Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕутешествие седьмое, или как “рурл€ собственное совершенство подвело 9 страница




Ќейроны мозга отзываютс€ только на УместныеФ стимулы Ч местные как в пространстве, так и во времени. ¬ каждое мгновение (как в У»гре ∆изниФ, описанной в –азмышлени€х о УNon serviamФ) импульсы соседних нейронов складываютс€ и данный нейрон либо возбуждаетс€, либо нет. “ем не менее, это УместноеФ поведение каким-то образом складываетс€ в ќбщий —тиль Ч в множество УглобальныхФ принципов, которые на уровне человеческого поведени€ соответствуют долгосрочным планам, идеалам, интересам, вкусам, надеждам, принципам и так далее.  аким-то образом все эти долгосрочные общие качества должна быть закодированы в нейронах так, чтобы из их де€тельности возникало соответствующее глобальное поведение. Ёто можно назвать УсжатиемФ глобального в местное. ѕодобное кодирование множества долгосрочных целей высшего уровн€ в синапсические структуры миллиардов нейронов было частично проделано дл€ нас миллионами наших предшественников на эволюционном древе. ћы многим об€заны не только тем, кто выжил, но и тем, кто исчез с лица земли, поскольку именно благодар€ множеству ветвей древо эволюции смогло породить такое сложное создание, как человек.

¬озьмем более простое животное, такое, например, как новорожденный теленок. “еленок, которому всего час от роду, не только видит и умеет ходить, но и инстинктивно сторонитс€ людей. ѕодобное поведение он унаследовал от далеких предков Ч УпротокоровыФ, в генах которых было закодировано именно такое поведение, выживали чаще, чем остальные. Ёто поведение, вместе с миллионами других удачных адаптаций, оказалось УсжатымФ в нейронные схемы, закодированные в коровьих генах, и стало Увстроенной характеристикойФ каждого Усход€щего с конвейераФ теленка. ¬з€тый сам по себе, набор человеческих или коровьих генов кажетс€ почти необъ€снимым чудом. —лишком много истории оказалось сжатой в нейронные схемы. „тобы сорвать с покров таинственности, необходимо работать в обратном направлении, восстанавлива€ эволюционное древо, и не только те его ветви, что выжили. ќднако, когда мы смотрим на корову, мы не видим за ней целого древа предшественников, более или менее удачливых, и удивл€емс€ долгосрочным цел€м и задачам, закодированным в структуре коровьего мозга. ќсобенно удивительным нам кажетс€ то, как миллионы в отдельности бесцельных местных нейронных импульсов у нее в голове складываютс€ в стройную картину целенаправленного поведени€ Ч коровью душу.

— другой стороны, человеческий разум и характер продолжают формироватьс€ много лет спуст€ после рождени€ и в течение этого долгого периода нейроны усваивают информацию от окружающего мира и мен€ютс€, создавал набор стилей. ѕолученные в детстве уроки кодируютс€ в подсознательные схемы активации нейронов, и когда все эти крохотные, сложившиес€ в результате обучени€ схемы действуют в совокупности с с мириадами крохотных схем, закодированных в генах, человеческий наблюдатель увидит одну общую крупную схему Ч человеческую душу. »менно поэтому мысль о лекарстве, которое Ууничтожает душуФ, но оставл€ет в неприкосновенности все особенности поведени€, абсурдна.

–азумеетс€, под давлением душа Ч набор принципов Ч может частично уступить. “о, что казалось УнесжимаемымФ, может развалитьс€, поддавшись жадности, славе, честолюбию, коррупции, страху, пытке или чему-либо еще. “ак можно сломать УдушуФ. ¬ романе ќруэлла У1984Ф приводитс€ €ркое описание механизма ломки души. Ћюди, мозги которых УпромывалисьФ сектантами или террористическими группировками, у которых они долгое врем€ были пленниками, могут утер€ть глобальную св€зь мотивов, так аккуратно закодированных в их нейронах. » тем не менее существует некое сопротивление, тенденци€ возвращатьс€ к первоначальному положению Ч центральной душе, самой сокровенной сердцевине Ч даже после самых чудовищных переживаний. Ёто можно назвать Угомеостазом духаФ.

