· Церковь постится и молится об освобождении Петра из тюрьмы (см. Деян. 12:1-19).
· Находясь в Антиохии, Павел со своей командой постится о пророческом водительстве (см. Деян. 13:1-3).
· Павел с командой постится и молится за рукоположенных пресвитеров в церквях в городах Листра, Икония, и Антиохия (см. Деян. 14:23).
· Весь Израиль постился на Йом-кипур, День искупления (см. Лев. 16:29; 23:37; Деян. 27:9).
· Пурим (см. Есф. 9:30, 31).
· Находясь в плену, Израиль постился в четвертый, пятый, седьмой и десятый месяц (см. Зах. 7:3-5; 8:19).
· Израиль постится в Массифе, зная о готовящемся нападении филистимлян (см. 1 Цар. 7:3-10).
· Израиль постится во время гражданской войны с Вениамитянами (см. Суд. 20:26-28).
· Иосафат и Израиль постятся, прежде чем отправиться на войну с Моавом и Аммоном (см. 2 Пар. 20:3, 4).
· Царь Иосия постится в знак смирения (см. 4 Цар. 22:11-20).
· Израиль постится во время правления царя Иоакима (см. Иер. 36:9, 10).
· Иоиль объявляет общенациональное «торжественное (священное) собрание» (см. Иоил. 1:13, 14; 2:12-15).
· Есфирь и Израиль постятся перед лицом угрозы грядущего массового уничтожения евреев в Персии (см. Есф. 3:13; 4:3, 7, 16; 5:6).
· Ездра и его спутники постятся о Божьей защите по пути в Иерусалим (см. Ездра 8:21-23).
· Неемия и Израиль в Иерусалиме постятся о духовном обновлении (см. Неем. 9:1).
· Ниневия объявила пост после проповеди Ионы (см. Иона 3:3-9).
Библейские примеры личного поста
· Верующие постятся об откровении Иисуса, как Бога-Жениха (см. Мф. 9:14, 15).
· Иисус постился 40 дней (см. Мф. 4:1-3; Лк. 4:1, 2).
· Моисей на Горе Синай постился 40 дней (Исх. 24:18; 34:28; Втор. 9:9, 18).
· Илия по пути на гору Хорив/Синай постился 40 дней (см. 3 Цар. 19:8).
· Иоанн Креститель вёл образ жизни постоянного поста (см. Мф. 11:18).
· Павел постоянно постился (см. 2 Кор. 6:5; 11:27; Гал. 4:19).
· Три дня Павел постится о своих дальнейших шагах (см. Деян. 9:9).
· Павел постится о ясности в различных ситуациях в служении (см. Деян. 13:1, 2; 14:23).
· Даниил постится об откровении о последних днях (см. Дан. 9:1-3, 20-23; 10:1-3, 12-14).
· Царь Дарий так сильно переживал за Даниила, что всю ночь провел в посте о его защите в львином рве (см. Дан. 6:18-23).
· На протяжении более чем шестидесяти лет Анна-пророчица постоянно пребывала в посте и молитве (см. Лк. 2:36, 37).
· Корнилий постился и молился о духовных переменах (см. Деян. 10:10-4, 30-31).
· Есфирь молилась о спасении Израиля (см. Есф. 4:16-5:6).
· Царь Ахав смирился перед Богом в посте и молитве (см. 3 Цар. 21:25-29).
· Анна постилась о своем бесплодии (см. 1 Цар. 1:7, 8).
· Давид часто постился (см. 2 Цар. 12:15-23; Пс. 34:13; 68:11; 108:24).
· Ездра постился, сожалея о том, что Израиль допустил смешанные браки с язычниками (см. Ездра 9:1-6).
· И снова Ездра постится и раскаивается за свой народ. Люди поступают по его примеру (см. Ездра 10:1-6).
· Неемия постился в Иерусалиме о духовном обновлении Израиля (см. Неем. 9:1).
· Неемия постился о восстановлении (см. Неем. 1:1-11) и обновлении (см. Неем. 9:32-38) Израиля.
Глава 3
Постигая суть «Поста ради Жениха»
«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9:14-17).
