«Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И поэтому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:7-9).
«Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;…в опасностях между лжебратиями; в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11:25-27).
Пост – это призыв добровольно принять немощь, чтобы переживать больше Божью силу и Его присутствие. Согласитесь, что для человека немощь является одной из наиболее непривлекательных вещей. Поэтому добровольное согласие принять немощь для нас малопонятно. И, тем не менее, Бог побуждает нас к этому. Парадокс заключается в том, что мы в своем природном человеке становимся слабее, чтобы получить силу от Духа. Почему Бог выбрал пост в качестве важного инструмента для встречи с Ним? Почему Бог наделил такие простые вещи как молитва и отказ от еды столь великой силой? Наш природный ум не может постичь этого, потому что наш природный человек отвергает немощь и любое несовершенство. Нам нравится чувствовать себя сильными и крепкими, поэтому мы избегаем всего, что связано с ранимостью и слабостью. Однако в немощи есть что-то, от чего Бог не позволит нам отказаться.
Воплощение Иисуса показывает, что слабость является частью Божьего плана того, как через любовь привести людей к Себе. Когда мы думаем о жизни Иисуса, мы понимаем, что Сам Бог облекся в слабую человеческую плоть и добровольно принял физическую немощь, когда Он ходил по земле. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, которые не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Мы можем называть Его братом, потому что Он стал одним из нас, обрекая Себя на те же слабости, что испытываем мы. И это была не случайность, а совершенный план Бога.
Когда Павел сопротивлялся Божьему призыву ходить в немощи, Иисус воодушевлял его, говоря ему о том, что высвобождение Божьей силы в жизни апостола связано с его готовностью принять немощь (см. Кор. 12:9). Это ошеломляющее откровение крайне важно для понимания цели поста. Немощи, о которых Павел говорит в предыдущих отрывках (2 Кор. 11-12), были результатом его выбора. Эти немощи можно распределить в две категории. Во-первых, мы видим, что некоторые «немощи» в жизни Павла были его сознательным выбором. К этой категории относятся молитва, пост, простая жизнь и служение в смирении и с усердием. Ко второй группе «немощей», которые испытывал Павел в своем служении, относятся проявления слабости, происходившие не по его воле: жало во плоти, преследования, болезни, поношения и страдания. Когда Павел хвалился своей немощью (см. 2 Кор. 12:9), он имел в виду и преследования и добровольную жизнь поста.
Парадокс силы и слабости
Что это за совершенная сила, которую переживал Павел в своей слабости? Это часть собственной силы Бога. Многие хотят ходить в совершенной силе, однако не хотят принимать слабость, необходимую для обретения силы. Западная культура ненавидит слабость. Нам неприятна сама мысль о слабости. Тем не менее, слабость – обязательная составляющая для тех, кто желает обрести духовную силу. Павел говорил о том, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:27, 29). Бог открывает Себя нам, когда мы слабы. Павел умел хвалиться своей слабостью и умел радоваться, страдая от преследований. Подобная реакция сбивает с толку многих. Однако для Павла все было просто. У него было божественное откровение о том, что слабость является воротами в Божью силу, и потому ее не следует отвергать. Павел хотел видеть силу Бога в своей жизни и понимал, что самый верный способ испытать ее – это находиться в немощах, добровольных и вынужденных.
Методы управления Божьим Царством полны парадоксов. Все, что Бог делает малодоступно для нашего природного разума. Голод не является главной целью поста. В первую очередь, важно состояние физической слабости, когда мы не в силах делать то, что запросто делаем обычно. Во время поста наш разум теряет ясность, движения становятся неуверенными, речь невнятной, а память туманной. Даже такой великий воин, как Давид, свидетельствует о физической слабости во время поста (см. Пс. 108:24). И Павел, и Давид добровольно соглашались на физическую немощь, сопровождающую жизнь постящегося человека; они осознанно обрекали себя на те немощи, которые человек ощущает в период поста и молитвы. Подобно им, мы тоже стоим перед выбором – согласиться на физическую слабость или отказаться от нее. Давайте выберем первое, откажемся от собственной силы и будем идти вперед, движимые той силой, которую может дать только Бог.