При определении движений ногами в основных и промежуточных плоскостях указывается название ноги и направление выполняемого движения. Движения ног в лицевой плоскости (рис. 20): а) правую в сторону на носок; б) правую в сторону-кни-зу; в) правую в сторону; г) правую в сторону-кверху.
Движения в боковой плоскости (рис. 21); а) левую на носок; б) левую вперед-книзу; в) левую вперед; г) левую вперед-кверху; д) левую назад на носок; е) левую назад-книзу; ж) левую назад.
Разноименные движения обозначаются так (рис. 22): а) правую влево; б) правую влево-книзу.
При выставлении ноги на носок в том или ином направлении указывается нога, которой делают движение, направление движения и словосочетание «на носок». Например, правую на носок в сторону. Здесь опускаются слова «нога» и «выставить». В отдельных случаях, если не совсем понятно, чем производится движение (рукой или ногой), следует это указать.
Для обозначения сгибания ног в коленном суставе применяется термин «согнуть» и указывается нога. Например, согнуть правую, стопа находится у голени опорной ноги. Если же движение выполняется с отведением ноги, то после слова «согнуть» указывается направление движения ногой. В этом случае нога сгибается до прямого угла или несколько выше, но голень должна быть параллельна опорной ноге.
В боковой плоскости (рис. 23): а) согнуть правую; б) согнуть правую вперед; в) согнуть правую назад.
В лицевой плоскости (рис. 24); а) согнуть правую в сторону; б) согнуть правую назад, колено в сторону.
Кроме названных терминов, при выполнении движений руками и ногами применяется термин «мах», которым обозначается резкое движение в каком-либо направлении с полной амплитудой.
Чаще всего ОРУ выполняются из различных стоек, наиболее распространенными из которых являются:
основная стойка (сокращенно о. с.) — положение соответствует строевой стойке (рис. 25, а), но положение рук в ней может быть различным (о. с, руки на пояс или о. с, руки за голову). Этим она и отличается от строевой;
узкая стойка ноги врозь — стойка, в которой ноги расставлены врозь вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь (рис. 25, б);
стойка ноги врозь — в этой стойке ступни расположены так же, как и в о. с., но ноги расставлены на ширину плеч (рис. 25, в). О положении рук, если они не внизу, должны быть дополнительные указания;
широкая стойка ноги врозь — стойка, в которой ноги широко разведены в стороны (рис. 25, г);
стойка скрестно — одна нога находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10-15 см (рис. 25, д);
стойка ноги врозь правой — стойка, в которой правая нога находится на шаг впереди левой (рис. 25, е). Данная стойка может быть широкой и узкой, о чем следует указывать.
При выполнении позиций необходимо стремиться к предельной выворотности ног, колени должны быть вытянуты, ягодичные мышцы напряжены, тяжесть тела равномерно распределена на обе ступни, туловище подтянуто, с правильной осанкой.
К разновидностям стоек, которые могут быть также использованы при выполнении ОРУ, можно отнести следующие:
стойка на правом (левом) колене — при обычном способе выполнения одну ногу поднимают и, сгибая, отводят назад. Одновременно с этим сгибают другую ногу, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впереди) были перпендикулярны полу (рис. 27, а);
стойка на коленях — стойка, в которой колени, голени и носки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты (рис. 27, б)
стойка на лопатках — выполняется с опорой лопатками и затылком (рис. 27, в). Обычно руки упираются в поясницу;
стойка на голове — выполняется с опорой головой и руками (рис. 27, г);
стойка на руках — выполняется на прямых руках, тело вертикально (рис. 27, д).
При выполнении хореографических упражнений, кроме указанных выше стоек, могут использоваться различные позиции ног:
первая позиция — пятки вместе, носки развернуты в стороны (рис. 26, а);
вторая позиция — ноги врозь на расстоянии ступни одна от другой, носки развернуты в стороны (рис. 26, б);
третья позиция — пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в стороны (рис. 26, в);
четвертая позиция — одна нога впереди другой на расстоянии ступни, пятка одной ноги находится против носка другой (рис. 26, г);
пятая позиция — ступни плотно сомкнуты носками в стороны, пятка одной ноги прижата к носку другой (рис. 26, д).
Приседы
Присед — положение занимающегося, в котором ноги согнуты (опора на носки), руки в любом положении (рис. 28, а).
