Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Риторическая культура Нового времени




Новое время в европейской культуре охватывает ХVП – ХIХ вв., оно ознаменовано социальными, политическими, экономическими и духовными переменами и потрясениями в жизни общества. В эпоху Возрождения инновационные тенденции в европейской культуре пробиваются благодаря культурному обмену со всем миром, раздвинувшим границы Европы. В Новое время движущей силой становятся наука и техника. Новое научное мышление, значительные открытия во всех областях знания, успехи естественных наук и перемены в общественной жизни привели к изменениям и в речевой сфере, в том числе и в риторической.

Судьба риторики различна в ХVП – ХVШ – ХIХ вв., что неудивительно в свете разнообразия, несхожести и динамизма культурных процессов Нового времени. Смена художественных стилей влияла и на риторику в её взаимодействии с искусством. Изменение научной парадигмы меняло и отношение к риторике. Революционные события ХVIII – ХIХ вв. рождали поколения новых ораторов.

Так, барокко довело до самых больших высот искусство использования фигур и тропов. По мнению Ю.М. Лотмана, в барокко тропы составляют не внешнюю замену одних элементов другими, а способ особого образного строя сознания. В риторических фигурах и тропах нельзя видеть лишь внешнее украшение, они составляют основу механизма творческого мышления. В реальной поэтической практике барокко повлияло на риторику, сблизив ее с поэтикой. Художественная практика барокко вела к игре метафорой и элитарности искусства.

Как отмечают современные исследователи Т.Г. Хазагеров и Л.С. Ширина, поиск опоры в художественной речи, начавшийся еще в эпоху Возрождения, приносит риторике успех только на первых порах. Однако хотя фигуры и тропы нужны и оратору, и писателю, но разные и по-разному. Фигура и троп не могут быть вырваны из художественного текста и механически приспособлены к понятийному аппарату риторики и практическим потребностям убеждающей речи. У оратора и писателя разные задачи, оратору нужна иная, усиленная выразительность, чтобы аудитория склонилась к его видению предмета. По мере того, как это становится ясным, кризис риторики усугубляется[29].

В эту эпоху появляется и широко распространяется по Европе новая форма общения людей – салон, в котором утверждается светская риторика – риторика изысканной беседы. Особенно популярны стали салоны во Франции. В этих салонах расцвела риторика загадки, словесной игры, намека, каламбура. В беседе культивировалась утонченность, в описаниях – красота. Фактически сложился свой стиль, принципиально противоположный «плебейскому», отвергающий диалекты и жаргоны. Большую роль играл в салоне хозяин, а чаще – хозяйка. В историю вошли, например, салоны маркизы Рамбуйе. В салонах формировался речевой образец поведения аристократа, мировоззрение и жизненный кодекс дворянина, нарушение которых сказывалось на судьбе человека. Во Франции была специально издана книга «Красноречие для обучения дамы высшего света».

В культуре Просвещения ценится интеллектуальное общение, оно происходит в кругу философов и учёных. Философов для бесед приглашают «сильные мира сего», в том числе и императоры, с ними состоят в переписке, их идеи просвещение, разума и свободы влияют на общественное сознание, трансформируя и образец речевого поведения, и образ хорошей речи. Ценится речь, насыщенная мыслью, ясная, точная, логичная, истинная.

Вместе с тем, по мнению многих ученых того времени, ясной и точной речи лучше может научить не риторика, а логика и математика. Естественные науки оказываются на вершине иерархической лестницы знания, потеснив науки филологические. Именно логика и математика становятся инструментом мышления.

В своем «поражении» виновата отчасти и сама риторика, кризис которой связан с ее отрывом от логики в пользу литературы, элитарностью и увлечением внешней красивостью. Отрицание риторики находим в трудах многих идеологов Нового времени – Декарта, Спинозы, Локка, Канта, признание – у Бэкона, Паскаля.[30].

Декарт (1596–1650), французский философ, математик и физик, обосновал рациональное мышление как опору человеческого сознания вообще. Человек, по его мнению, должен уметь преодолевать иллюзии, он обязан следовать очевидности в своих рассуждениях, опираться на строгие доказательства. И риторике с ее ценностными, вероятностными суждениями в системе Декарта просто нет места. Он признает только аналитические доказательства.

Спиноза (1632–1677), нидерландский философ, также отвергал риторику, но по причине несовершенства естественного языка: поскольку языку вообще свойственна полисемичность (многозначность), он не в состоянии точно и однозначно выразить истину. Близка к его мнению и позиция английского философа Джона Локка (1632-1704).

Интересно отношение к риторике Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), английского философа, естествоиспытателя и общественного деятеля. В труде «О достоинстве и приумножении наук», рассуждая о риторике, он опирается на слова Соломона: «Мудрого сердцем назовут мудрецом, но сладкоречивый вития добьется большего». Бэкон отводит риторике роль практической мудрости. По его мнению, риторика нужна не как теория, а как хранительница готового набора риторических приемов и общих мест. Кроме того, риторика в такой же мере подчинена воображению, в какой диалектика – интеллекту. Ее цель – помочь деятельности разума, заполнив воображение различными образами. В частности, образом добродетели и блага. Но ни добродетель, ни благо не могут явиться чувственному восприятию в телесном обличье, их приходится представлять в словесном облачении. И риторика способна сделать их почти зрительно ощутимыми. Вообще красноречие силой своего убеждения приближает к нам отдаленное будущее, делает его отчетливым и зримым. По мнению Бэкона, риторика и диалектика дополняют друг друга, поскольку диалектика рассматривает разум в его природном свойстве, а риторика – в его ходячем употреблении. Доводы и доказательства диалектики и логики являются общими для всех, а доводы и доказательства риторики должны изменяться применительно к характеру аудитории.

