Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основы дискурсивной эвристики




В привычном, устоявшемся значении дискурс (лат. discursus — рассужде­ние, довод, аргумент) — совокупность логико-методологических средств,

используемых в исследовании в ходе осмысления проблемы и разработки характеристики предмета. (Другое дополняющее на основе современных разработок использование понятия «дискурс» используется в разделах о процессе исследования, объяснении и обосновании). Дискурсивная эврис­тика многокомпонентна.


СУ!


Первое. Прежде всего — это владение системой общеметодологических научных принципов и последовательное применение их. Конечно, нередко принципы формулируются на произвольных началах. Субъективистских, вне связи с объективными закономерностями функционирования и развития журналистики при игнорировании накопленного объективного знания. И объективистских, когда даже все обнаруженные стороны явления рассма­триваются тщательно, но вне внутренних закономерных связей и без обра­щения к его месту и значению в системе «рядоположенных» журналистских и общественных явлений.

Роль научных принципов методологии — общая ориентация исследова­теля, проявляющаяся в формировании подходов к исследованию, его архи­тектонике, а затем получению, систематизации, интерпретации полученных данных. Поэтому так важно их возможно полное перечисление. Причем вер­ность принципов требует от исследователя верности принципам. Но отно­ситься к ним следует не догматически, а творчески: и принципы находятся в становлении и развитии, и применение их требует креативного своеобра­зия в конкретных исследовательских ситуациях.

Принцип объективности, независимости истины от исследователя, тре­бующий от субъекта познания стремления к максимально возможному в дан­ных условиях разумному проникновению в сущность изучаемого при исполь­зовании разнообразных познавательных механизмов. Понимание неизбежности разного рода неадекватных характеристик (их неполноты, ча­стичности, моментов заблуждений, ошибок и т.д.) не может служить основа­нием для релятивизма, признания «множественности» истин (хотя пойман­ная жар-птица истины всегда относительна), а тем более субъективизма. Разумеется, характеристика журналистики как «четвертой власти» может иметь множество интерпретаций (и даже отрицательных), но движение к адекватному пониманию роли СМИ в демократическом обществе не может не вести ко все более объективным представлениям о журналистике как ин­струмента непосредственной демократии и, затем, к выработке путей адек­ватной реализации ее потенциальных «властных полномочий».

Принцип свободы мышления, предполагающий способность сомневать­ся, критичность (творчески ориентированную, а не «всеотрицающую») к ут­вердившимся идеям и признанным авторитетам, уход от догматизированных, кажущихся незыблемыми представлений, от привычных рамок суждений о предмете исследования. Разумеется, свобода мышления — вовсе не субъ­ективистский волюнтаризм.

Принцип системности, взаимосвязи, внутреннего и внешнего детерми­низма, единства, притом часто противоречивого, структурных частей изучае­мого явления и его «среды», что порождает состояние «единства и борьбы» противоположностей, часто называемого принципом дополнительности. Противоречия (речь не о логической противоречивости утверждений!)


внутренне присущи явлениям, притом они могут быть «простыми», взаимодо­полняющими, а могут быть антиномичными (даже антагонистическими), предполагающими борьбу и «снятие» в ее результате, что ведет к новой характеристичности явления.

Принцип причинности, динамических и статистических причинно-след­ственных отношений, детерминизма эволюционных и революционных изме­нений. Поиск причин — внешних и внутренних факторов возникновения, формирования, развития, перехода в новое состояние, различных количест­венных и качественных изменений — требует творческих усилий исследова­теля, заботящегося не только о фактуальной характеристике явления.

Принцип развития, историзма, изменчивости, определяющий необходи­мость подхода к изучению журналистики под углом зрения качественно-ко­личественных трансформаций (генезиса, возникновения, становления, изме­нения, цикличности движения, закономерностей переходов и превращений, исчезновения). Развитие часто идет как борьба противоположностей и/или проявляется как «отрицания отрицания». Например, плюрализм отрицает монизм, а плюрализм «снимается» при нормальном развитии моноплюрализ­мом. Принцип развития предполагает, что теоретическое «берется» в исто­рической форме.

Принцип относительности, неполной адекватности эмпирических дан­ных, гипотез и основ их систематизации и интерпретации, т.е. решения задач исследования, поскольку познание бесконечно, а сам исследователь всегда в чем-то ограничен (знаниях, эвристических способностях, материале и т.д.). Кроме того, множественность причин и следствий, сложные взаимоотноше­ния их приводят к вариантности состояний родственных явлений, находя­щихся в разных условиях как объективных, так и субъективных.

Принцип соответствия предполагает необходимость соотносить новые факты, идеи и концепции с наличным знанием, вводить его в единую систе­му. Если же результаты новых исследований опровергают имеющиеся зна­ния (полностью или частично, утверждают их как частный случай и т.д.), то необходимо точно характеризовать их связи, по достоинству оценивая ре­зультаты, полученные предшественниками.

Принцип дополнительности требует различать противоречия формаль­но-логические (требующие преодоления) и органические, составляющие сторону и проявление сущности изучаемого предмета в его целостности. От исследователя требуется видеть комплементарность органических проти­воречий (в частности, непрерывности и дискретности, общего и частного) как природное свойство предмета и понимать роль и значение их в явлении.

Принцип конкретности истины ведет исследователя к пониманию не­разрывной целостности знания в единстве общего-особенного-единичного в явлении, притом в его временном и личностном своеобразии. Отсюда тре­бование поиска гармоничности знания.


 


Vi­vo


Принцип активности исследователя предполагает целенаправленное и эффективное в меру его способностей креативно-творческое использова­ние всех необходимых в конкретной ситуации парадигмальных «накопле­ний» — его концептуальных представлений о сущности журналистики и ме­тодологических средств исследования на базе и через призму его социально-мировоззренческой позиции. Принцип активности проявляется в специфическом для каждого исследователя форме апперцепции (лат. ad — к + perceptio — восприятие) — таком видении исследуемого явления, в ко­тором сопрягаются свойственные ему научно-журналистские, социально-фи­лософские (мировоззренческие), креативно-методологические установки — научная парадигма, приводимая исследователем в «рабочее состояние», что и предопределяет особенности эвристика (в широком смысле) — присущие ему механизмы решения исследовательских задач. Апперцепция предпола­гает целостность осознания предмета исследования в зависимости от харак­тера и уровня подготовленности и опыта исследователя.

