Для ученого, к какому бы типу исследователей он ни относился и какого бы уровня и характера исследования ни вел, важно «освоиться» в сложной системе методологического знания. Начальные уроки он (будучи студентом) получает в ходе обучения, затем (в магистратуре и аспирантуре, если ведутся соответствующие занятия) формируется общая методологическая подготовленность в конкретной сфере науки, а в процессе самостоятельных исследований на базе уже накопленных базовых знаний и, частично, опыта необходимо каждый раз проходить этап методологической подготовки к конкретному исследованию.
В последние десятилетия систему методологических знаний и подходов все чаще стали называть научной парадигмой исследователя (греч. рага-deigma — образец, модель, способ подхода), которая свойственна исследователю, — это социокультурные основания, диспозиция его научного мышления, основы «стиля» (в широком смысле) работы.
Научная парадигма включает по крайней мере три области методологического знания.
Во-первых, это «опорная» система знаний о журналистике как сфере исследования. При формировании методологических основ своего научного исследования необходимо ясное представление о достигнутом знании сущности и основном корпусе понятий (лучше сказать — категорий) журналистики, о состоянии той конкретной сферы науки, в которой он намерен вести исследования (притом в единстве теоретического, исторического и социологического с акцентом, разумеется, на «свой» аспект). Важно освоиться в «лакунах», противоречиях, несогласованности, которые неизбежны в науке. Например, при «выходе» на типологические исследования (а работ в этой сфере и общетеоретических, и конкретно-практических множество) стоит поставить перед собой вопрос, чем отличаются и как соотносятся типология и классификации, «идеальный тип» и «реальный тип», каково «пространство» и иерархия типообразующих факторов, формы их проявления и т.д. И выработать свои концептуальные представления (возможно, отличающиеся от чуть ли не общепринятых) становящиеся базовыми для конкретного исследования, которые называют либо «теорией среднего уровня» либо «дисциплинарной матрицей».
При этом, конечно, исследователю в силу широкой и глубокой вовлеченности журналистики практически во все сферы жизни социума при формировании его научной парадигмы приходится овладевать знаниями в «смежных» областях. Тому, кто изучает политическую журналистику, естественно проникновение в мир научного знания и практического действия по имени
«политика». То же для тех, кто в центр внимания ставит экономические отношения или процессы в сфере культуры, права, этики или религиозно-церковные проблемы. Когда же исследование имеет социально-универсальную направленность, всем занятым в нем необходима релевантная система знаний. Л го, что наука о журналистике относится к «филологическим наукам» вовсе но предполагает соответствующих ограничений в подготовке исследователя. Правда, иногда вносит в его менталитет ошибочные представления.
Во-вторых, ему нужны широкие социально-философские знания, сложившиеся в систему личных мировоззренческих ценностей и установок. Гно-(еологически и идейно-политически они могут быть очень разными (диалек-шко-материалистическими или объективно-идеалистическими; либеральными или социалистическими, коммунистическими или консервативными и т.д.). Но поскольку социально-философские позиции исследователя определяют принципиальные ориентиры в понимании истории и современности и, будучи «переведены» в методологическую плоскость, задают подходы к избранной предметной сфере, важно серьезно отнестись к своей социально-философской базе.
И лишь затем, в-третьих, следует обращаться к изучению системы знаний по общенаучной методологии (методы, методики, процедуры, техника исследования), притом в конкретных формах применения к специфически журна-иистским объектам исследования.
Такая методологическая подготовленность впоследствии, при организации конкретного исследования послужит надежной базой дополнительной подготовки, что в итоге дает тот или иной уровень обеспеченности «методологическим вооружением» для постановки и решения реальных практических задач исследования в специфической проблемно-тематической сфере.
