Суфизм: убеждены, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не умер, и что их шейхи и вали встречаются с ним наяву, а не во сне, и получают от него знания и спрашивают его о том, что вызывает у них затруднения.
Вот вам тексты, указывающие на эти убеждения суфиев.
Говорит Абу-ль-‘Аббас аль-Кассаб: «Не умер Мухаммад, но умерла твоя готовность видеть его оком сердца твоего»[368].
И суфизм даже описывает методы, которые должен использовать суфий, чтобы ему удалось увидеть его наяву. Передает аль-Фути от Абду-ль-Карима ас-Саммана(?) его слова: «Я завещаю тебе постоянно внимательно смотреть на его образ и думать о его сущности. Пусть сначала тебе будет трудно вызвать его, но вскоре дух твой привыкнет к этому, и к тебе придет сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). И ты будешь разговаривать с ним, и обращаться к нему, и он будет отвечать тебе и разговаривать с тобой и обращаться к тебе. Таким образом, ты преуспеешь, достигнув уровня сподвижников и присоединившись к ним»[369].
Я говорю: это означает, что возможно увидеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с помощью особых упражнений, выполняемых путем мысленного сосредоточения на его образе до тех пор, пока дух не привыкнет к этому образу, и тогда явится Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Нечто подобное сказал и ад-Дибаг: «Каждая вещь имеет свой признак, и признаком постижения раба является созерцание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) наяву. Его мысли постоянно заняты этим благородным Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), так что он не прекращает думать о нем, и никакие дела не отвлекают его от этого занятия. Ты увидишь его за едой, но мысли его с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), и он пьет, пребывая в таком состоянии, и спорит, пребывая в таком состоянии… И если раб проведет так какое-то время, Всевышний Аллах наградит его возможностью видеть Его Благородного Пророка и великого Посланника наяву. Срок же размышлений, (необходимый для достижения этого), может различаться – одним достаточно месяца, другим требуется больше времени или, напротив, меньше»[370].
И говорит аш-Ши’рани в биографии шейха ‘Абдуллаха ибн Абу Джамра аль-Андалюси, что на его долю выпало тяжелое испытание: ему отказались поверить, когда он сказал, что видит Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) наяву и разговаривает с ним. Некоторые люди выступили против него, и он уединился в своем доме и пребывал там до самой своей смерти[371].
В биографии Ибрахима аль-Матбули говорит аш-Ши’рани: «Он часто видел Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во сне и сообщил об этом своей матери, и та сказала ему: «Сынок, настоящий мужчина – тот, кто встречается с ним наяву». Когда же он стал встречаться с ним наяву и советоваться в делах, она сказала ему: «Вот теперь ты достиг положения настоящего мужчины!»»[372].
Он также сказал: «Я слышал, как шейх ‘Абду-ль-Кадир ад-Даштуты говорил: «Ни у кого из вали не было скатерти с яствами, расстеленной над заграждением Зу-ль-Карнейна, кроме господина моего Ибрахима аль-Мутбули. И никто из пророков и приближенных Аллаха не уклонялся от посещения его (праздничного обеда). И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сидел в середине, а пророки слева и справа от него в зависимости от своего положения, и так же вали. А распорядителями этого обеда были: аль-Микдад ибн аль-Асвад (да будет доволен им Аллах) и Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) и некоторые другие»[373].
А в биографии шейха Мухаммада ас-Суфи, одного из его наставников, говорит аш-Ши’рани: «Он говорил, что встречается с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), когда пожелает». После этого сказал аш-Ши’рани, комментируя эти слова: «И (шейх) говорил правду, потому что он (да благословит его Аллах и приветствует) может прибыть в любое место, где распространялся его Шариат, а людям мешает видеть его только толщина завесы (на их глазах)»[374].
Я говорю: значит ли это, что сподвижникам (да будет доволен ими Аллах) помешала видеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после его смерти, толщина завесы на их глазах? И у суфиев завесы тоньше или вообще подняты?
Говорит аль-Фути в книге «Римах хизб-ар-Рахим»: «Не досигает раб уровня совершенного познания (‘урфан) до тех пор, пока не станет встречаться с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) наяву и беседовать с ним…»[375].