В связи с этим нельзя не заметить, что принцип активности, как будто «выбивающийся» из этого ряда принципов, но на самом деле выступает в ро­ли интегратора различных сторон научной парадигмы.

При этом стремящийся «выйти» на истинное знание исследователь не мо­жет не избегать в своей работе субъективизма и объективизма. Субъекти­визм предполагает исследовательский «произвол» (изучаемое не рассматри­вается на фоне объективных необходимостей генезиса, функционирования и развития, внутренних и внешних связей и взаимодействий), произвольное «выхватывание» и толкование явлений СМИ. Объективизм кажется подхо­дом, более соответствующим реалиям журналистики. Более того, порой гово­рят, что такой подход лишен предвзятости и ориентирован только на полное соответствие реальностям. Но тем самым отвергается необходимость созна­тельной выработки и использования научной парадигмы (хотя нельзя не признать, что в ней могут содержаться и ложные посылки, что, разумеется, вредит исследованию). И поэтому всё, что находится перед глазами исследо­вателя, безоценочно констатируется как равно значимое, господствует фак­тографический подход («вот что было» или «вот что есть»), уход от поиска закономерных связей с прошлым и будущим...

Определяемые принципами дискурсивные возможности исследователя требуют «развертки» и конкретного проявления в совокупности осваивае­мых и применяемых исследовательских приемов и методов.

Второе. Методологические принципы и законы конкретизируются и де­тализируются в системе категорий (греч. kategoria — признак), которые представляют собой систему общенаучных понятий, «сетку» логико-интел­лектуальных средств, применяемых в исследовании как познавательных инструментов. В качестве таковых категории часто характеризуются по типу «монад» (взаимодействие, противоречие), «диад» (сущность — явление;


необходимое — случайное), реже — «триад» (общее — особенное — еди­ничное; свобода — необходимость — ответственность).

Категориальная «сетка» в принципе должна быть в достаточной степени известна даже начинающим исследователям, поскольку с нею они знакоми­лись в разных учебных курсах, прежде всего тех, где рассматривались про-племы теории познания (гносеологии, эпистемологии). Здесь же, представ­ляется, достаточно краткого перечисления.

Изучая явления журналистики, необходимо понять, в чем заключается сущность изучаемого. Явление выступает как форма выражения сущности it неразрывной связи формы и содержания. И всегда важно ответить на во­прос — а почему именно в такой форме проявляется сущность изучаемого? 1<>гда важно обратиться к проблеме необходимости и случайности. Раскрыть необходимость в изучаемом — значит добиться понимания его внутренних ижономерностей, выражающих сущностные свойства, тогда как случай­ность — поверхностная, незакономерная «оболочка».

Нельзя ли говорить, что «Известия» при А.И. Аджубее и его преемниках на посту главного редактора в сущности (еще мало тогда различимой, но уже ощущаемой в явлении) были провозвестниками необходимости «нового журнализма», рождающегося в демократической России? Значит ли это, что уже тогда возникли причины (необходимые основания) для того, чтобы в ка­честве следствия позднее появились в преобразованном форме такие изда­ния как «Литературная газета», «Московские новости», «Огонек», делавшие «погоду» в эпоху преобразований на рубеже 80-х и 90-х годов? И в чем при­чины трудностей и даже попятный движений в формировании «нового жур­нализма» в 90-е гг.? Теоретико-исторические исследования помогают отве-шть на эти вопросы.

Новое закономерно необходимое качество проявляется вовсе не обяза-и'льно сразу и целиком, оно нарастает с «накоплениями» количества в меру наличных и реализуемых (в том числе через действия людей) возможностей, || той или иной форме «перетекающих» в действительность. При этом пе­реход может проходить как эвол(оционно, так и в форме резкого скачка — нее зависит от характера и «силы» накопившихся внутренних и внешних про­тиворечий и характера разнонаправленных действующих сил, осознающих и стремящихся «снять» эти противоречия, по-своему видящие причины и следствия изменений в жизни общества вообще, СМИ, в частности.

Естественно поэтому, что всякий изучаемый индивидуальный «фрагмент» предстает в единстве общего, особенного и единичного. Причем пропорции могут быть самыми разными. Если общее связано с законом, сущностью, ч> единичное — со случайным, а особенное «располагается» между общим и единичным. Для российской журналистики разных эпох характерно такое пиление как «толстый журнал» (of «Московского телеграфа» до «Нового ми­ра»). И при их изучении неизбежно возникает вопрос — что между ними


CTi


общего, что выделяется в какой~то группе журналов как особенное, а что су­губо единично для каждого. Интересно проследить динамику внутренней ор­ганизации и внешних отношений такого типа СМИ как «толстый журнал», возникшего в 20-х гг. XIX века, существенно менявшегося на протяжении XX и существующего в своеобразном виде поныне. И при этом на каждом этапе «сосуществование» «толстых журналов» выявляется в разных формах связи, взаимодействия — причем отношения могут проявляться в большом диапа­зоне (от сотрудничества до борьбы в разных, в том числе и антагонистичес­ких, формах).

Связи «опутывают» изучаемые явления в самых разнообразных формах (генетических, функциональных, причинно-следственных и т.д.). Изучая публицистику, невозможно не Рассматривать ее связи с общественным мне­нием и как абстрактным контрагентом (законы публицистического творчест­ва прямо связаны с особенностями общественного мнения как феномена массового сознания), и как конкретным его состоянием (публицист при со­здании своих произведений не может не «учитывать» реалии текущего и те­кучего общественного мнения).

Следовательно, логический подход исследователя неизбежно сочетается с историческим. Ведь конкретное явление журналистики несет на себе «ос­татки» прошлого - и как развивающуюся позитивную традицию, и как «ро­димые пятна» негативных влияний. В частности, для журналистики, действу­ющей на подлинно демократических началах, необходимо присущ толерантный диалог, но легко обнаруживаются идущие из прошлого не толь­ко его недостатки, но его антипод _ стремление средствами «глухого» моно­лога «победить» оппонента в глазах аудитории любыми способами, причем часто недостойными (что называют «информационной войной»).

Третье. К принципам и общенаучным категориям примыкает логика (греч. logike - наука о приемлемых способах рассуждения и доказательст­ва). Традиционно значима формальная логика, ее законы и правила вы­вода. (Однако надо иметь в виду и при необходимости обращаться к другим I логическим системам «выводноГо знания» - релевантной логике, много­значной логике, нечеткой логике, модальной логике, логике вопросов, диа­лектической логике и др.).