Безоговорочно признавал риторику французский философ, писатель, математик и физик Блез Паскаль (1623 – 1662), сыгравший большую роль в формировании классической прозы. Он выступал за ее восстановление в правах. Для него риторика была другим, особым языком с огромными возможностями.

При всех спорах о необходимости риторики она все же оказалась востребована в разных сферах общественной жизни – политической, судебной, академической, церковной.

Революционные потрясения ХVIII – ХIХ вв., изменение социально-политического устройства общества, наличие демократических тенденций способствовали функционированию политического, парламентского, судебного красноречия.

Французская буржуазная революция выдвинула из своих рядов политических ораторов – Демулена, Мирабо, Дантона, Робеспьера, Марата, Сен-Жюста. Сама революционная действительность стимулировала ораторскую практику. Острые дискуссии разворачивались, например, в 1793 году в конвенте по продовольственной проблеме, утверждению частной собственности, свободе торговли и раскрепощению рыночных отношений и другим животрепещущим вопросам. Историки отмечают, что жестокие ораторские поединки начались с первых дней работы конвента, они сопровождались тяжкими взаимными обвинениями, резким размежеванием позиций в таких вопросах политики, как война, деятельность Парижской коммуны, суд над королем. Тексты ораторских речей демонстрируют высокое риторическое мастерство их авторов. Так, в выступлениях Сен-Жюста находим этому подтверждение: «Наши продовольственные запасы исчезали по мере того, как распространялась наша свобода, ибо мы увлеклись принципами свободы и пренебрегли принципами управления»[31]. «Нищета породила революцию, нищета может её погубить»[32]. «Когда я прохожу по улицам великого города, я скорблю при мысли о бедствиях, которые подстерегают его и настигнут также другие города, если мы не предотвратим полного крушения наших финансов. Наша свобода пронесется, как гроза, а её триумф прозвучит, как удар грома»[33].

Современный исследователь М.В. Львов считает Францию наиболее ярким продолжателем мастерства политического красноречия и выделяет три его варианта:

1) красноречие, рожденное на баррикадах революции;

2) парламентское красноречие, сложившееся в Национальном собрании Х1Х века;

3) дипломатическое общение.

В двух последних областях с Францией небезуспешно соперничала Великобритания[34].

Деятельность английского парламента связана с речами и памфлетами Фокса, Питта, Шеридана. Риторика вообще способствовала становлению публицистики, питая газетно-журнальную полемику. Памфлет стал излюбленным жанром английских парламентариев, журналистов и писателей. Наиболее ярким примером общей тенденции является творчество Джонатана Свифта. Его творчество - это прежде всего памфлеты, это острая политическая сатира, которая заставляла трепетать королей и министров и вызывала восторг и поддержку народа. Да и сам знаменитый роман «Путешествия Гулливера» по сути своей художественный памфлет. Свифт критикует внутреннюю политику Англии, парламентскую систему, колониальные и захватнические войны, выступает против религиозных предрассудков и невежества.

Политическое и парламентское красноречие имело поддержку в культурном пространстве Англии. В средних слоях английского общества для поддержания репутации обязательно было посещение политических собраний или встреч по интересам, в кафе например. Возникает определенный идеал речевого поведения, который закрепляется в детально разработанном своде правил общения. Этот идеал непринужденного, полезного, доброжелательного, общественно активного, культурного речевого поведения отражается в английской литературе и публицистике той эпохи.

В Новое время достигло больших вершин академическое красноречие. Интересен опыт Шотландии. Так, в эпоху Просвещения слушать лекции шотландских профессоров приезжали в Эдинбург, Глазго и Абердин студенты со всех стран Европы. Высоко ценились в это время интеллект, знания, умение вести философские и литературные диспуты. Ученые и образованные люди, выпускники университетов и профессора имели возможность блеснуть своим красноречием в научных обществах, клубах по интересам, в салонах, кафе – местах культурного досуга. Хорошая речь научного и гражданского содержания входит в эталон образованного шотландца.

Следует отметить один интересный феномен ХV – ХVII вв., связанный с риторикой. В Нидерландах в это время отмечено множество риторических обществ, которые создавались энтузиастами в городах и сельской местности для распространения образования. Добровольный и предельно демократический характер этих объединений делал их весьма эффективными.

В Новое время риторику продолжают изучать в школах и университетах, но кризис риторики продолжает углубляться, и к началу ХIХ в. почти повсеместно риторика в Западной Европе перестает рассматриваться как наука и, по мнению Хазагерова и Шириной, устраняется из сферы образования[35].


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2282 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2257 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.