Полуприсед — приседание, выполняемое на половину амплитуды (рис. 28, б); часто применяется с полунаклоном и называется «старт пловца» (рис. 28, д).
Круглый присед (полуприсед) — приседание на носках, колени вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опущена (рис. 28, в).
Присед наклонно — присед, при выполнении которого бедра, туловище и голова на одной прямой линии. Положение рук, если они не вдоль тела, указывается дополнительно. Например, руки вперед (рис. 28, г).
Присед на правой (левой) — приседание, выполняемое на одной ноге, другая поднята вперед, руки вперед (рис. 28, е)
Выпады
Выпад выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием ее.
Выпад правой (левой) — выставление ноги вперед с одновременным сгибанием ее так, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу (рис. 29, а).
Выпад назад — выставление ноги назад (рис. 29, б).
Выпад с наклоном — соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад вправо с наклоном (рис. 29, в).
Глубокий выпад — выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указываются дополнительно. Например, глубокий выпад правой, руки в стороны-назад (рис. 29, г).
Наклоны
Наклон — термин для определения сгибания тела в тазобедренных суставах вперед, назад или в стороны с полной амплитудой движения. При выполнении вперед указание о направлении можно опускать. Например, наклон (рис. 30, а).
Наклон прогнувшись выполняется обычно вперед, руки в стороны, голова приподнята (рис. 30, б).
Наклон с захватом — наклон вперед, при котором руки захватывают голеностопные суставы (30, в).
Седы и положения лежа
Сед — положение занимающегося сидя на полу или на снаряде с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в каком-либо положении (рис. 31, а).
Сед углом — положение сидя с поднятыми вперед ногами, образующими с туловищем прямой угол (примерно), голова прямо (рис. 31, б).
Сед согнувшись — сед, при котором ноги подняты до вертикального положения (рис. 31, в).
Сед с захватом — то же, но туловище и голова наклонены к ногам, а ноги захватом за голеностопные суставы подтягиваются к туловищу, голова опущена (рис. 31, г).
Сед на пятках — сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки обычно на поясе (рис. 31, д).
Сед на пятках с наклоном — аналогичный сед, но туловище наклонено вперед до касания поднятыми вверх руками пола (рис. 31, е).
Разновидности положения лежа:
на спине — ноги сомкнуты, прямые, руки вдоль тела. Иное положение рук указывается дополнительно;
на животе — согнутые руки касаются пола, сомкнутые прямые ноги лежат свободно;
прогнувшись— тело максимально прогнуто, руки вверх- наружу, ноги и голова приподняты. |
Упоры (смешанные)
Упор присев — присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо (рис. 32, а). При выполнении на одной ноге указывается нога, на которой выполняется приседание, а также положение свободной ноги. Например, упор присев на правой, левая сзади на носке (рис. 32, б).
Упор стоя на коленях — опора руками и коленями, носки вытянуты (рис. 32, в). Если опора производится на одном колене, то указывается, на каком и дополнительно указывается положение свободной ноги. Например, упор на левом колене, правую назад (рис. 32, г).
Упор лежа — занимающийся обращен передней стороной тела к опоре. Термин «спереди» принято опускать (рис. 33, а).
Упор лежа сзади — учащийся обращен к опоре спиной (рис. 33, б).
Упор лежа боком — тело обращено боком при опоре на одну руку, другая рука обычно у тела (рис. 33, в).
Упор лежа на бедрах — упор, при котором тело максимально прогнуто, бедра касаются опоры или лежат на ней (рис. 34, а).
Упор лежа сзади на предплечьях — аналогичный упору лежа сзади, но руки упираются предплечьями (рис. 34, б).
Равновесия
Равновесие — положение, в котором учащийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 35, а).
Боковое равновесие — исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину (рис. 35, б). Заднее равновесие — исполнитель обращен спиной к опоре, руки в стороны (рис. 35, в).
Шпагат — сед с предельно разведенными ногами (в стороны), туловище вертикально, руки в стороны (рис. 36, а).
6 Методика преподавания -tc-i
гимнастики в школе I 01
Шпагат правой (левой) — указывается нога, находящаяся спереди (рис. 36, б).
Полушпагат — сед на пятке согнутой вперед ноги, другая сзади, туловище вертикально, руки в стороны (рис. 36, в).