Закон тождества утверждает, что каждое понятие и суждение сохраня­ет в рамках относительно устойчивого состояния предмета «здесь и сейчас» одно и то же содержание. А в изменившихся условиях ситуации существен­но важно найти новую характеристику определяемому. Закон противоречия (лучше: непротиворечия) «запрещает» использовать применительно к «здесь и сейчас» суждения с различающимся содержанием, т.е. логические противоречия и даже «простые» несогласованности утверждений. Закон ис­ключенного третьего предполагает, что если относительно одного и того же явления есть утверждения +А и„и - А, то третье утверждение исключено


(хотя в иной системе логики может быть «и то, и другое» (+- А). Закон до­статочного основания требует, чтобы каждое положение было логически строго обосновано (иначе говорят о недостаточном основании суждения). На базе этих законов построена система логики.

Конечно, действие этих законов применимо лишь к статическому состоя­нию явлений журналистики. Когда же изучается изменение и развитие яв­лений, да еще и обладающих природными внутренними противоречиями, необходима гибкость их применения с учетом принципа развития, диалекти­ческого подхода. При рассмотрении конфликтных ситуаций (а ими насыще­на и история журналистики, и ее современное существование), все чаще применяются теория игр, теория принятия решений, теория переговоров, те­ория исследования операций, теория управления, теория массового обслу­живания и др. разрабатываемые в наше время концепции, которые, надо ду­мать, окажутся порождающими факторами «дополнительных» принципов исследования. Особенное значение, по-видимому, в ближайшем будущем приобретут основанные на идеях постнеклассической междисциплинарной науки, получившей название «синергетика» (о чем уже говорилось).

Однако «привычные» логические приемы дедукции и индукции способны сыграть важную роль в исследовании.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — получение достоверных след­ствий из посылок формально-логическим путем. Правильность построения выводов описывается в логике множеством различного типа («модусов») силлогизмов, характер которых знаком любому студенту.

Индукция (лат. inductio — наведение) — получение вероятностных вы­водов при рассмотрении данных «от частного к общему», преимущественно от эмпирических данных (важно, чтобы они были собраны и систематизиро­ваны научно) к обобщению. В широком смысле индукция — формирование выводов на основе размышления над фактами при «включении» догадки, ин­туиции. А в узком — обнаружение неизвестного с помощью ряда методов «обработки» эмпирических данных. Это метод сходства (если в различных явлениях есть сходные черты, то они в чем-то родственны); метод различия (если в двух предметных областях есть несколько сходных свойств при нали­чии в одной чего-то своеобразного, то нельзя их идентифицировать); метод остатков (если при сравнении двух предметов в одном обнаруживаются от-ничия, эти своеобразные свойства специфицируют изучаемый предмет); ме­тод сопутствующих изменений (если изучаемая ситуация изменяется под влиянием какого-то свойства, но не изменяется при других, то выделенное (войство является существенным фактором). Полученные с применением индуктивных методов результаты важно затем проверять дедуктивными i редствами и опытным (экспериментальным) путем.

Научная парадигма включает множество требований эвристики, которы­ми должен владеть исследователь. И надо подчеркнуть, что использование


II

СУ!

II


только дискурсивных средств (включение рассудка и разума, ведущих к раци­ональному суждению) недостаточно и даже невозможно, поскольку незави­симо от исследователя в ход его работы «вторгаются» средства интуиции (лат. intuitus — созерцание, видение, усмотрение; от intueri — пристально смотреть). Дискурс и интуиция — взаимодополнительны.

Интуитивная эвристика

Четвертое. Уже не раз упоминавшаяся интуиция — своеобразное по­знавательное средство, специфическое, притом часто неосознаваемое ис­следователем, включающееся в процесс работы исследователя независимо от его желания, «обязательное дополнение» к рациональному дискурсивно­му подходу при значимой роли интеллектуальных эмоций в «поисковой до­минанте» исследования. Считается, что интуиция существенно значима для того, чтобы противостоять консерватизму дискурсивной логики привычного мыслительного алгоритма. И помогать адекватному осознанию нового.

У мыслящего исследователя интуитивная догадка «необходима» на всех стадиях познавательного процесса — от выбора «темы», постановки про­блемы, выдвижения гипотез до решения о применяемых методах, интерпре­тации полученных сведений, выработки рекомендаций. Разумеется, значи­мость интуиции в исследовательском процессе зависит от меры ее развитости у подготовленного, целеустремленного, мужественного исследо­вателя и умения прислушиваться к ее «подсказкам», пользоваться ее плода­ми. Интуицию подпитывают и стимулируют высокая исследовательская мо­тивация, интерес к проблеме, вдумчивость, готовность к трудным в своей неожиданности решениям в ходе неустанной работы над темой.

И когда говорят, что «информация — мать интуиции», это означает, что действует принцип дополнительности дискурсивного, рационального мыш­ления и интуитивного, подсознательного (неосознаваемого, надсознательно-го, сверхсознательного — тут применяются разные термины). Без накопле­ний информации дискурсивным путем интуиция может сработать только как неоправданная фантазия.

Интуиция «включается» тогда, когда предпринятые исследователем дис­курсивные операции, накопленная рациональным путем информация по те­ме «не складываются» и вызывают у него сомнения и неуверенность по по­воду возможного структурирования данных и формулирования новых выводов, когда не удается найти однозначное решение поставленных во- просов при напряженном поиске ответов. Но это не значит, что надо бро- сить работать над проблемой, оставлять свои намерения, планы, стремле- ния, перестать вдумываться в имеющиеся частные данные. Но стоит отвлечься, дать себе отдых, сделать «креативную паузу» (бывало — и не


раз, — когда решения приходили даже во сне; поэтому, между прочим, сто­ит класть рядом с постелью бумагу и карандаш). При этом происходит свое­го рода «возврат креативного здоровья», интеллектуальной «свежести». Впрочем, на самом деле работа продолжается, но теперь на ином уровне. Со­отношение и связь дискурсивного и интуитивного представляют иногда так:

дискурсивное

 

 

 
 

 

интуитивное

О природе и механизмах выработки интуитивной информации пишется много. Собираются и систематизируются свидетельства крупных ученых, од­нако выясняются только внешние приметы, причем с «пропусками» важных деталей, ибо самоанализ происходит ретроспективно, post festum, а опросы психологов мало что добавляют к известному. Учеными, работающими в об­ласти когнитивной психологии, проводятся эксперименты на испытуемых, но при всей изощренности техник результаты свидетельствуют главным об­разом о «всплывающих» у испытуемых ранее накопленных дискурсивных знаний, выявляющихся как «догадка».