Пост Нового Завета
Возмущенные происходящей несправедливостью ученики Иоанна Крестителя пришли к Иисусу и задали Ему вполне уместный вопрос. Их смущение и обеспокоенность было вызвано тем, что, по их мнению, ученики Иисуса уделяют недостаточно внимания посту. Иоан учил своих учеников поститься как можно чаще, к тому же они видели, что даже лицемерные фарисеи понимали, насколько это важно. Может быть, Иисус недооценивает важность поста? А, может, Ему недостает руководящего и преподавательского опыта, чтобы научить этому своих учеников? Неуемная жажда Бога заставила учеников Иоанна отказаться от всего ради Него. Тем самым, они ставили под сомнение лидерские качества Иисуса, считая Иоанна более опытным духовным лидером, нежели Иисус.
Иисус, в свою очередь, отвечая на их вопрос, задал им встречный, по меньшей мере, странный вопрос: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» И затем Он сделал еще одно странное заявление, говоря, что грядут дни, «когда отнимется у них Жених». Он говорил о Себе, как о Женихе, которого у них заберут, убив на кресте. Вот тогда, заключил Он, Его ученики будут поститься с таким же пылом и постоянством, как и ученики Иоанна. Однако, мотивом их поста послужит горечь утраты Иисуса и страстное желание вновь увидеться с Ним. Иисус использовал их вопрос, как платформу, чтобы представить Себя Женихом, и это самое первое упоминание в Писании о Нем, как о Боге-Женихе. Он представил им новую форму, новый вид поста – поста, движимого жаждой встречи с Его красотой, дабы вновь вдохнуть аромат Его любви в Его сладостном присутствии.
В Ветхом Завете пост, как правило, служил для выражения печали о соделанном грехе, либо обращенной к Господу мольбы избавить Его народ от грядущих бедствий. Во многих случаях это превратилось в исключительно религиозное действо, как, например, в случае с фарисеями. И здесь Господь говорит, что Он приготовил для них нечто новое, доселе неизведанное. После Его смерти, после того, как эра Нового Завета начнет свой отсчет, пост примет качественно новые формы. Это станет возможным благодаря Святому Духу, обитающему в каждом верующем. Тот пост, который отныне доступен Его ученикам, это стремление познать Его глубину, жажда истинной близости с Иисусом, с Богом-Женихом.
В эпоху Нового Завета Бог Своим Духом открывает неисчерпаемые глубины Своего сердца каждому верующему (см. 1 Кор. 2:10; Евр. 10:19-22). Это привилегия, которую невозможно описать, что мы, немощные люди, сумеем постичь глубины Божьего сердца. Это наше наследие и наш удел. Мы должны стремиться день ото дня жить, постигая все новые и новые глубины Божьего сердца. «…Ибо Дух все проницает, и глубины Божии… Но мы приняли… Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:10-12).
Апостолы имели возможность пережить близость общения и радость личного знакомства с Человеком Христом Иисусом, когда Он жил на земле. Иисус продолжал настаивать, что сейчас не время поститься, что нужно радоваться. Равно также как в веке грядущем пост утратит свою актуальность, потому что мы встретимся с Ним лицом к лицу, также и ученикам незачем было поститься, день ото дня соприкасаясь с самим Богом.
В жизни апостолов произошла разительная перемена, когда Иисуса не стало. Обетование Нового Завета – близости с Иисусом – принадлежало им по праву, при этом Его не было рядом. Они не скрывали своего огорчения и желания вновь увидеться с Ним и ощутить Его близость. Они ощутили острую потребность в Нем, желание быть с Ним, настолько глубокое, о существовании которого раньше не догадывались, пока не ощутили боль Его ухода. Они жаждали Его, жаждали близости с Ним. Когда у них забрали самое дорогое, что у них было, отняли радость быть с Ним рядом, они были сокрушены. Пришло время поститься.
Пост ради Жениха – выражение внутреннего желания
В книге Песнь Песней 5:8 написано: «Если вы встретите возлюбленного моего,… скажите ему, что я изнемогаю от любви». Здесь описаны взаимоотношения Иисуса, Жениха, с Церковью, Его Невестой, та любовь и сердечная тоска, которые Церковь питает к своему Жениху (см. Песн. 2:5; 5:8). Воспоминания о наших встречах с Ним, о том, как близки мы были, пробуждают в нас такой голод, жажду, которую ничто не способно утолить, пока мы не встретимся с Ним вновь, и пока нам не выдастся величайшее счастье жизни, вновь пережить всю полноту и глубину Его любви. Мы любим Его и всем сердцем жаждем насладиться в присутствии своего Жениха. Никто, кроме Него, не способен утешить наши жаждущие сердца. Сердце, в котором нет жажды и стремления узнать Его ближе, довольствуется своим нынешним состоянием духовного бесплодия, считая его вполне сносным и нормальным. Жаждущему сердцу этого мало; оно отчаянно жаждет Бога. Вот что такое «Пост ради Жениха».