И говорит аль-Фути, передавая от ас-Суйиты: «Один из вали говорит, что он посетил собрание факыха и тот пересказал хадис, и вали сказал ему: «Это ложь!». Факых спросил: «Откуда ты это взял?». Вали ответил: «Вот Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стоит над твоей головой и говорит: «Я не говорил такого хадиса!»»[376].
И рассказывает аль-Фути о своем шейхе ат-Тиджани: «Поистине, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Клянусь Величием Господа моего, по понедельникам и пятницам я не буду расставаться с тобой от рассвета до заката. И со мной будут семь ангелов, и все, кто увидит тебя в эти дни – ангелы будут записывать на свитке их имена и будут причислять их к обитателям Рая»»[377].
И рассказывает Ибн Дойфуллах: «Поистине, шейх аль-Ходжли(?) видит Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) наяву каждый день двадцать четыре раза».
Я говорю: это означает, что между тем, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сопровождает ат-Тиджани, находящегося в Фасе в Магрибе, в понедельник и пятницу, и не покидает его в эти два дня, мы обнаруживаем, что он встречается с шейхом аль-Ходжли, находящимся в Судане, двадцать четыре раза ежедневно, то есть один раз в каждый час суток… Рассмотрев их слова, можно прийти к выводу, что знания по грамматике у них «сильны чрезвычайно».
Я ограничусь приведенных объемом этих историй, и прошу простить меня, если мой рассказ показался вам слишком длинным. Поистине, в их книгах подобных историй и притч бесчисленное множество, и одна фантастичнее другой.
Ахлю-с-Сунна: говорят, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), покинул этот мир и переместился в мир иной, и после его смерти с ним не встречался никто из тех, кто на земле, и не видел его наяву, и не говорил с ним и не спрашивал его о том, в чем сомневался.
Что касается его смерти, то она не может быть подвергнута сомнениям, поскольку Всевышний сказал: «Воистину, ты смертен, и они смертны. А потом, в День воскресения, вы будете препираться у своего Господа» (Толпы, 30-31).
Существует также множество хадисов, в которых упоминается о смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), вот некоторые из них:
- От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Аллах забрал его, когда голова его находилась между моей шеей и коленями» [378] (Имеется в виду, что он умер в ее объятиях).
- От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Когда стал Посланник Аллаха ощущать муки смерти, Фатыма (да будет доволен ею Аллах), сказала: «О, мука!». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не будет отец твой (испытывать) мук после этого дня. Поистине, пришло к твоему отцу то, что не обойдет никого… Встреча в Судный День»» [379].
Здесь не сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) своей любимой дочери Фатыме: «Я не умираю и не расстаюсь с тобой, приходи ко мне, когда пожелаешь и спрашивай меня, о чем хочешь», - но сказал: «Встреча в Судный День».
- Вышел Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) к людям в день кончины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы обратиться к ним. Они же пребывали в растерянности и замешательстве, и не знали, что им делать, верить ли известию о его смерти или нет. Он сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду, то Мухаммад умер, а кто поклонялся Аллаху, то ведь Аллах – Живой в небесах, не умирает…»[380].
Доказательством также является существование могилы в Медине, в которой похоронено его благородное тело, и в этом нет разногласия среди мусульман.
Что же касается утверждения о том, что кто-то встречался с ним (да благословит его Аллах и приветствует) и спрашивал у него совета и спрашивал о некоторых вещах, то это утверждение ложное, и подобного не говорил ни один имам или ученый. И не передается ни от кого из сподвижников, что он видел Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) наяву. Даже члены его семьи и самые близкие к нему люди не видели его, так неужели суфии лучше, чем сподвижники? И неужели им даровано то, что было даровано сподвижникам?
И сколько разногласий и противоречий во многих делах было между сподвижниками после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и как нуждались они в их разрешении и устранении… Однако мы не знаем, чтобы кто-то из сподвижников или членов его семьи отправлялся к его могиле или встречался с ним наяву для обсуждения спорных вопросов.
После смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) произошли разногласия между мухаджирами и ансарами по поводу того, кто будет халифом Исламской Уммы, и обстановка накалилась до такой степени, что ансары сказали мухаджирам: «Пусть будет из вас амир и из нас амир», - мухаджиры же сказали: «Из нас амир, а из вас визирь». Это даже отвлекло их от похорон Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В конце концов, они решили эту проблему между собой и не ходили к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), который умер, и не встречались с ним и не спрашивали его. И он не вышел к ним из дома ‘Аиши., в котором находился, чтобы сказать им: «Не спорьте, халифом должен быть такой-то». Разве не было бы лучшим выходом для них задать вопрос – если бы это было возможно, - и покончить с разногласиями между ними? И это было бы для него важнее, чем посещение праздничного обеда у Ибрахима аль-Матбули...
Также и между ‘Али и Му’авией имели место разногласия и столкновения во время правления ‘Али, в которых были убиты тысячи сподвижников. Но они не пошли к могиле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), несмотря на то, что она была совсем близко, и не встречались с ним наяву, и не просили рассудить между ними. Более того, ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), жена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и самый близкий для него человек, была на стороне Му‘авийи и против ‘Али, и не встречалась с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) наяву и не спрашивала его совета в сложившейся ситуации, и, в конце концов, признала, что совершила ошибку.
И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда приблизился его смертный час, не сказал людям: «Среди вас будут те, кто достиг вершины познания, и они будут встречаться со мной наяву, и будут советоваться со мной в трудных вопросах, и я буду отвечать им». Вместо этого он сказал: «Поступайте согласно моей Сунне и Сунне праведных халифов, крепко держитесь за нее, и остерегайтесь новшеств, ибо каждое новшество – нововведение, а каждое нововведение – заблуждение» [381].
И сказал он (да благословит его Аллах и приветствует): «Я оставил вам две вещи, если вы станете придерживаться их, то никогда не впадете в заблуждение – Книга Аллаха и Сунна Его Пророка» [382].
И если бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не умирал или встречался бы с ними наяву после своей смерти, как же он тогда сказал: «…оставил вам…»? Разве оставление может быть иначе как от человека, который уходит и никогда не вернется?
Из слов суфиев следует, что их шейхи, видевшие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) наяву, становятся сподвижниками, как об этом прямо сказал аль-Фути. И сподвижничество не прекратится до Судного Дня, поскольку сподвижник – это тот, кто встречался при своей жизни с Пороком (да благословит его Аллах и приветствует), уверовал в него и не отрекся от веры до самой смерти. Таким образом, суфийские шейхи тоже подходят под это правило. Неужели они действительно хотят сказать, что их шейхи – сподвижники? Даже если они сказали это, то они говорили и о большем. И даже если они и сказали это, то подобного не говорил никто из мусульман.
Из их слов также следует, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходит из своей могилы по самым ничтожным причинам – вроде посещения обеда аль-Матбули, мавлида господина аль-Бадави и так далее. Но при этом он не делает этого, когда существует серьезная причина, вроде возникновения споров среди сподвижников и кровопролития тысяч из них, когда необходимо наставление пребывающих в заблуждении из них на Путь Истины.
Лучшим возражением на слова тех, кто утверждает, что видел наяву Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) или кого-то другого из умерших, являются слова Всевышнего: «Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены» (Верующее, 100), - то есть за умершими препятствие, препятствующие их возвращению в этот мир до Судного Дня, говорит ат-Табари.
И говорит шейх Абду-ль-‘Азиз ибн Баз об этом: «Кто из невежественных суфиев утверждает, что он видит Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) наяву или что он посещает мавлид или тому подобное, тот впал в отвратительное заблуждение, и противоречит Корану, Сунне и согласному мнению ученых о том, что мертвые выходят из своих могил в Судный День, а не в этой жизни, как сказал об этом Всевышний: «После этого вы непременно умрете. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (Верующие, 15-16). Всевышний Аллах сообщил о том, что воскрешение мертвых будет иметь место в Судный День, а не в этой жизни, а кто утверждает противоположное этому, тот говорит очевидную ложь или же он впал в заблуждение и поддался чьему-то обману, и не знает Истины, которую знали праведные предки»[383].
После всего вышеупомянутого, вы видите, что их слова: «Я видел Посланника Аллаха наяву», - или: «Я встречался с Посланником Аллаха», - или: «Сказал мне Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)», - тому подобные высказывания являются ложью и клеветой на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И говорящий подобное берет на душу грех и попадает под приговор, вынесенный Пророком (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто сказал на меня ложь намеренно, пусть займет свое место в Огне» [384].