Наконец, изучаются процессы в нейронных цепях мозга; и тут уже полу­чены некоторые важные результаты. После «передачи» в подсознание на­копленной дискурсивной информации идет процесс «инкубации»: вступают в действия несвойственные для дискурсивного мышления процессы. При этом происходит подсознательное формирование образно-эмоциональ­ных «моделей» (как «наглядность ненаглядного», по выражению М. Мамар-дашвили) предметов, зримо «проигрываются» варианты решений. Следова-1ельно, многое зависит от «образного» видения предмета изучения как целого.

Поэтому одна из основ креативной силы исследователя — фантазия, во­ображение. В ходе исследования это прыжок к полноте понимания, систем­ному взгляду на имеющиеся данные при отсутствии всех необходимых для дискурсивных построений составляющих.

Прежде всего воображение предполагает «недоверие», а часто и прямое Разрушение привычных схем и представлений, в результате этой «отрица-юльной» фантазии предмет видится исследователем как неупорядоченная (овокупность частей и связей, к которой присоединяются еще и те, которые п,1йдены самим исследователем. Творческая «работа» воображения — это


 
дискурсивная проверка и обоснование

поиск нового единства для перегруппировки «знаемого» в новую структуру, яснее характеризующую сущность изучаемого, что предполагает достройку и перестройку системного представления о предмете и «усмотрение» внут­ренних связей в нем. При этом новое понимание возникает через выделение (акцентирование — или переакцентировку) основной идеи и концентриро­вание, группировку вокруг нее всех собранных фактов. А обнаруживаемые «лакуны», препятствующие целостному видению предмета, заполняются с помощью «домысла» предположениями (с достаточными основаниями, но с указанием на их возможность).

При этом следует отличать ход и результаты фантазии исследователя от эклектики и паралогизмов «научного» постмодерна.

При включении поисковой фантазии имеет смысл пользоваться приема­ми комбинаторики, что предполагает активные ассоциативные импровиза­ционные построения и перестроения, рекомбинации известных и новых «ча­стей» изучаемого явления в поисках более точного и ясного понимания предмета. При этом происходит «смещение» известных утверждений и оце­нок, даже замена одних другими. Комбинаторика — одна из основ креатив­ности, прямо связанная со свойственным исследователю уровнем воображе­ния. И прямо выходит на синтез, а затем и на системное представление о предмете. Разумеется, полученные результаты нуждаются в строгой логиче­ской проверке.

Если основываться на идеях и подходах синергетики, при этом отрабаты­ваются «случайные» нелинейные связи, лавинообразно формируются «в ре­жиме с обострением и ускорением» новые конструкты и структуры при за­полнении пробелов и селективном отсечении («забывании») неверных подходов и утверждений. Происходит спонтанное самодостраивание, само­конструирование целостных представлений и идей. При этом значимую роль играют аттракторы (особенно суператтрактор) — воздействие при достиже­нии точек бифуркации на процесс «из будущего» (как бы «от идеала»). И из «хаоса» кристаллизуется тот «продукт», который затем «передается» в дис­курсивные структуры, где осознается как новое знание. Фантазия, воображе­ние особенно важны при построении «идеальных объектов», «моделирова­нии» будущего состояния предмета.

Относительно разрабатываемых важных идей о процессах порождения новых идей на базе интуиции все же следует заметить что «научить» интуи­ции невозможно — надо только доверяться ей, прислушиваясь к «ага-пере-живаниям», и обдумывая то, что они подсказывают.

Место эвристической интуиции, «криптогноза» (греч. kriptos — тайное, скрытое + gnosis — знание) в движении познания можно представить так:


 

применение

дискурсивных

вывод прогнозы рекомендации

средств

трудности стресс ментальное «очищение»

Проявление «криптогноза» — результат перевода подготовленной на ра­циональном этапе работы мысли в сферу бессознательного, подсознательно­го, когда исследователь осознает затруднения и неудовлетворенность, попа­дает в ситуацию скептического «самонедовольства» и как будто «бросает» думать над проблемой. Однако сохраняющийся «фон» рационального и эмо­ционального напряжения мысли стимулирует работу подсознания.

Криптогноз характеризуется подсознательной обработкой накопленной информации при выходе из-под цензуры дискурсивного мышления и, затем, «выплеском» интеллектуальной и эмоциональной работы подсознания и форме догадки, ускоренного умозаключения на основе интуитивного син-теза, озарения, инсайта (англ. insight — проникновение, проницательность), притом как будто бы без доказательств как простое «усмотрение» решения. Психологи считают, что интуиция действует по «иной логике», работа над проблемной ситуацией идет автономно и целостно («не теряя из виду» ка­явшихся исследователю несущественных деталей), хотя и на базе рацио­нальных накоплений. Движение обычно видят так: «подготовка» — «созре-иание» — инсайт (частные «озарения» и «находки», «усмотрение», затем (интезирующий скачок) — логическая обработка «счастливой мысли», ино-|да кажущейся «сумасшедшей идеей».

Успех теперь зависит от способности исследователя вырваться из систе­мы привычных представлений о проблемной ситуации, ее структуре, связях и «выходах», освободиться от стереотипных «ходов» мысли. Нужна готов­ность к непривычным путям решения проблемы, влечение, готовность и спо-(обность к нетрадиционным решениям, настроенность «мыслить в сторону» or привычного, притом вариативно и вероятностно. При этом важно, чтобы •<ме мешали» недостаточная подготовка, слабость исследовательской мысли, пасование перед трудностями. Опасно отсутствие смелости мысли, боязнь идти «против течения», критики со стороны несогласных, недоверия к вне-i.inHO возникающим «странным» суждениям.

А «помощь» надо ждать от сохранения увлеченности проблемой, развитос-|и фантазии, изобретательного воображения, восприимчивости к необычному,


ассоциативной активности, способности схватывать изучаемое в целом, ост­роумия, метафорического (в широком смысле — образного) мышления, творческого чутья. При этом чрезвычайно важна готовность к серьезному от­ношению к необычному, изумляющему, странному, а затем — к отбору из фантазий «стоящих» идей применительно к тревожащей проблемной ситуа­ции. Сначала отдельных, затем все более «связываемых» в первичную модель решения, «чувствуемого», но еще не доказанного. И, наконец, ра-ционапльно-дискурсивной разработке найденного, его объяснению и обос­нованию.