«Пост ради Жениха» сфокусирован на желании: понять Божье желание к нам, равно как и пробудить собственное желание быть с Ним. Бог дает нам новые желания, в то время, как Он отвечает на уже существующие. Жаждущее сердце не будет разочаровано, потому что Иисус обещал, что те, кто жаждут Его, найдут, что ищут. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).
Та радость, которую пережили апостолы, три года живя бок о бок с Иисусом, сменилась печалью и жаждой, тягой к Иисусу, когда Его не стало. И мы не зря испытываем такую же жажду и тягу. Духовная жажда это духовный дар, который побуждает, заставляет нас хотеть еще больше познать и пережить Его любовь, чего бы это ни стоило. Это служит некой движущей силой, заставляя нас меняться, чтобы ничто не мешало этой любви.
Он создал нас для любви, чтобы любить самим и наслаждаться Его любовью. Мы жаждем Его, пока наше сердце не будет напоено. Он умножает наше познание Его, пробуждая, а затем и восполняя это желание. Вначале, на начальной стадии, Он ухаживает за нами, дает нам почувствовать, как Его любовь зарождается и растет в нас. И хотя это в определенной степени дает нам некоторое ощущение удовлетворения, это заставляет нас хотеть чего-то большего. Однажды ощутив аромат Божьего присутствия, мы хотим большего. Это и есть Божий замысел. Голод порождает голод, и глубина взывает к глубине (см. Пс. 41:8). Всякий раз, когда Бог восполняет нашу жажду по Нему, мы жаждем Его еще больше. Именно благодаря этой жажде Он приводит нас в полноту своей любви. Мы постимся, отзываясь на плач наших сердец, которые жаждут Его.
Цель поста ради Жениха
Почему Иисус хотел, чтобы Его друзья горевали, когда Его нет с ними? Не Он ли Бог радости, который дает своим ученикам такую же радость? Что ж, давай поговорим о том, что составляет основу поста ради Жениха, и каковы его цели. Да, мы были созданы для радости, но радость эту можно найти только в Личности и присутствии Иисуса. Радость без Него и не радость вовсе. Когда мы стремимся к Нему, тоскуем о Нем, постимся, мы, таким образом, выражаем наше желание жить для Него, заявляя, что нас не влечет этот мир. Наша жажда, наше томление по Богу, свидетельствует о том, что мы не от мира сего, и что мы отвергаем все соблазны сатаны, князя этого мира. Мы не сможем утолить эту святую жажду до тех пор, пока не встретимся лицом к лицу с Иисусом в веке грядущем. То, чего мы так жаждем, к чему стремимся, это та полнота утешения, недостаток которой способно восполнить только Второе пришествие. И только тогда мы обретем величайшую радость (см. Пс. 118:19, 20; Рим. 8:23-25; Евр. 11:16). И пока этот день не наступит, мы так и будем грустить о Нем, надеясь на Его скорейшее возвращение.
Цель поста ради Жениха простирается даже за пределы желания, чтобы Он поскорее вернулся, – это жажда пережить близость с Ним, насладиться Его присутствием СЕЙЧАС. Пока мы живем в состоянии постоянного ожидания Его возвращения, Бог дает нам возможность в определенной степени пережить Его присутствие уже сейчас. Он дал нас Своего Святого Духа, позволив нам уже сегодня вдохнуть сладостный аромат Его любви. Пост ради Жениха делает сердце восприимчивым и дает возможность испытать Божью любовь и присутствие уже сейчас.
Бог создал нам таким образом, что когда мы постимся и читаем Слово, наша способность принимать от Него усиливается. Ничто не способно сделать нас более восприимчивыми к Богу, чем пост и чтение Библии, в той ее части, где говорится об Иисусе, как о нашем Женихе. Пост служит неким катализатором, усиливающим ту глубину и меру, в которой мы принимаем от Господа. В посте мы получаем все новые и новые откровения, и теперь на это уходит меньше времени, что оказывает сильнейшее воздействие на наше сердце.
