Первая находка, которую мы обнаружим, посвятив себя посту, молитве, и смирению своей плоти, заключается в том, что наш внутренний голос звучит намного громче, чем мы могли себе представить. Сложно понять, насколько сильны наши желания и потребности, пока мы не решаемся отказаться от них. В западной культуре и, к сожалению, в западной Церкви, мы стремимся к немедленному удовлетворению своих природных потребностей. Христиан даже пытаются убедить в том, что нет ничего плохого в жизни, в которой преобладают естественные желания. Едва ощутив свои потребности, мы тут же стремимся удовлетворить их, чтобы вернуться к нашим делам и обычной жизни. Пост действует двояко: обнаруживает желания природного человека и заглушает их. В природном человеке плоть доминирует над духом. Пост представляет собой средство для сознательного создания на время противоположной доминанты, чтобы на некоторый период человеческий дух занял главенствующее положение.
Писание учит о необходимости самоотречения – взятия на себя креста, чтобы следовать за Иисусом (см. Мф.16:24). Приятные ощущения и потакание плоти, сопровождающие комфортные условия существования в современном мире не являются целью людей Царства. Пост полностью противоречит нашей философии удовольствий, он пробуждает нас от приятной дремы и показывает, насколько сильно мы зависим от многих фальшивых вещей. Когда мы голодны, наш организм ощущает дискомфорт. А когда мы чувствуем себя дискомфортно, но не можем облегчить это состояние едой, друзьями, развлечениями, в нашей душе обнаруживается беспорядок.
Мы и христианская культура, в которой мы живем, пребываем в иллюзии того, что полностью преданы Богу. Однако в большинстве своем, сами не понимая того, мы являемся духовно глухими людьми. Жизнь поста обнажает наше истинное духовное здоровье, поворачивая наши духовные «уши» к раздирающему крику души. Так каково же наше истинное состояние? Мы цепляемся за ложные удовольствия, дающие нам чувство безопасности. Мы плохо слышим Бога. Мы страстно желаем одобрения людей. Мы стараемся не потерять свой имидж и сохранить репутацию. Мы удовлетворяем свои душевные потребности разного рода развлечениями, музыкой и телевидением. Мы холодны и самодовольны в своих молитвах. Мы решаем все сами. Мы полагаемся на внешние вещи. Этот список можно продолжать до бесконечности. Природа поста и молитвы такова, что она отделяет нас от всех «шумов», создающих фон, заглушающий истинную картину нашего духовного состояния. В наступившей тишине мы вынуждены обратить свой взор на свои пагубные привычки и тусклость духа, которых раньше не замечали.
Никому не нравится, когда обнаруживаются темные стороны их души и их дурные привычки. В своем природном существе мы бы охотно провели жизнь, подпитывая себя разного рода стимуляторами, а не Богом и Его Словом. Вот почему, чтобы начать поститься так важно желание – этот драгоценный дар от Бога. Желание вызывает неудовлетворенность текущим состоянием нашей души и побуждает нас добровольно занять перед Богом положение молящегося, постящегося и ранимого человека и позволить Его Святому Духу выставить напоказ все те ложные и неправедные привязанности и пристрастия, которые находятся в нас. Только глубокое и страстное желание близости с Богом может убедить нас добровольно пойти на боль, сопровождающую подобное обнажение плоти. И, тем не менее, мы идем на это, так как знаем, что сможем по-настоящему узнать Его сердце, только когда наша душа освободиться от других привязанностей и влечений. Ради любви мы с готовностью кладем свои сердца в горнило. Мы восклицаем: «Открой то, что Ты должен открыть во мне, Боже. Сделай все, что Ты должен сделать, чтобы очистить мое сердце, успокой мою плоть и приведи меня к Тебе!»
Смирение – плод поста
Пост не только делает нас слабыми. Пост также смиряет нас. Царь Давид говорил о том, что смирял себя посредством поста (см. Пс. 34:13). Наше тело измучено, наш разум опустошен, наша сила исчезла - мы не можем исполнять свои прежние функции. Мы обнаруживаем, что с трудом справляемся с простыми вещами, которые раньше делали без усилий. Да, когда мы постимся, с человеческой точки зрения, мы находимся не в лучшей форме. Большая часть людей согласится, что такое состояние смиряет их и перед другими людьми и в душе самого человека.
Суть поста – это томление души (см. Ис. 58:5). Эти слова могут прозвучать старомодно, но таков библейский путь выражения нашего отчаянного желания познать Бога глубже. Мы действительно платим определенную цену, отказываясь от природной силы, комфорта и удовольствий. Более того, порой кажется, что пост не приводит к получению ожидаемого результата. Порой мы постимся, но не получаем того, чего хотели. Это заставляет нас смиряться еще больше. Мы вынуждены согласиться с тем, что почти ничего не понимаем, и еще меньшее можем контролировать. Однако добровольное смирение заключается в том, что мы доверяем Божьему Слову больше, чем собственным чувствам, и, несмотря ни на что, продолжаем молитву и пост. Мы должны быть твердо убеждены в том, что Бог вознаграждает тех, кто настойчиво ищет Его (см. Евр.11:6).