Конечно, бывает так, что — после долгой дискурсивной работы — реше­ние как бы мгновенно «выплывает» в «ясное поле сознания». Однако, осо­бенно при работе над сложной, многогранной проблемой, интуитивно выра­батываются отдельные подходы, идеи и решения. И не стоит ждать, когда «все сложится само собой», а настойчиво работать, принимая в расчет эти частичные находки. Движение к максимально полному решению проблемы, таким образом, носит как бы ступенчатый характер:


Критериями позитивного результата взаимодополнительной активности рационально дискурсивного и бессознательно интуитивного в каком-то смысле являются оригинальность, простота, полезность, конструктивность и даже красота возникшего решения. Кажется, этим критериям удовлетворя­ет содержательная характеристика общественного мнения как подсистемы массового сознания и, с гносеологической точки зрения, как синкретическо­го явления по форме.

4.3. На пересечении дискурсивного и интуитивного. «Психо-логика» частных и сводных методов

В силу пересечения, перемежения, взаимодействия в исследовательской работе дискурсивного и интуитивного все составляющие системы эвристики приобретает характер своеобразной «психо-логики». Считается, что даже при построении строгого силлогизма в ходе поиска нового решения требует­ся догадка при «выборе» и сопоставлении посылок и особенно при форму­лировании вывода. И наоборот— полученные интуитивным путем характе­ристики нуждаются в логическом обосновании. И это взаимопроникновение надо иметь в виду при осознании характера применяемых в исследовании методов.

Иногда этот союз называют категориальным синтезом (или интеллекту­альной интуицией, поскольку здесь важна роль догадки), который можно представить так:


 



характеристики и выводы исследователя

эмпирические данные (факты)

интуитивные возможности

C\J


Перемежение дискурсивного (----) и интуитивного (___) в ходе иссле­
дования, конечно, не носит такого упрощенно-схематичного характера,
но принципиально можно предположить, что интуитивное «вклинивается»
в дискурсивное и наоборот. Частичные интуитивные находки, «выплески»
осколков решения (часто невербализованных), «предрешения», частичные
догадки при напряженных интеллектуальных и эмоциональных усилиях в хо­
де работы «складываются», синтезируются в целостное представление по
проблеме и ликвидируют «логические разрывы» и затруднения. И не правы
сторонники «интуитивизма», предлагающего отказ от дискурсивно рацио­
нального и доверяющего только «наитию» свыше, божественному озарению,
внелогическому инстинктивному «вчувствованию». Продуктивно лишь взаи­
модополнение дискурсивного и интуитивного (может быть, можно говорить
об интуитивном дискурсе или дискурсивной интуиции?). На этом «перекре­
стке» рождается вдохновение как награда за неустанный тяжелый труд —
«сладкая каторга» исследователя.


Частные методы

Пятое. «Механизм» дискурсивных и интуитивных средств осмысления ||

фактов «работает» у подготовленного исследователя в полном объеме, при- ^

чем едва ли не автоматически в процессе применения частных методов, яв- °°

ияющихся составляющими процедуры изучения. II


Анализ — абстрагирование — синтез. Анализ (от греч. analysis — расчле­нение, разложение), привычно используется в значении «исследование, изуче­ние». Но в точном научном значении анализ — это выделение, вычленение от­дельных сторон, свойств, черт, признаков исследуемого явления с целью их углубленного изучения «по отдельности» и установления их отношения к сущно­сти предмета. В ходе анализа происходит выявление существенных для явления характеристик — места в структуре целого, роли в функционировании и разви­тии изучаемого, связей, отношений в целях детального рассмотрения выделен­ного. Разумеется, ход и результаты анализа существенно зависят от принятой на­учной парадигмы и прежде всего от социально-философской концепции.

Результат анализа — формирование абстракций (от лат. abstractio от­влечение) — таких характеристик явления, которые дифференцируются по признакам «общее» — «особенное» — «единичное». Абстрагирование в точных науках считается отвлечением от частного, случайного, временного. Но для журналистики — и не только исторического и социологического зна­ния о ней, но и для теоретического — серьезное значение имеют и «особен­ное», и «единичное», поскольку эти характеристики позволяют «увидеть» яв­ление в целом. Однако действительно реальной трудностью в ходе анализа и образования абстрактных характеристик являются ошибки в понимании того, что именно является «общим», а что «особенным» и «единичным».

Поэтому абстрагирование может быть разнонаправленным. Можно — во имя постижения общего — абстрагироваться (так чаще всего поступают тео­ретики) от всего частного. Но можно абстрагироваться и от общего, если сто­ит задача осмысления особенностей явления журналистики, если общее из­вестно. Так часто поступают историки. Бывают и случаи абстрагирования от общего и особенного, чтобы выдвинуть на первый план единичные черты яв­ления. Исследователи прибегают и к первому, и ко второму, и к третьему подходу абстрагирования — все будет зависеть от того, какая задача будет решаться в конкретном случае.

Но исследователь не может забывать о том, что при любых обстоятельст­вах общее, закономерное должно быть или на первом плане, или же прохо­дить «фоном» — иначе наука в лучшем случае оказывается эмпирической фактографией, а в худшем — собранием курьезов.

Абстрагирование далеко не всегда дает безусловные (категорические) результаты: исследователь не может не иметь в виду и их возможную отно­сительность, гипотетичность. «Вечные истины» обнаруживаются редко.

Обобщение — это переход в результате исследования конкретного пред­мета к пониманию изучаемого («отдельного») как единства общего — осо­бенного — единичного. Если эта операция проделана, то — в зависимости от ее точности — уже можно оперировать «общим» (не забывая, что оно спе­цифически и прочно связано с особенным и единичным). Притом при необ­ходимости от менее общего идти к более общему.


