Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общий взгляд на методологию исследования СМИ




Назрела необходимость разработки системного представления о ме­тодологии исследования журналистики. Именно так. Разумеется, необхо­димы работы по методологическим проблемам отдельных областей и разде­лов науки о журналистике, по отдельным применяемым в исследованиях методам. И тут что-то делается. Но, кажется, принципиально важно иметь в виду, что наука о журналистике — не конгломерат разрозненных, не свя­занных между собой учений, а единое системно организованное целое. Ее части составляют (теоретически — реально же до этого далеко...) структур­ные элементы этого целого. Поэтому неизбежно формирование системных знаний об общей методологии исследования журналистики, владение кото­рой необходимо каждому исследователю.

И исследователь, работающий в любой из сфер журналистских наук, не может не обращаться к общеметодологическим вопросам изучения жур­налистики — ведь он «должен» видеть свой «малый» участок работы в рам­ках всего «поля» журналистских исследований. Иначе автаркия. Разумеется, каждый исследователь отберет в свою «личную» методологическую «копил­ку» (а иногда и выработает новые) принципы, нормы, приемы, адекватные за­дачам исследования конкретного предмета в «своей» сфере. При этом у хо­рошо методологически подготовленного исследователя, обладающего развитой методологической культурой, ее составляющие «живут» латентно и действуют как бы «скрытно». Он не думает — «вот сейчас применю систем­ный подход», «а вот сейчас необходимо использовать приемы обобщения» и т.д. Но если исследователь действительно методологически подготовлен, он «автоматически» пользуется всей системой научной методологии. Однако перед этим надо пройти «школу» методологического «обучения», что порой кажется излишним. А это ошибка, которая неизбежно сказывается на ходе и результатах исследования.

Наука о журналистике, если брать «по-крупному», состоит из трех огром- ных и структурно сложных областей — теории (изучающей законы функци- онирования журналистики в разных социальных системах), истории (зани- мающейся закономерными процессами развития журналистики), социологии (сосредотачивающейся на современном состоянии журналистики в самых


разных ее сторонах). Конечно, такая предельно общая характеристика «со­става» науки «огрубляет» представление о науке, но зато привлекает внима­ние к главному, позволяя дать такое схематическое представление:

история

теория

■ социология

Надо заметить, что термин «социология» и, соответственно, понимание сущности социологической науки имеет несколько толкований: от всеобще­го «социетального» знания об обществе до учения о количественных по пре­имуществу методах изучения тех или иных сторон современного обществен­ного бытия. Научный «плюрализм» в понимании социологии очень широк, и каждый волен входить в нее со своего «входа». Здесь же термин «социоло­гия» используется только в одном значении — методы и результаты изуче­ния текущих явлений в любой общественной и гуманитарной науке, в том числе и в науке о журналистике — будь то стилистика, редактирование кни­ги или дизайн СМИ, реклама на ТВ или психология творчества. Скажем, лите­ратурно-художественная критика («третья», помимо теории и истории, сто­рона литературоведения и искусствознания) есть своего рода «социология литературы».

Разумеется, исследования и теории, и истории, и современного состояния гребуют обращения (в зависимости от выбранного предмета и угла зрения на него) к самым разным областям знания — филологического и психологиче­ского, политологического и этико-юридического, экономического и управ­ленческого (менеджмент, маркетинг) etc. Иначе говоря, должно быть ясно, что «внутри» теоретического (или исторического, или социологического) ис­следования используются в зависимости от аспекта рассмотрения знания по социальной структуре общества, его политической организации, характеру и уровню его общей, в том числе политической и гражданской культуры, культурологии, политологии, общественной психологии и проч.

Кажется очевидным также, что всякое научное исследование в сфере журналистики носит системный характер и не может обойтись без обра­щения ко всем трем сторонам научно-журналистской методологии в их спе­циальной интерпретации и при тех или иных «ограничениях». Если это, на­пример, изучение стиля современной публицистики. Можно ли обойтись без |еоретического знания о законах публицистики, которые сказываются и на форме, в том числе и стилевой? Или без исторического экскурса, понимания процессов, приведших к нынешнему состоянию стилевых рамок? А также к конкретно-предметному знанию (экономическому и/или политическому и/или философскому и/или религиозному и т.д. — в зависимости от пласта жизни, которому посвящены те или иные публицистические произведения.


 


о


Или изучение менеджмента в журналистике не требует сочетанного знания о его теории, истории, современном состоянии? Причем «хорошее» знание текущего состояния требует использования количественных и качественных социологических подходов.

Разумеется, пропорции и масштабы обращения к той или иной стороне могут быть самыми разными. Но каждый серьезный исследователь должен владеть всеми составляющими общей методологии изучения журналистики, в том числе теоретик — историческими и социологическими подходами, ис­торик — теоретическими и социологическими, социолог — теоретическими и историческими. Иначе неизбежны, по крайней мере, неточности. Частный пример: не зная теории диалога, формируется триада «монолог — диалог — полилог», причем приставка dia уравнивается с приставкой di, что есть гру­бая ошибка... А причина ошибки очевидна, и она легко исправима, если ме­тодологические подходы адекватны. И еще: характеристики «журналистско­го» творчества, методы создания творческого «продукта», в том числе представления о жанрах не базируются на теоретическом знании о сущнос­ти разных типов творчества, используемых в журналистике, что неизбежно должно бы влечь к разграничению жанров по типам творчества, к которым. они относятся, и, разумеется, по характерным для них методам. Стремление же все произведения, передаваемые через СМИ, обозначить как «журналист­ские» порождает, как минимум, неточности...

Поэтому кажется очевидным, что любой исследователь журналистики, какой бы «частной» задачей он ни занимался, чтобы адекватно отвечать на запросы теории и практики, должен стремиться овладевать широким кругом сведений как по «частным» вопросам своей непосредственной темы, так и по «общежурналистской» проблематике. И искать ответы на важные для него вопросы также и в «накоплениях» смежных областей знания. Хотя это и звучит вроде бы банально, но нельзя не напомнить: быть широко образованным — не благое пожелание, а необходимость.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 540 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2488 - | 2300 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.