовоспитание, главным авторитетом является учитель, его речевое поведение копируется как образцовое.

Для традиционной культуры вообще и для древнекитайской и древнеиндийской в частности характерно создание образцов, эталонов во всех видах словесного творчества, прежде всего в литературе, поэтике, стилистике, но нет теории риторики, хотя есть практика специальной обработки текста – литургического, художественного, философского, официально-государственного.

В ранних цивилизациях находим то, что впоследствии в Древней Греции окажется в одном из разделов теоретической риторики. Речь идет о выработке в устном общении смысловых моделей, обобщающих наблюдения над жизнью природной и социальной. Фактически на абстрактном уровне за ними стоят общечеловеческие мыслительные конструкции, которые составляют инструмент мышления: общее – частное, причина – следствие, сопоставление как поиск аналогов и противоположных свойств, целое – часть и другие. Все эти смысловые модели мы находим в богатом арсенале пословиц и поговорок любого народа. Вот, например, древнешумерские (II тысячелетие до н.э.) пословицы: «Не поев, не разжиреешь». «Бедняку лучше умереть, чем жить: если у него есть хлеб, то нет соли, если есть соль, то нет хлеба», «Кувшин в пустыне – жизнь мужчины, жена – будущее мужчины, сын – убежище мужчины, дочь – спасение мужчины, сноха – проклятие мужчины»[15]. Эти же примеры, кстати, демонстрируют и развитую культуру использования изобразительно-выразительных средств риторического характера – синтаксического параллелизма, элипсиса, хиазма, сравнения, эпифоры.

Таким образом, истоки риторики, несомненно, находятся в архаике, в древних культурах, хотя риторика не имела теоретического характера и не обрела вид отдельного научного и учебного знания, а существовала как практика специально обработанной речи.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 458 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2174 - | 2121 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.