В целом структуру научной парадигмы можно представить так:
научно-журналистские знания
мировоззренческие ценности и установки |
общенаучные методы, методика, техника
Часто особенности научных парадигм, принятые в исследовании, обозначают как рабочие «теории среднего уровня». С таким подходом можно было бы согласиться, если бы они были действительно только «рабочими»,.) потому и основывающимися на общей «высокой» теоретической концепции, а в ходе и результате исследования становящейся более продвинутой и отвечающей «реалиям». Однако, к сожалению, это не так. Различные
OJ
II
Со
II
«рабочие парадигмы» бывают слишком субъективны, удаляются от «высокой» теории и имеют тенденцию к консервации.
Отсюда вытекает важное требование к исследователям — не догматизировать свою в начале принятую парадигму (во всех трех сторонах: теоретико-журналистской, социально-философской, методолого-гносеологичес-кой), проводить «ревизию» всех накоплений на основе изучения новых наработок в этой сфере и «освежать», пополнять, модифицировать свою пара-дигмальную базу. Это неизбежно и плодотворно: при каждом новом повороте в жизни и науке возникают кризисы — осознаются недостатки, неточности, противоречия, в сложившейся ранее парадигме, мера ее применимости/неприменимости в данных условиях. И важно в связи с этим на основе критического анализа парадигмальной системы (своей и других исследователей) двигаться в сторону все большей объективности подходов к изучаемой предметно-проблемной сфере в журналистике.
Принципиально важно, чтобы научная парадигма была целостной, сбалансированной, внутренне связанной и открытой для перемен.
Это существенно как для начинающего исследователя (в том числе и студента), так и для опытного работника исследовательской сферы. Но очевидна и разница. Начинающий исследователь чаще всего находится под сильным воздействием сложившейся парадигмы (тем более исповедуемой и предлагаемой руководителем), причем, конечно, уровень владения ею обычно невысок, нося в некотором смысле «ученический» характер. Опытный, тем более талантливый исследователь, с одной стороны, хорошо «освоился» в сложившейся парадигме, а, с другой, в большей или меньшей мере склонен к критическому отношению к каким-то ее сторонам, а иногда и к самой системе. Это нормально. Иное состояние научно-исследовательского менталитета — путь к догматизму, что серьезно блокирует успешную (то есть новаторскую) работу исследователя.
Особенно важно творческое, антидогматическое отношение к сложившейся парадигме в условиях кризиса в развитии науки и/или динамических изменений в самой журналистике. Кризис проявляется как осознание недостаточности, неточности, неприменимости принятой парадигмы в изменившейся ситуации (в науке или журналистике). Кризис может носить частный характер, когда назрела необходимость перемен в парадигме применительно к отдельной сфере знания о журналистике (например, при необходимости изменения отношения к идеологии либерализма и либеральной журналистике). Кризис может быть и системным, возникающим в условиях объективной необходимости кардинальных изменений в принципиальных подходах к журналистике.
Не случайно же говорят, что в науке (любой) время от времени происходят «научные революции», которые протекают, впрочем, нередко эволюци-онно и которые вовсе не обязательно сметают с лица земли старые парадигмы. Что-то действительно отбрасывается, что-то модернизируется, что-то
фансформируется, а что-то и сохраняется. Эта «разборка» — самое трудное. Иначе говоря, это не значит, что «старая» парадигма отбрасывается и формируется абсолютно «новая». Не случайно те исследователи, которые совершали революционные изменения в науке, утверждали, что они «стояли на плечах гигантов», имея в виду сложившиеся в прошлом знания и методы, ко-юрые признавались нередко «частным случаем», «исторически необходимым этапом» и т.д.