ƒавайте перейдем к менее мрачным матери€м. ѕредставьте себе вселенную без души, механистическую вселенную, лишенную свободной воли, сознани€ или наблюдател€. Ёта вселенна€ может быть детерминистской или наполненной случайными, беспричинными событи€ми. ќднако там достаточно законов дл€ зарождени€ и развити€ устойчивых структур. “аким образом, эта вселенна€ оказываетс€ полна различных самодостаточных замкнутых маленьких объектов, каждый из которых обладает внутренней репрезентативной системой, достаточно сложной, чтобы в нем возникло глубокое, развитое самосознание. ¬ каждом из подобных объектов это породит (и здесь наблюдател€м придетс€ позволить себе снисходительную усмешку) иллюзию свободной воли Ч на самом деле, разумеетс€, это всего-навсего лед€на€ вселенна€, а обитающие в ней создани€ Ч не более, чем роботоподобные существа, машины, подчин€ющиес€ правилам, следующие по детерминистским (или случайно-детерминистским) траектори€м и тешащие себ€ иллюзией того, что они обмениваютс€ значимыми мысл€ми, в то врем€ как на самом деле они просто механически бормочут по очереди, испуска€ и поглоща€ длинные последовательности пустых, бессмысленных электромагнитных или акустических волн.

ѕредставив себе эту странную, полную иллюзий вселенную, давайте теперь взгл€нем на нашу вселенную и попытаемс€ увидеть человечество в этом свете. ћы могли бы обездушить всех в мире, так что они станут подобны зомби —молл€на или роботам —ирла, говор€щим по-китайски, и будут так же лишены внутренней жизни, как стучаща€ пишуща€ машинка под управлением бесчувственного компьютера. ∆изнь покажетс€ жестоким розыгрышем по отношению к тем бездушным скорлупкам, которые ошибочно убеждены (хот€ как может быть в чем-то убеждена кучка безжизненных атомов?), что обладают сознанием.

Ёто было бы самым лучшим способом наблюдать за людьми, если бы не одно маленькое УноФ Ч €, наблюдатель, и сам €вл€юсь одним из них, и при этом бесспорно обладаю сознанием! ¬се остальные, насколько мне известно, просто ход€чие наборы рефлексов, притвор€ющиес€ разумными Ч все, но не €! ѕосле моей смерти эта картина станет правильной Ч но до того один из объектов останетс€ особым, отличным от других, потому что он не одурачен! »ли жеЕ с дуализмом что-то немножечко не в пор€дке?

ƒуалисты считают, как сформулировал это —молл€н, что разум и тело Ч раздельные субстанции. Ёто означает, что мы имеем дело по крайней мере с двум€ видами субстанций Ч физической и ментальной. Ќаш разум сделан из чего-то, не обладающего ни материальной массой, ни физической энергией; возможно, он даже не занимает места в пространстве. Ётот взгл€д настолько загадочен, так систематически избегает попыток разъ€снени€, что непон€тно, как он может кого-либо привлекать. ќдна из дорог, ведущих к дуализму, проходит через следующий (никуда не годный) аргумент:

 

Ќекоторые факты не касаютс€ свойств, обсто€тельств и отношений физических объектов.

—ледовательно, некоторые факты касаютс€ свойств, обсто€тельств и отношений нефизических объектов.

 

ѕочему этот аргумент ошибочен? ѕопытайтесь привести пример факта, не касающегос€ физических объектов. Ёто факт, что рассказчика в Ућоби ƒикеФ зовут »змаил, Ч но чего касаетс€ данный факт? ћожно утверждать, что он имеет отношение к неким черным значкам на переплетенных листах бумаги Ч но это будет сомнительным утверждением. ћожно с таинственным видом сказать, что этот факт не касаетс€ ничего. ћожно, размахива€ руками, завер€ть, что это абстрактный факт, наподобие того, что 641 Ч простое число. Ќо нам кажетс€, не найдетс€ почти никого, кто стал бы утверждать, что этот факт касаетс€ совершенно реального, но нефизического человека по имени »змаил. “акой взгл€д превратил бы писание романов в способ изготовлени€ призраков; он принимает слишком буквально метафору о том, что герои книг живут своей жизнью, имеют собственную волю и могут восстать против их создател€. Ёто литературный дуализм.

 

 

VI

¬Ќ”“–≈ЌЌ≈≈ ќ ќ

 

“ќћј— Ќј√≈Ћ№





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 217 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1981 - | 1795 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.