Одна из ключевых целей поста ради Жениха заключается в том, чтобы побудить наши сердца стремиться к любви Бога и разбудить нашу жажду по Нему. Мы постимся вовсе не для того, чтобы привлечь к себе Его внимание. Мы постимся для того, чтобы в полной мере вкусить любовь Бога и близость с Богом, дарованные нам во Христе. Пост не меняет сердце Бога, пост меняет сердце человека. Наши сердца легко каменеют и приходят в состояние, когда чувства притупляются, и если с этим ничего не сделать, мы, сами того не понимая, становимся черствыми и равнодушными. Пост ради Жениха делает сердце человека мягким, обостряет наши чувства, и мы вновь обретаем способность переживать Божью любовь, как никогда прежде. Переживая наслаждение от познания Бога, мы чувствуем, как смягчается наше сердце и как в нем разгорается желание познавать Бога все больше и больше.
Я подчеркиваю, что наше желание Бога, наша тяга к Нему – это Его дар нам. Однако, притяжение к Богу, стремление к Нему вызывает боль в нашем сердце. Эта боль, вызванная любовью к Богу, производит в нас свой благой труд. Он ничего не делает просто так, так что будьте уверены, что у всего, в том числе и у той жажды, которую вы чувствуете, есть своя цель. Духовная жажда – это божественный проводник, который помогает нам принимать и передавать любовь. Это тот инструмент, который заставляет наши сердца стремиться к любви и чистоте, делая нас восприимчивыми. Не имея этой тяги, стремления к Нему, мы не сможем войти в полноту любви.
Наше стремление, наша жажда по Нему, заставляет нас до слез, не в силах сдержать чувств, хотеть быть с Ним, что, в свою очередь, вынуждает нас меняться, с тем, чтобы мы могли принять все то, что даровано нам в Боге. Мы страдаем от любви, потому что Он намеренно не дает нам войти в полноту Его присутствия, чтобы мы могли познать настоящую близость с Ним, в то время как Он производит в нас свой труд смирения, чтобы ощущение Божьей близости осталось с нами надолго.
Пост ради Жениха производит святость в наших душах. Пост о духовном обновлении сопровождается искренним сожалением о грехе, который мешает нашим отношениям с Ним. Растущая жажда по Богу неизбежно порождает внутренне обличение, такой силы, что мы уж не можем терпеть ничего, что противится Божьей жизни в нас. Мы больше не можем терпеть компромисс и грех – мы все подчинили Ему, потому что любим Его. Пост призван «томить» нашу душу, в то время как мы отказываемся от всего, что противится познанию Божьей любви и силы в нашей жизни (см. Ис. 58:3, 5). Приняв решение отказаться от всего, что мешает ему «созерцать красоту Господню», Давид говорил о необходимости смирять и сдерживать свою душу постом (см. Пс. 26:4; 34:13; 68:10: 108:24).
Пост, мотивированный любовью, проявляет, вскрывает в наших сердцах всякий грех, и любую нездоровую, порочную зависимость от вещей этого мира. Это верный способ не утратить духовную бдительность и состояние боевой готовности в мрачном мире, который иначе имеет свойство ослеплять и усыплять человеческий дух. Наша любовь к Богу выражается в стремлении к абсолютному послушанию. Иисус сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).
Одним из ключевых способов поддержания нашей любви к Богу, когда мы стремимся жить праведной жизнью, является война с вожделениями, живущими внутри нас. Вожделение может иметь множество разнообразных проявлений, таких как гордость, гнев, алчность, воровство, сексуальная распущенность, порнография, ненависть, злословие, ревность, пьянство, чревоугодие, страсть к развлечениям, пагубные привычки и т.п. (см. Мк. 7:21-22; Гал. 5:19-21; 1Ин. 2:16-17). В Первом послании Петра (2:11) говорится: «Возлюбленные! Прошу вас как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу». Итак, плач по Жениху также включает в себя покаяние. Плакать – значит открывать или раздирать наши сердца, как говорил пророк Иоиль: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши…ибо Он благ и милосерд…» (Иоил. 2:12-13). Когда во время поста наши сердца исполняются нежностью по отношению к Господу, мы делаем их постоянно открытыми для Бога и приглашаем Святой Дух исследовать, нет ли в нас чего-либо злого (см. Пс. 138:23-24). Пост – это дар от Бога, позволяющий нам вырваться из забот этого мира и разрушительной силы греха и тьмы. Бог дает нам возможность освободиться из тисков соблазнов, чтобы мы могли достичь той цели, ради которой Бог достиг нас (см. Фил. 3:12).