Как, например, выявить, что является «общим» для характеристики «жур­налистских текстов» и определяющим, стало быть, сущность публицистики? Одни предлагают видеть общее в «публикации» — опубликованности в СМИ (между прочим, до сих пор все публикации в СМИ считаются принадлежащи­ми к одному роду творчества и называются «газетными/радио/телевизион­ными жанрами»). Другие настаивали на том, что основа публицистики — по­лемика. Третьи зачисляли публицистику в разряд произведений на общественно-политические темы. Все эти абстракции уязвимы: ни одна из них не дает глубинного представления о сущности публицистики, причем первая характеристика слишком «широка» и к тому же не выделяет специфи­ческого начала, другая имеет лишь частичное применение, третья не учиты­вает устных и др. форм, причем опять-таки слишком широка. Хотя в каждой есть своя правда — но частная, имеющая отношение к особенному и единич­ному в публицистике. Значит, надо было, изучая «журналистские произведе­ния», «отсекать» такие тексты, которые публикуются в журналистике, но яв-пяются по своей природе художественными или научными (в их «приспособленных» для журналистики разновидностях) искать более точ­ную общую характеристику, выявляющую сущность публицистики как типа творчества. Так возникла идея: «публицистика — контрагент общественного мнения». Отсюда понятно: в творчестве журналистов-публицистов на более нысоком уровне «повторяются» свойства общественного мнения. Тогда и только тогда возникла критически важная для обобщения возможность с этих позиций объяснить специфику «журналистского творчества», выявить критерии его качества и эффективности. На этой базе появляются основания нключить в новую концепцию все верное, достигнутое ранее, соотнести свойства этого типа творчества с другими (наука и искусство), получить базу для адекватного анализа творчества публицистов прошлого и настоящего, даже возможность «заглянуть» в будущее...

Абстрагирование предполагает внимательное и бережное «вычерпыва­ние» сущностных сторон предмета по частям и «без потерь», особенно и сложно организованных объектах. К сожалению, часто стремление посред-(твом анализа выделить главную абстракцию, своего рода «клеточку», «яд­ро» изучаемого предмета, игнорируя сложность предмета исследования при-иодит к грубой абстрактности, подрывающей доверие к самой идее.|бстрагирования как поиска существенного (и тогда презрительно говорят об оторванности ученого от жизни). Например, стремление найти одно-единственную характеристику функций СМИ (а их, представляется, множест-ио, притом существенных) привело к идее, что функциональная специфика журналистики — перевод содержания специализированного сознания в со-шание массовое. Тут тоже есть доля истины: журналист должен быть обра-шванным человеком, и только тогда он сможет, избегая поверхностности и ошибок, эффективно работать в СМИ. Но это узкая, односторонняя и, более


Со-


того, неспецифическая характеристика функций СМИ, и ее можно интерпре­тировать как требование популЯри3аторства.

Все неточности и заблуждения при абстрагировании зависят от того, что исследователь плохо вглядывается в онтологические глубинно-природные свойства предмета и останавливает свой взгляд На частном и поверхностном. К ошибкам приводит и априорНое выдвижение принимаемых как реальные основания постулатов, содержание и совокупность которых субъективны и которые потому недоступны проверке. Тогда и возникает замечание: «abstrus!».

Объективно проведенный анализ приводит к абстракциям разного рода.

«Изолирующая абстракция» _ такое вычленяющее обобщение, которое, с одной стороны, характеризует существенное в этом объекте, а с другой, выхо­дя за рамки конкретного объекта изучения, помогает понять существенные сто­роны и множества других. Как определить понятие «газета»? Только через изу­чение множества газетного типа изданий «во времени и пространстве», отвлекаясь, естественно, от существенных свойств каждого издания. Так возни­кает сначала «обобщающая» абстракция, а затем и «идеализирующая», с помо­щью которой явления журналистики («газета», «аудитория», «массовая инфор­мация» и т.д.) характеризуется в «чистом виде». Близка к ним и «абстракция отождествления» — обнаружение общих признаков У разных явлений. Чрез­вычайно важно формирование через сравнение выделенных абстракций свя­зывающей их предельной абстРакции каК ядра изучаемого явления. Если при­знать, что термин «свобода печати» универсален, то изучив позиции и системы взглядов разных авторов, писавших о ней на протяжении веков, важно отобрать такие характеристики, которые, будучи «сложенными» даДУ возможность го­ворить о путях решения проблемы. А затем, проанализировав и сопоставив их существенные черты, соединить на основе предельной абстракции (свобода со­держит в себе необходимость Как снятую) в целостное структурно развернутое представление. Таков путь к абСТрактно-всеобщим характеристикам («газеты», «публицистики», «аудитории», «толерантности» и т Д.)- А прогностически на­правленный процесс абстрагирования приводит к формированию абстракции потенциальной осуществимости. Так в наше вреМя разрабатывается идея об­щественной (государственно-общественной, общественно-правовой — назва­ние ищется многими) журналистики, представляющейся существенно важным типом СМИ рядом с государственными и частными

Выделенные в результате анализа абстракции если они верны, - это су­щественные свойства, отношения, связи в изучаемом явлении. Но, будучи «отдельными», они характеризуют «части» изучаемого, даже если это абст­рактно-всеобщие характеристики. При этом Может статься, что выделена «односторонне правильная» абстракция, дающая верное, но однобокое по­нимание, знание лишь о части сущностной прирОдЫ предмета. Задача же ис­следователя понять сущность целого.


Многие годы предпринимаются попытки выявить специфику и состав «массового сознания», что чрезвычайно важно для самых разных видов дея­тельности, в том числе и в СМИ. Но при наличии множества верных частных характеристик дело упирается, представляется, в то, что не удается найти «ядро» проблемы. А не заключается ли основание для абстрактно-всеобщей характеристики «массового сознания» в том, какие «составляющие» необхо­димы, чтобы носители массового сознания могли адекватно ориентироваться во всем окружающем личность, группу, общество мире явлений действитель­ности настоящего, прошлого и даже гипотетического будущего? И тогда мас­совое сознание станет возможным представить как ориентирующую систему, отдельные части которой задают подходы к различным сторонам действи­тельности, а в совокупности позволяют полнокровно ориентироваться в ок­ружающем.