В разные эпохи господствовали разные «стили» научного мышления. Не отвергая ни один, беря и критически перерабатывая позитивное в каждом, важно думать о релевантности отбираемого. В наше время исследователям стоит обдумать подходы постмодернизма, распространяемые в искусст-не и науке. Считается при этом, что постмодерн — это общая характеристика)похи современного хаоса, когда отдельный человек и все общество дезин-(егрировано, атомизировано, потеряло чувство реальности, погребено под обломками прошлого и не видит «света в конце туннеля». Отсюда — очень сложные процессы в познании, замешанные на индетерминизме, «логике нелогичности» и др. свойствах. Но серьезно обдумывающие ситуацию специалисты обращаются к идеям синергетики (теории самоорганизации и коэволюции сложных систем), на основе которых можно говорить, что под воздействием ряда механизмов развития из хаоса будет формироваться состояние устойчивого развития. Так что при формировании научной парадигмы современности по необходимости будет что-то принято и из идей постмодернистской постнеклассической науки.
Правда, психологически (особенно для негибкого ума) легче либо следовать уже сложившейся парадигме, либо вовсе отказаться от предыдущей и, сбросив ее с «рабочего стола», строить новую парадигму с «чистого листа». Но обычно в этом случае базой оказывается совокупность постулатов, произвольно принятых исследователем и плохо отвечающих потребностям развития науки. Еще хуже, если это «чистый» постмодернизм, субъективистский волюнтаризм.
Поэтому важно, чтобы принятая научная парадигма была заведомо и сознательно «открытой» для перемен, изменений, дополнений. Это результат здорового самосознания исследователя, постоянно критически осмысливающего свою позицию, сравнивающего ее со взглядами других ученых, их поисками и находками, ведущего постоянный солилоквиум, диалог с сами собой, а также и коллоквиум с «товарищами по цеху».
Научная парадигма претерпевает того или иного объема и характера переструктурирование при организации и проведении конкретного исследования. Результаты успешного исследования так или иначе влияют на развитие научной парадигмы ученого, причем иногда решительно, что приводит к «научным революциям». Научные революции неизбежны, хотя не всегда их результаты адекватны необходимости. И вряд ли справедливо мнение, что
Со
в результате «научной революции» исследователь входит в «иной мир». Скорее все же он «иначе видит мир» своего исследования.
Следует подчеркнуть, что разные исследователи следуют разным парадигмам (притом часто, к сожалению, представляющим собой некий эклектичный, порой очень неполный, «набор» взглядов, хотя крайне важна целостная, системная их организация).
И нельзя не огорчаться тому, что «методологическая критика» в науке о журналистике в явном виде практически не существует, проявляясь лишь попутно, особенно при полемических схватках. А могла бы сыграть очень важную роль в становлении современной методологии изучения журналистики. Однако часто неосознаваемым, но постоянно работающим будет при этом та научная (а может быть и ненаучная) парадигма, с которой исследователь приступил к работе. А эти парадигмы различаются даже у исследователей, работающих бок о бок. И поэтому одна за одной на полку встают книги (даже имеющие гриф учебника!), в которых разнятся представления о многих сторонах закономерностей СМИ, в том числе о «журналистском материале (тексте)» и уж тем более о наборе и специфицирующих характеристиках жанровых групп и отдельных жанров. Все это приводит к мысли и о неразвитости, даже слабости научной критики, о невнимании одних исследователей к подходам и аргументам других при продолжающихся творческих поисках и т.д.
Любопытно напомнить, что исследователи публицистики (а выпущено ими в итоге десяток книг) практически не дискутировали друг с другом, а выдвигали свои концепции на основе субъективно сформулированных парадигм. То же происходит в наше время с общей теорией журналистики. Нормальный же путь — поиск «полей сходства», а «области несходства» — сфера открытой дискуссии. Например, существует несколько концептуальных подходов к частной, но очень важной проблеме сущности «манипуляции». Но одни безоговорочно считают манипуляцию нормальным средством взаимодействия с аудиторией, другие так же безапелляционно считают ма-нипулятивное воздействие средством дезинформации. А дискуссии в поисках истины нет... Каждый придерживается своей точки зрения и не обращает внимания на другую. Или — хуже того — без доказательств, с пренебрежением отвергает ее.