Мосты
Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение занимающегося спиной к опорной плоскости с опорой руками и ногами (рис. 37, а).
Мост на предплечьях — с опорой предплечьями (рис. 37, б). Мост может также выполняться с опорой на одну ногу, на одну руку или на одну ногу и одну руку, одноименные или разно-именные.
Упражнения с предметами
Многие ОРУ в школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. Мышечные ощущения сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданным образцом. Использование предметов создает ощущение сопротивления. При этом физические усилия становятся отчетливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают
дифференцировать мышечные ощущения (гантели, набивные мячи и др.).
Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективнее. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Совершенствование координации движений пальцев важно и для интеллектуального развития детей. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место. Терминологические основы названий упражнений с предметами аналогичны терминологии упражнений без предметов. Некоторую специфику имеют упражнения с гимнастическими палками. Поэтому ниже приводятся основные положения для упражнений с ними.
Положения с палкой определяются в зависимости от ее расположения по отношению к телу занимающегося. Различают симметричные и несимметричные положения.
Симметричные положения с палкой
В симметричных положениях палка удерживается за концы обеими руками, которые могут быть прямыми или согнутыми.
Палку вниз — палка удерживается опущенными руками за концы и касается спереди бедер (рис. 38, а).
Палку вверх — палка удерживается за концы поднятыми вверх руками (рис. 38, б).
Палку вперед — палка удерживается прямыми руками за концы на уровне груди (рис. 38, в).
Палку на грудь — палка удерживается за концы согнутыми руками и касается груди (рис. 38, г).
Палку перед собой — перевернутая палка находится между предплечьями (рис. 38, д).
Палку на голову, за голову — палка удерживается за концы согнутыми руками и серединой касается головы сверху (рис. 38, е), а во втором случае — сзади шеи.
Палку на лопатки — палка удерживается за концы согнутыми руками и касается лопаток (рис. 38, ж).
Палку назад — палка удерживается за концы руками, отведенными назад до отказа.
Палку вниз-сзади — палка удерживается за концы и касается бедер сзади (рис. 38, з).
Палку за спину (на поясницу) — палка удерживается согнутыми руками за концы и касается поясницы.
6*
Несимметричные положения с палкой
Палку к плечу — палка удерживается у плеча большим и указательным пальцами, остальные поддерживают ее снизу (рис. 39, а). Это основное положение с гимнастической палкой во время передвижения.
С палкой «вольно» — положение занимающегося соответствует стойке «вольно» в разомкнутом строю без предмета. Левый конец палки при этом касается пола около левого носка, левую руку на пояс (рис. 39, б).
Палку вправо (влево) — палка удерживается правой (левой) рукой за один конец, составляя с нею прямую линию (рис. 39, в).в
Палку вправо (влево)-книзу (кверху) — палка поднята или опущена на 45° от положения «палку вправо (влево)».
Палку к плечу вперед (вправо, кверху, вправо-кверху и др.) — левая рука удерживает палку у правого плеча, а правая в указанном направлении (рис. 39, г, д).
Палку к бедру кверху (вправо, вперед) — палка удерживается у правого (левого) бедра разноименной рукой, а одноименной рукой в указанном направлении (рис. 39, е).
Палку на голову вправо (за голову, на грудь, и т. п.) — палка удерживается левой рукой за конец и касается головы, а правой — в указанном направлении (рис. 39, ж).
Несимметричные положения могут быть такими, в которых палка и рука, удерживающая ее, не составляют прямой линии, например: правую руку в сторону, палку вверх (рис. 40, а); правую руку вверх-наружу, палку влево (рис. 40, б) или вправо (рис. 40, в).
Палка мо,: от удерживаться обеими руками за один конец, например: руки вверх, палку вправо (рис. 41, а) или руки вверх, палку назад (рис. 41, б). Могут быть и иные положения палки:
Палку наклонно вправо (влево) — палка удерживается двумя руками за концы: правая рука в сторону, левая вверх (рис. 42, а).
Палку наклонно вперед, правой сверху (рис. 42, б).
Палку на грудь, правым концом кверху — а правая направляет ее вверх (рис. 42, в).
Палку на грудь, левым концом вправо-кверху (рис. 42, г).
Для удержания палки используются известные способы хватов: сверху, снизу, разный хват, обратный хват, узкий хват. При беге палку держат за середину в левой руке.