Так перед исследователем возникает проблема конкретизации, «построе­ния» конкретного как совокупности множества выделенных абстракций. Не лучшим вариантом (но допустимым и в чем-то плодотворным при изуче­нии новых и сложных явлений) является «агрегативное», «суммативное», «аддитивное» сведение абстракций. Можно представить такое сведение как «характеристику через запятые» (= существенно для явления черты х, у, /... п). Результат — механическое целое, ведущее порой к эклектике. Но действительным пониманием сущности оказывается не аддитивное, а си­стемное видение объекта, когда отдельные абстракции выступают как эле­менты, находящиеся в связи, взаимодействии (координации, субординации). Поняв это, исследователь «видит» целое не как «кубики в коробке», а как «дом», то есть как органическое целое. При этом обнаруживаются эмерд-жентные свойства предмета, «дополнительность» которых возникает именно и результате связей и взаимодействия элементов в рамках системы. До сих пор, кажется, не удается создать системную характеристику «журналистика»; пока представления о ней носят аддитивный характер («социальный инсти-|ут» + «совокупность профессий» + «область творческой деятельности» + «собрание специально подобранных текстов» + «разнообразие каналов пе­редачи массовой информации» и т.д.). В случае же органического синтеза абстрактных обобщений получается достаточно строгая характеристика, например, требований «информационного порядка» в демократическом об­ществе: «информированность» достигается при ясном понимании и

реализации взаимосвязанных процессуальных актов «плюрализм»----- >-

«юлерантность»---- >- «диалог»------ >- «монополюрализм».

Таким образом, в ходе анализа и абстрагирования реально конкретного неизбежно — латентно или явно -г- проходит также и процесс синтеза (I реч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — органического соединение частей в единое целое при формировании нового, системного качества знания о предмете. При этом стоит иметь в виду, результаты


синтеза, особенно при изучении сложных явлеНии в переходных ситуациях могут носить вероятностный характер. Таков, например, синергетический синтез диссипативных структур. И поскольку в hcTOpMM журналистики ничто никогда не закончено, борются разнонаправ„енные теНденции, а малые флуктуации и слабые резонансные воздействи, способны дать простор для масштабной реализации одной из тенденций (н«обязательно ведущей к про­грессивному развитию журналистики) и огранцчению иных реальных тен­денций, научная характеристика состояния жуцналистики П0Лучается «мно­гомерной».

Существует теоретическая позиция, согласно которой в деятельности спо­собного исследователя анализ и синтез неразр^^,. анализ идет через син­тез, то есть при выделении частей и абстрагиройании <<в уме>> постоянно дер­жится целое (реальное и гипотетически будуще^ чтобы понять место и роль «части» в «целом». В результате анализа и абст&агИрОвания при стремлении понять целое идет формирование на этой базе КОнкретно~всеобщего, когда и «частные проявления» журналистики (информационная политика отдель­ного канала), и «крупные обобщения» (либер^льная журналистика второй половины XIX века) поняты в их глубинной сущ^ости

Но при этом, если рассматривать не только <<обЩИе», но также «особен­
ные» и «единичные» свойства явления важно идти дальше____ к конкрет­
но
всеобщему 'при понимании соотношения вявлении черт общего__ осо­
бенного - единичного. Так реализуется принцип КОнкретности истины.
Ведь «общее» существует только в «отдельном». можно, конечно, писать
о публицистике вообще, но это будет «тощая» Абстракция. Более конкретна
характеристика публицистики определенной эпохи или ТВОрческого объеди- ]
нения, а абсолютно конкретной будет разрабс>тка <<на фоне» общих пред- '
ставлений специфики публицистики одного звтора или даже одного его
произведения (например, «Путешествия из Пе>ербурга в Москву»). И в по­
следнем случае это будет не эссеистский переска3/ а именно анализ, ибо 1
представление о произведении будет основано на понимании абстрактно — '
всеобщего с учетом и демонстрацией особенно^ и единичного.

Сравнение - аналогия - ассоциация. В ходе исслеДования постоянно возникает необходимость сопоставления, сраанения однородных и разно­родных явлений внутри предметного поля по q,MblM разным причинам и ос­нованиям. Сравнение «толстых» журналов или альманахов одной эпохи или разных стран. Сравнение творческого уровня пу6лицистов одного лагеря или социальных позиций журналистов разных лаге&ей- Сравнение выявленное™ демократизма/антидемократизма в изданиях и программах разных направ­лений. И т.д., и т.д.

оо i—

Суть сравнение — сопоставление свойств, черТ; признаков двух или мно-'^ гих явлений, чтобы выяснить, есть ли у них общ^ насколько существенно II и выявлено это общее (в связи с наличием и p0jlb|0 особеНных и единичных,


случайных и временных проявлений и т.д.), у одних, затемнено у других, противоречиво проявляется у третьих и проч. Процедурно это выявляется как градация, выяснение «переходов» между изучаемыми явлениями. Тут значимую роль играют методы индукции.

Если разрабатывается концепция «качественного издания», то сравнение по множеству параметров разных газет («Тайме» и «Гардиен», «Нью-Йорк тайме» и «Вашингтон пост», «Монд» и «Фигаро», «Известий» и «Ведомос­тей») необходимо и неизбежно вычленение общих свойств качественных из­даний, но также и внимание к особенностям проявления «качественности» у каждого. Сравнение может носить также дифференцирующий характер, что позволяет определять различия, их меру и значение — у газет и журналистов, в характере кадрового, финансового, информационного, рекламного и др. обеспечения деятельности разных СМИ и т.д. В частности, изучение истории и современного состояния таких жанров публицистики как памфлет и фель­етон может дать чрезвычайно интересные результаты и в типологическом плане (единство/различие), и в творческом (используемые средства и уро­вень мастерства авторов разных времен, направлений, изданий и т.д.), и в генетическом (как формировались жанры), и в историческом (как они развивались), и в структурном (внутренняя организация в разные времена и у разных авторов) и проч., и проч. Так выявляются разделительные грани (иногда кардинальные).

Сравнение — это тоже своеобразный анализ явлений журналистики. Сравнение может предшествовать описанным выше аналитическим процеду­рам, а может и быть продолжением и развитием их уже применительно к бо­лее широкой предметной области.

Очень важно, чтобы сравнение имело строгие критерии и механизмы ре­ализации. Поэтому имеет глубокий смысл использовать аппарат построения аналогии (греч. analogos — соответствующий, соразмерный).

Аналогия — метод, основанный на «строго технологичном» сравнении явлений, имеющем жесткую логику: если сопоставляемые явления имеют множество сходных черт при наличии у одного неизвестных, то, вероятно, что они есть и у другого

А = Ра......... Рп, Рп + 1

Б = Ра........ Рп________________________________________________

Вероятно, Б обладает свойством Рп + 1

Таково простейшее представление об аналогии. Всякий вывод по аналогии вероятностен (при его формировании действует индуктивная логика, приме­нение которой таит опасность неполноты знания о совокупности сравнивае­мых черт). Поэтому требуется осторожность: важно выстраивать, а затем срав­нивать именно характерные (существенные) свойства и отношения, что предполагает высокое качество предварительно проводимого абстрагирова­ния. Аналогия по несущественным — внешним, случайным, нехарактерным —


О оо


признакам не только ошибочна сама по себе, но и таит опасность дальнейше­го движения исследования по ложному пути. И надо постоянно учитывать, что полной аналогии практически не бывает. Поэтому требуется оговорка о непол­ноте аналогии- Например, есть немало сходных признаков у «толстых» журна­лов XIX И XX веков (скажем, «Отечественных записок», «Русского богатства», «Красно^ нови», «Знамени» и др.). Но есть немало различий. И сходства, и различия требуют тщательного анализа и сравнения, тогда аналогия (будучи неполной) даст важные результаты.

ВыдеЯяется несколько типов выводов по аналогии:

Субстанциальная аналогия — общность проявлений свидетельствует об

общности существенных свойств;

Каузальная аналогия — сходство действий свидетельствует о сходстве

причин;

Аналогия следствий — близость причин дает возможность считать близ­кими следствия;

Функциональная — общность функций позволяет говорить о близости

структур;

Структурная — сходство структур есть некое свидетельство сходства

Аналогия соответствия — общность причин позволяет судить об общно­сти следствий.

С анаЯ°гией «пересекается» экстраполяция как способ переноса знаний с одного объекта на другой. Экстраполяция может быть предметной, по­мологической, структурной, модельной.

Достоверность выводов по аналогии (поскольку они носят только веро­ятностный характер) требует проверки (теоретической и эксперименталь­ной; для историков применим и мысленный эксперимент). Например, с боль­шой осторожностью можно строить аналогию между осуществлявшейся в России второй половины XIX в. цензурным комитетом последующей (кара­тельной) цензурой и контрольной деятельностью «Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия» современного Министерства культуры. Ведь по Закону ° СМИ она имеет право выносить предупреждения и т.д., вплоть до обращения в суд за вердиктом о приостановлении и даже закрытии СМИ.

Эти общенаучные представления об аналогии при применении в практи­ке исслеДовании журналистики требуют детализации и уточнений.

ПрежДе всего, надо ясно представлять, что общие свойства изучаемых яв­лений журналистики не только разных времен и стран, но и относящихся к одной стране и одному времени «обрастают» мощной «броней» особенно­го и единичного. Изучение «толстых журналов» в России XIX века или «ху­дожественной периодики» начала XX века или «женская периодика» нашего времени требует, разумеется, обнаружения и четкой характеристики общих


< нойств. Однако общее в них — такое «ядро», которое в каком-то смысле при шализе составляет лишь «фон» системного изучения их информационной политики, содержания и формы. И это касается не только исторического (ис-юрические параллели) и социологического подхода, но и (хотя в Меньшей, по не в малой степени) теоретического изучения явлений журналистики и единстве сущности и конкретной ее реализации в рассматриваемой пред­метной сфере.

Единства общего — особенного — единичного в конкретном предмете hi норировать опасно, и оно требует учета при анализе по аналогии. Поэтому "формула» получается такой:

А = а, б, в...е + a, b, c.f + а, [3, %...ф

Л_LLil

Б = а, б...д, е + а...с, d, f + а, р...у, л

Такое использование сравнительно-аналогического анализа, конечн-о, i 'южнее (да и не все в схеме можно указать; требуется изобретательность и< следователя), но зато дает более точные сведения для выводов об общно-< in, особенностях и единичных свойствах предмета.

А это уже путь к синтезу — «объединению» частных характеристик об­щего, особенного и единичного изучаемого предмета во внутренне коорди­нированную систему (совокупность связанных между собой элементов)-При этом обнаружение в ходе синтеза эмерджентных (возникающих в ре-льтате взаимодействия элементов) свойств свидетельствует о верносги проведенного анализа-синтеза. Например, кажется существенно важным те­оретическое представление о массовом сознании как координированном единстве мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и обще-| iвенного мнения (хотя обсуждаются и иные представления о составе и структуре массового сознания — наработки в этой сфере еще очень «плю­ралистичны»). Ведь, во-первых, такое представление об элементах (компо­нентах) массового сознания позволяет журналистам строить свою деятель­ность таким образом, чтобы формировать у его носителя полную ориентированность в действительности. И иметь при этом в виду, во-вторыХ, но, стремясь указать на связи компонентов, в массовом сознании возникают |' 'аимодействия, дающие новые свойства (в частности — своеобразие обще' < iвенного мнения становится понятным в своей зависимости не только о1 «внешних влияний», но и от «внутренних воздействий» на формирований общественного мнения других компонентов массового сознания).

Точно так же анализ произведений Белинского с целью выявления его представлений о сущности журналистики дает «набор» множества высказы-н.ший — как общих суждений, так и конкретных характеристик. «Вторичный» ■ 'нализ последних дает также обобщающие суждения. Затем систематизация


Со


идей Белинского дает возможность синтезирующего сведения отдельных идей в некую «журнальную теорию», которая позволяет понять общую пози­цию Белинского. Но поскольку он не писал законченных «трудов» по теории журналистики, эта «журнальная теория», содержит, разумеется, некие лакуны и несогласованности. Заметив их, исследователь, хорошо знающий творчес­кий «почерк» Белинского, может заполнить (предположительно) лакуны и об­судить причины несогласованностей. Т^к «журнальная теория» Белинского окажется этапом в развитии журналистикой исторической и теоретической мысли. А впоследствии, в силу новых за|дач, изменений в научной парадигме, обнаружения новых фактов потребуете^ продолжить эту аналитико-синтези-рующую работу над журналистскими представлениями Белинского, а также, конечно, и других журналистов, писавших по этому поводу ранее и позднее. Это объединение, в идеальном случае синтезирование часто базируется на психологическом механизме ассоциаций (лат. associatio -сведение) — выявлении связей между различными фактами — событиями, поступками, чертами личностей журналистов, свойствами произведений, позициями в ин­формационной политике различных СМИ и т.д. и т.п. Притом эти ассоциации имеют содержательно неодинаковый характер — в ходе исследования обна­руживаются ассоциации по сходству, ассоциации по смежности, ассоциации по контрасту (различию).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 567 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2440 - | 2358 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.